Выявление экономических законов и новых тенденций в социально-экономическом развитии общества — главное предназначение экономической науки


Отбросив марксистскую политическую экономию, российская экономическая наука стоит на распутье: что взять за основу — западный субъективизм с его математикой, эконометрикой, игнорированием реальности и объективности экономических законов, классическую политическую экономию или что-то третье.

Наметившаяся в преподавании курса экономической теории ориентация на «Экономикс» настораживает своим несоответствием настоятельным потребностям экономического развития страны. Для выхода из затянувшегося социально-экономического кризиса экономическая наука призвана помочь осознанию того факта, что без подъема реальною сектора экономики решить эту задачу невозможно.

Сегодня практически важное значение приобретает понимание взаимозависимости материальной (реальной) и социальной сфер, устойчивости рубля, налоговых поступлений и действительного подъема экономики, взаимозависимости производства и потребления населения, значения закона экономии времени и снижения издержек производства в ценообразовании, инвестиционном подъеме и конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и внешнем рынках и т.д.

Негативное влияние на выбор направлений в формировании курса экономической теории оказывает своеобразная ситуация, сложившаяся в теории и хозяйственной практике в бывшем СССР в отношении к экономическим законам. Экономическая наука всесторонне исследовала экономические законы и достигла в познании их содержания значительных результатов. Однако в практике советского хозяйствования объективные требования экономических законов игнорировались.

Так, достижения в исследовании закона экономии времени не только не были реализованы на практике, но и вопреки объективным требованиям этого закона принимались волевые хозяйственные решения. Сегодня это «своеобразие» советской действительности некоторыми обществоведами расценивается как доказательство отсутствия экономических законов. На самом же деле то, что произошло с экономикой СССР, свидетельствует о том, насколько пагубно пренебрежение объективными требованиями экономических законов.

Принимая хозяйственные решения вне взаимосвязи с фактическими затратами и экономической отдачей этих затрат, правительство на всех организационных уровнях неизбежно вело экономику к социально-экономическому кризису.

Признание объективности системы производственных отношений и практической формы их реализации — экономических интересов — позволяет сделать вывод об объективности экономических законов общества. В связи с этим исследование объективных требований каждого из экономических законов и его действия в системе представляет огромное практическое значение.

Формирование рыночной экономики и развитие рыночных отношений в России обусловливают обновление всей системы производственных отношений и форм их реального проявления. В развитой рыночной экономике при многообразии форм собственности на средства производства будет экономически процветать или становиться банкротом конкретный трудовой коллектив или отдельный товаропроизводитель, а не такая научная абстракция, как «общество в лице государства».

Для того чтобы выстоять в новых условиях хозяйствования, воспроизвести систему своих Экономических потребностей и интересов в расширенном масштабе, каждый хозяйствующий субъект вынужден будет знать и учитывать в своей хозяйственной практике объективные требования экономических законов.

Вопреки представлениям некоторых советских обществоведов и зарубежных советологов понятие о современном рынке как исключительно свободном, лишенном какого-либо регулирования со стороны государства, ошибочно. Обобщение опыта стран, достигших существенного экономического и социального прогресса в послевоенный период, свидетельствует о весьма эффективном влиянии правительств этих стран на развитие экономики. При этом необходимо выделить два момента: во-первых, государственное вмешательство в экономику опиралось на углубленные, многовариантные теоретические разработки экономистов и, во-вторых, экономическая политика отличалась гибкостью. Она обновлялась вместе с изменением социально-экономической ситуации в стране.

Так, подводя итоги анализа причин успехов экономического развития Японии и чрезвычайно высокой степени адаптивности ее экономики к изменяющимся условиям, экономисты Института востоковедения пришли к выводу, что главным фактором служит высокая эффективность механизма государственного регулирования экономики. Этот механизм в течение всего послевоенного периода обеспечивал близкое к оптимальному сочетание направляющей роли государства и функционирования рынка. По сути дела, вмешательство государства позволяло использовать объективно обусловленное действие рыночных законов в целях развития, с одной стороны, и ограничивать негативные последствия действия данных законов — с другой.

Следовательно, познание содержания экономических законов в рыночной модели современного типа приобретает практическое значение и на уровне государства. Это ощущается особенно остро на первых этапах перехода к новой модели хозяйствования: все недостатки экономической науки, лишение ее долгие годы статистического материала, реально отражающего хозяйственную практику, определили и будут определять трудности и просчеты в налоговой и кредитной политике, ценообразовании, регулировании денежного обращения и внешнеэкономических связей.

Интересны на этот счет выводы американского экономиста с мировым именем, известного высокой степенью научности результатов исследования, Д. Гэлбрейта, всесторонне обосновывающего мысль о том, что без глубокого знания всей сложной структуры хозяйственной системы и экономических законов ее развития вмешательство в экономику не только не возможно, но и преступно. Просчеты такого рода слишком дорого обходятся всем членам общества

Итак, исследование сущности, форм проявления экономических законов позволяет каждому хозяйствующему субъекту действовать с большей эффективностью. Познание объективных требований экономических законов означает овладение прошлым экономическим опытом, освобожденным от случайностей, ошибок и просчетов. Иначе говоря, использовать экономический закон значит сообразовывать свои хозяйственные действия в соответствии с объективными требованиями экономических законов и достигать экономических целей с меньшими затратами времени.

И еще одно замечание принципиального характера. Безусловно, законы рыночной экономики по существу своих объективных требований одинаковы для всех стран с рыночно-конкурентными отношениями. Однако формы проявления экономических законов и методы их практической реализации не одинаковы и не могут быть одинаковыми во всех странах. Это объясняется тем, что производственные отношения и отражающие их экономические законы — всего лишь общественная форма производительных сил. Каждая же страна отличается уровнем развития производительных сил, их структурой, степенью развитости системы экономических потребностей и интересов, своим политическим устройством.

Для России несомненной ошибкой было бы игнорировать 70-летний опыт хозяйственного развития и копировать модель рыночной экономики какой-либо страны. Сегодня наконец осознано, что России придется создавать собственную модель рыночных реформ и рыночной экономики, заимствуя все позитивное, что накоплено в мировой экономической практике.