Общее понятие о макроэкономике. Цели и задачи макроэкономического анализа


Макроэкономика, национальное хозяйство, народное хозяйство, экономика страны в целом — все это тождественные понятия, которые характеризуют исторически сложившуюся в определенных территориальных границах систему общественного воспроизводства. Национальное хозяйство несет на себе отпечаток исторических, естественно-географических, политических и социально-экономических особенностей, отличающих его от других стран в мировом сообществе.

Макроэкономическая теория — раздел экономической теории, помогающий выяснить, как функционирует экономическая система на уровне страны в целом. Она вычленяет, обобщает, а когда это возможно — измеряет массовые социально-экономические явления, которые в своей совокупности определяют процесс воспроизводства, его итоги и их изменение в рамках экономической системы в целом. Макроэкономическая система — это результат взаимодействия множества ее относительно самостоятельных хозяйствующих субъектов. В простейшем виде структуру национального хозяйства можно представить в виде схемы.

Структура национального хозяйства

Воспроизводство на уровне страны не есть простая сумма результатов отдельных предприятий. Хозяйственная деятельность предприятий в ходе их

взаимодействия дает новый результат, который является не только следствием, но и условием дальнейшего развития каждого предприятия и системы в целом.

Взаимодействие хозяйствующих субъектов на макроуровне — объективно необходимый процесс, обусловленный разделением труда в обществе. Этот процесс практически проявляется в форме экономических интересов субъектов хозяйствования, имеющих противоречивую сущность. Достижение баланса в сложной системе экономических интересов общества — одна из труднейших функций современного государства.

Во многом проблема согласования экономических интересов в рыночной экономике решается посредством механизма конкуренции. Однако на современном этапе в условиях возросшей тенденции к монополизации рыночная экономика не обеспечивает достижения оптимального соотношения в системе интересов без вмешательства государства. Для нормального функционирования экономики на уровне страны государство призвано поддерживать конкурентную среду, обеспечивать перераспределение доходов, принимать законы и отлаживать их реализацию при согласовании экономических интересов между трудом и капиталом.

Если микроэкономика имеет дело с ценой отдельного товара на конкретном рынке, то макроэкономика отслеживает «уровень цены», т.е. средний показатель от всех цен на всех рынках и для очень широкой категории товаров. Микроэкономика интересуется уровнями заработной платы и численностью занятых и безработных на частном рынке труда, в производстве определенного вида товара, макроэкономика изучает проблему всех занятых в стране, среднего уровня заработной платы всех работающих, общего числа безработных и т.д.

Главное функциональное предназначение национальной экономики — удовлетворение постоянно возрастающих и возвышающихся социально- экономических потребностей всего населения страны. Макроэкономический анализ призван прежде всего дать ответ, на сколько эффективно решается эта главная проблема национального хозяйства

На уровне страны выявляются закономерности социально-экономического развития, новые явления и тенденции, которые учитываются в хозяйственной деятельности всех субъектов. На уровне фирм экономические закономерности практически реализуются.

Изучаемые на макроуровне экономические процессы объединяют в категории. Это валовой общественный продукт, национальный доход, эффективность общественного производства, фонд накопления и др.

Субъектами макроэкономических процессов становятся не отдельные хозяйствующие субъекты (работник, предприниматель, управляющий и др.), а более широкие категории «действующих лиц»: население, трудовые ресурсы, самодеятельное население, безработные.

Цель макроэкономического анализа — выявление сложившейся ситуации в социально-экономическом развитии страны на основе использования показателей, объективно отражающих процесс воспроизводства.

Выявление реальной ситуации с ресурсами, занятостью, динамикой развития производства и его экономической эффективностью, доходами населения способствует определению экономического поведения каждого из хозяйствующих субъектов. Результаты экономической деятельности на уровне страны касаются каждого ее гражданина.

Не только работающее, но и все население должно владеть экономическими знаниями, чтобы адекватно реагировать на изменения в социально-экономической ситуации в стране. Эта необходимость обоснована шведским экономистом Эклундом: если граждане страны будут экономически неграмотны, то принимать экономические решения будет небольшая группа людей, и хорошо, если они будут квалифицированными, а если нет, то расплачиваться придется каждому.

