Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа


Макроэкономика, национальное хозяйство, народное хозяйство, экономика страны в целом — все это тождественные понятия, которые характеризуют исторически сложившуюся в определенных территориальных границах систему общественного воспроизводства. Национальное хозяйство несет на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория — раздел экономической теории, помогающий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом. Она вычленяет, обобщает, а когда это возможно — измеряет массовые социально-экономические явления, которые в своей совокупности определяют процесс воспроизводства, его итоги и их изменение в рамках экономической системы в целом. Макроэкономическая система — это результат взаимодействия множества ее относительно самостоятельных хозяйствующих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы.

Структура национального хозяйства

Воспроизводство на уровне страны не есть простая сумма результатов отдельных предприятий. Хозяйственная деятельность предприятий в ходе их

взаимодействия дает новый результат, который является не только следствием, но и условием дальнейшего развития каждого предприятия и системы в целом.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов на макроуровне — объективно необходимый процесс, обусловленный разделением труда в обществе. Этот процесс практически проявляется в форме экономических интересов субъектов хозяйствования, имеющих противоречивую сущность. Достижение баланса в сложной системе экономических интересов общества — одна из труднейших функций современного государства.

Во многом проблема согласования экономических интересов в рыночной экономике решается посредством механизма конкуренции. Однако на современном этапе в условиях возросшей тенденции к монополизации рыночная экономика не обеспечивает достижения оптимального соотношения в системе интересов без вмешательства государства. Для нормального функционирования экономики на уровне страны государство призвано поддерживать конкурентную среду, обеспечивать перераспределение доходов, принимать законы и отлаживать их реализацию при согласовании экономических интересов между трудом и капиталом.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкретном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории товаров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численностью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве определенного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Главное функциональное предназначение национальной экономики — удовлетворение постоянно возрастающих и возвышающихся социально- экономических потребностей всего населения страны. Макроэкономический анализ призван прежде всего дать ответ, на сколько эффективно решается эта главная проблема национального хозяйства

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономического развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хозяйственной деятельности всех субъектов. На уровне фирм экономические закономерности практически реализуются.

Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в категории. Это валовой общественный продукт, национальный доход, эффективность общественного производства, фонд накопления и др.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хозяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа — выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой развития производства и его экономической эффективностью, доходами населения способствует определению экономического поведения каждого из хозяйствующих субъектов. Результаты экономической деятельности на уровне страны касаются каждого ее гражданина.

Не только работающее, но и все население должно владеть экономическими знаниями, чтобы адекватно реагировать на изменения в социально-экономической ситуации в стране. Эта необходимость обоснована шведским экономистом Эклундом: если граждане страны будут экономически неграмотны, то принимать экономические решения будет небольшая группа людей, и хорошо, если они будут квалифицированными, а если нет, то расплачиваться придется каждому.

Макроэкономика — сфера деятельности государства, правительства страны, всех его экономических, социальных и правовых служб. Вся сложность выработки правительством экономической стратегии состоит в том, что макроэкономические теории и их многочисленные авторы не дают готовых рецептов — какой должна быть рыночная экономика, чтобы страна процветала. Для выработки экономически и социально эффективной стратегии необходимо не только знание экономических теорий, но и глубокий, объективный анализ сложившейся ситуации в национальной экономике как за длительный, так и текущий периоды.

При этом следует учитывать, что экономическая наука не относится к числу точных не только потому, что ее теоретические гипотезы не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментально, но и потому, что экономическая жизнь общества подвержена непрерывным, изменениям вследствие чего экономическая теория также постоянно эволюционирует; кроме того, экономическая наука как исследование человеческого поведения не может избежать пристрастных суждений, что находит выражение в различных, часто противоположных взглядах на одну и ту же проблему.

Учитывая неточность, противоречивость рекомендаций теоретиков в решении макроэкономических проблем, правительство при выработке эффективной макроэкономической политики вынуждено ориентироваться на здравый смысл и способность к критическому осмыслению не только экономической действительности, но и господствующих в обществе теорий.

Важнейшими условиями для достижения цели макроэкономического анализа являются:

  1. наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей;
  2. глобальный, исторический подход к анализу народного хозяйства страны;
  3. признание пагубности вмешательства в экономику страны без реалистической оценки потенциала экономической системы и без знания объективно действующих экономических законов;
  4. понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью;
  5. ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, или, по мнению западных экономистов, на обеспечение социальной безопасности, что предполагает поддержание социально приемлемых различий » уровнях доходов населения страны;
  6. понимание того, что единственным источником роста доходов населения, политической и социальной стабильности является устойчивый эффективный рост отечественного производства, обеспечивающий рабочие места и повышение доходов всего населения страны.

Основы макроэкономической теории заложены в классической политической экономии. Определенной завершенности макроэкономическая теория достигла в учении К. Маркса и его последователей.

Теоретики неклассической теории предельной полезности переносят анализ с макроуровня на уровень фирмы, исследуя ее поведение в различных конкурентных условиях. Такой акцент в экономическом анализе в определенной мере был оправдан в связи с усложнением проблемы обмена под влиянием технического прогресса и роста производительности труда во второй половине XIX в.

Макроэкономический анализ был востребован практикой в 30-е годы почти одновременно в рыночной экономике западных стран и в формирующейся директивно-плановой модели хозяйствования в СССР.

Великие социально-экономические потрясения 30-х годов в Западной Европе и в США потребовали вмешательства государства в рыночную экономику. Во все усложняющихся взаимосвязях рыночный механизм автоматически больше не срабатывал. Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов могла в большей или меньшей мере решаться лишь с помощью государственного экономического регулирования.