Макроэкономика — сфера деятельности государства, правительства страны, всех его экономических, социальных и правовых служб. Вся сложность выработки правительством экономической стратегии состоит в том, что макроэкономические теории и их многочисленные авторы не дают готовых рецептов — какой должна быть рыночная экономика, чтобы страна процветала. Для выработки экономически и социально эффективной стратегии необходимо не только знание экономических теорий, но и глубокий, объективный анализ сложившейся ситуации в национальной экономике как за длительный, так и текущий периоды.

При этом следует учитывать, что экономическая наука не относится к числу точных не только потому, что ее теоретические гипотезы не могут быть подтверждены или опровергнуты экспериментально, но и потому, что экономическая жизнь общества подвержена непрерывным, изменениям вследствие чего экономическая теория также постоянно эволюционирует; кроме того, экономическая наука как исследование человеческого поведения не может избежать пристрастных суждений, что находит выражение в различных, часто противоположных взглядах на одну и ту же проблему.

Учитывая неточность, противоречивость рекомендаций теоретиков в решении макроэкономических проблем, правительство при выработке эффективной макроэкономической политики вынуждено ориентироваться на здравый смысл и способность к критическому осмыслению не только экономической действительности, но и господствующих в обществе теорий.

Важнейшими условиями для достижения цели макроэкономического анализа являются:

  1. наличие статистических данных, объективно отражающих статику и динамику основных макроэкономических показателей;
  2. глобальный, исторический подход к анализу народного хозяйства страны;
  3. признание пагубности вмешательства в экономику страны без реалистической оценки потенциала экономической системы и без знания объективно действующих экономических законов;
  4. понимание того, что макроэкономическая теория создается на основе объективного исследования экономики конкретной страны и результаты этого конкретного исследования могут использоваться в практике других стран с большой осторожностью;
  5. ориентация производства на рост доходов и потребления всего населения страны, или, по мнению западных экономистов, на обеспечение социальной безопасности, что предполагает поддержание социально приемлемых различий » уровнях доходов населения страны;
  6. понимание того, что единственным источником роста доходов населения, политической и социальной стабильности является устойчивый эффективный рост отечественного производства, обеспечивающий рабочие места и повышение доходов всего населения страны.

Основы макроэкономической теории заложены в классической политической экономии. Определенной завершенности макроэкономическая теория достигла в учении К. Маркса и его последователей.

Теоретики неклассической теории предельной полезности переносят анализ с макроуровня на уровень фирмы, исследуя ее поведение в различных конкурентных условиях. Такой акцент в экономическом анализе в определенной мере был оправдан в связи с усложнением проблемы обмена под влиянием технического прогресса и роста производительности труда во второй половине XIX в.

Макроэкономический анализ был востребован практикой в 30-е годы почти одновременно в рыночной экономике западных стран и в формирующейся директивно-плановой модели хозяйствования в СССР.

Великие социально-экономические потрясения 30-х годов в Западной Европе и в США потребовали вмешательства государства в рыночную экономику. Во все усложняющихся взаимосвязях рыночный механизм автоматически больше не срабатывал. Проблема сбалансированности спроса и предложения на рынках товаров, рабочей силы, денег и капиталов могла в большей или меньшей мере решаться лишь с помощью государственного экономического регулирования.

Впервые тенденция объективной необходимости государственного вмешательства в рыночную экономику была выявлена, обоснована и в определенной мере практически реализована Дж. Кейнсом. Таким образом, Дж. Кейнс положил начало новому направлению в политической экономии — теории государственного регулирования рыночной экономики.

Главное произведение Кейнса, в котором впервые в систематизированном виде были изложены его теория и программа государственною регулирования рыночной экономики, — «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.). Теория Кейнса нашла широкое распространение в западной экономической литературе и приобрела многочисленных сторонников в США, Англии и других странах (А. Хансен, Р. Харрод, Дж. Робинсон, А. Лернер, Е. Домар и др.). Это направление в экономической теории получило название «кейнсианство» и оказало огромное влияние на выработку и реализацию государственной экономической политики.

Дж. Кейнс по праву называется основателем макроэкономического раздела в политической экономии, отражающего возрастающую роль государства в рыночной экономике. Кейнс предпринял попытку выявить основные функциональные закономерности в развитии общественного производства страны, воздействуя на которые государство смогло бы устранять кризисные явления в экономике и поддерживать ее нормальное функционирование.

Цель своего макроэкономического анализа Кейнс определил так: «Нашей конечной целью может быть отбор таких переменных величин, которые поддаются сознательному контролю или управлению со стороны центральных властей в рамках той хозяйственной системы, в которой мы живем».

Предмет исследования Кейнса — количественные функциональные взаимозависимости между такими народнохозяйственными показателями, как капиталовложения и национальный доход; потребление и сбережение; инвестиции и занятость; количество денег в обращении, уровень цен, зарплаты, прибыли и процента и т.п.

Кейнс стремится на основе анализа макроэкономических показателей прогнозировать экономическое развитие страны, для чего использует такие категории, как ожидаемая прибыль, предельная эффективность капитала, ожидаемые изменения цен, стоимости денег, процента и другие, неизбежно носящие вероятностный характер.

Как и теоретики предельной полезности, Кейнс считает решающей фазой процесса воспроизводства обмен. В связи с этим в числе основных функций государственного регулирования является воздействие на спрос, позволяющее ослабить или даже предотвратить кризисные ситуации в рыночной экономике. Для Англии, США довоенного периода обмен в качестве главной сферы государственного регулирования имел практически важное значение.

Теория Кейнса, таким образом, отражала объективные тенденции в развитии экономики.

Однако после Второй мировой войны ситуация изменилась — вследствие научно-технической революции возросло значение государства в выработке научно-технической стратегии и механизма ее реализации, в финансировании фундаментальных исследований и развитии НИОКР, в развитии сферы социальных и деловых услуг и др.

Обобщение опыта развития Японии, новых индустриальных стран показывает, что экономическая роль государства в достижении успехов в социально- экономическом развитии в настоящее время значительно сложнее и многостороннее в сравнении с довоенным периодом. Для достижения социально- экономического прогресса страны современное государство «вмешивается» не только в обмен, но и во все другие фазы воспроизводственного процесса и прежде всего в темпы, факторы и эффективность экономическою роста.

Как было уже отмечено, одновременно с западной макроэкономической теорией формировалась теория государственного регулирования экономики, отражающая советскую модель хозяйствования.

Экономика бывшего СССР основывалась на почти безраздельном господстве государственной собственности на средства производства. Как и любой собственник средств производства, советское государство в лице его специальных органов осуществляло экономическое регулирование во всех фазах процесса воспроизводства и на всех его организационных уровнях.

Рынок и товарно-денежные отношения в советской модели хозяйствования имели, по существу, формальное значение. Весь прибавочный продукт изымался в государственный бюджет и оттуда в соответствии с планом и по указанию центральных органов направлялся в народное хозяйство на финансирование социально-экономических программ.

Основной частью теории государственного регулирования при социализме является народнохозяйственное планирование. Планирование носит текущий, средне-, долгосрочный характер и пронизывает все сферы и виды человеческой деятельности.

По проблемам планирования в СССР накоплена огромная литература, в числе авторов, получивших международную известность Г. М. Кржижановский, С. Г. Струмилин и др. В 70-е годы в СССР получает развитие система оптимального планирования, цель которой — составление наилучшего варианта народнохозяйственного развития с широким использованием экономико-математических методов. Метод народнохозяйственного планирования и СССР оказал огромное влияние на развитие планов и прогнозов развития хозяйства и в условиях рыночной экономики.

Оценивая экономическую роль государства в советской модели хозяйствования, следует отметить, что в условиях полного господства государственной собственности на средства производства и сосредоточения политической власти в центре альтернативы государственному вмешательству во все сферы хозяйственной жизни страны и директивного народнохозяйственного цианирования нет.

В довоенный период и в годы Великой Отечественной войны директивно-плановая, экономика и государственное регулирование советской экономической системы оказывали положительное воздействие на ее развитие, однако в послевоенный период повышение уровня экономического развития СССР, усложнение хозяйственных взаимосвязей, необходимость реализации мировых достижений научно-технической революции и перехода к преимущественно качественным методам экономического роста сделали советскую модель хозяйствования с ее всесторонней государственной «опекой» совершенно неэффективной.

Народнохозяйственные планы разрабатывались благодаря накопленному опыту и достижениям экономической теории на более высоком научном уровне, но их практическая реализация становилась почти невозможной. В новых экономических условиях требовались творческая инициатива, экономическая заинтересованность и ответственность на низших уровнях организации производства, чего советская модель хозяйствования дать не могла.

В западных же странах в послевоенный период методы государственного регулирования рыночной экономики постоянно обновляются, устраняя недостатки, возникающие по мере развития экономики страны.