Впервые тенденция объективной необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику была выявлена, обоснована и в определенной мере практически реализована Дж. Кейнсом. Таким образом, Дж. Кейнс положил начало новому направлению в политической экономии — теории государственного регулирования рыночной экономики.

Главное произведение Кейнса, в котором впервые в систематизированном виде были изложены его теория и программа государственною регулирования рыночной экономики, — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Теория Кейнса нашла широкое распространение в западной экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и других странах (А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер, Е. Домар и др.). Это направление в экономической теории получило название «кейнсианство» и оказало огромное влияние на выработку и реализацию государственной экономической политики.

Дж. Кейнс по праву называется основателем макроэкономического раздела в политической экономии, отражающего возрастающую роль государства в рыночной экономике. Кейнс предпринял попытку выявить основные функциональные закономерности в развитии общественного производства страны, воздействуя на которые государство смогло бы устранять кризисные явления в экономике и поддерживать ее нормальное функционирование.

Цель своего макроэкономического анализа Кейнс определил так: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».

Предмет исследования Кейнса — количественные функциональные взаимозависимости между такими народнохозяйственными показателями, как капиталовложения и национальный доход; потребление и сбережение; инвестиции и занятость; количество денег в обращении, уровень цен, зарплаты, прибыли и процента и т.п.

Кейнс стремится на основе анализа макроэкономических показателей прогнозировать экономическое развитие страны, для чего использует такие категории, как ожидаемая прибыль, предельная эффективность капитала, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и другие, неизбежно носящие вероятностный характер.

Как и теоретики предельной полезности, Кейнс считает решающей фазой процесса воспроизводства обмен. В связи с этим в числе основных функций государственного регулирования является воздействие на спрос, позволяющее ослабить или даже предотвратить кризисные ситуации в рыночной экономике. Для Англии, США довоенного периода обмен в качестве главной сферы государственного регулирования имел практически важное значение.

Теория Кейнса, таким образом, отражала объективные тенденции в развитии экономики.

Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась — вследствие научно-технической революции возросло значение государства в выработке научно-технической стратегии и механизма ее реализации, в финансировании фундаментальных исследований и развитии НИОКР, в развитии сферы социальных и деловых услуг и др.

Обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран показывает, что экономическая роль государства в достижении успехов в социально- экономическом развитии в настоящее время значительно сложнее и многостороннее в сравнении с довоенным периодом. Для достижения социально- экономического прогресса страны современное государство «вмешивается» не только в обмен, но и во все другие фазы воспроизводственного процесса и прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономическою роста.

Как было уже отмечено, одновременно с западной макроэкономической теорией формировалась теория государственного регулирования экономики, отражающая советскую модель хозяйствования.

Экономика бывшего СССР основывалась на почти безраздельном господстве государственной собственности на средства производства. Как и любой собственник средств производства, советское государство в лице его специальных органов осуществляло экономическое регулирование во всех фазах процесса воспроизводства и на всех его организационных уровнях.

Рынок и товарно-денежные отношения в советской модели хозяйствования имели, по существу, формальное значение. Весь прибавочный продукт изымался в государственный бюджет и оттуда в соответствии с планом и по указанию центральных органов направлялся в народное хозяйство на финансирование социально-экономических программ.

Основной частью теории государственного регулирования при социализме является народнохозяйственное планирование. Планирование носит текущий, средне-, долгосрочный характер и пронизывает все сферы и виды человеческой деятельности.

По проблемам планирования в СССР накоплена огромная литература, в числе авторов, получивших международную известность Г. М. Кржижановский, С. Г. Струмилин и др. В 70-е годы в СССР получает развитие система оптимального планирования, цель которой — составление наилучшего варианта народнохозяйственного развития с широким использованием экономико-математических методов. Метод народнохозяйственного планирования и СССР оказал огромное влияние на развитие планов и прогнозов развития хозяйства и в условиях рыночной экономики.

Оценивая экономическую роль государства в советской модели хозяйствования, следует отметить, что в условиях полного господства государственной собственности на средства производства и сосредоточения политической власти в центре альтернативы государственному вмешательству во все сферы хозяйственной жизни страны и директивного народнохозяйственного цианирования нет.

В довоенный период и в годы Великой Отечественной войны директивно-плановая, экономика и государственное регулирование советской экономической системы оказывали положительное воздействие на ее развитие, однако в послевоенный период повышение уровня экономического развития СССР, усложнение хозяйственных взаимосвязей, необходимость реализации мировых достижений научно-технической революции и перехода к преимущественно качественным методам экономического роста сделали советскую модель хозяйствования с ее всесторонней государственной «опекой» совершенно неэффективной.

Народнохозяйственные планы разрабатывались благодаря накопленному опыту и достижениям экономической теории на более высоком научном уровне, но их практическая реализация становилась почти невозможной. В новых экономических условиях требовались творческая инициатива, экономическая заинтересованность и ответственность на низших уровнях организации производства, чего советская модель хозяйствования дать не могла.

В западных же странах в послевоенный период методы государственного регулирования рыночной экономики постоянно обновляются, устраняя недостатки, возникающие по мере развития экономики страны.

Ремонт стиральных машин мытищи на нашем сайте

Информация ремонт стиральных машин мытищи на нашем сайте.

техника-дешево.рф

Pr услуги москва

Pr услуги москва trendfox креативное агентство москва услуги.

www.abr-pr.ru