Развитие конкурентной среды в России и конкурентоспособности отечественного производства


Поскольку конкуренция представляет собой основной элемент хозяйствования, то состояние конкурентной среды определяется степенью развития рыночной экономики. Трудности формирования рыночных отношений в России, просчеты в рыночных преобразованиях, их непредвиденные последствия определили создание своеобразной конкурентной среды.

Под конкурентной средой следует понимать совокупность экономических, правовых, организационных, политических условий, обеспечивающих равные возможности для всех участников рыночных отношений в их хозяйственной деятельности.

Наиболее ощутимые негативные последствия на формирование рыночных отношений и конкурентной среды в России оказали реформы, реализованные на основе концепции «шоковой терапии». Это была попытка быстрого создания современной модели рыночной экономики и соответствующей этой модели конкурентной среды.

Либерализация цен и открытие внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей в условиях государственной собственности на средства производства и господства монополий, сформировавшихся в нерыночной среде, привели к разрушению отечественного производства, инфляции, росту цен, снижению среднедушевого дохода населения России при резкой социальной дифференциации в доходах и потреблении.

В результате огромного потока импорта потребительских товаров российская продукция пищевой и легкой промышленности оказалась неконкурентоспособной на внутреннем рынке и в основном прекратила свое существование. Большинство предприятий пищевой и легкой промышленности оказались убыточными.

О том, как и кто проигрывает в рыночных условиях и теряет конкурентоспособность, — лучше всего можно проследить на ситуации с производством мяса птицы.

Сравнение затрат на производство 1 кг. российского и американского куриного бройлера позволяет заключить, что для достижения конкурентоспособности отечественного производства птицы нужны были почти 100-процентные таможенные пошлины на ввоз американских окорочков. Государство может противостоять процессу путем массированной поддержки отечественного производителя. Однако для этого требуются слишком большие затраты, которые были не под силу российскому госбюджету.

Таким образом, под конкурентоспособностью следует понимать количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителем продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров.

Чем ниже средних будут индивидуальные затраты товара и выше его потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя.

Пока конкурентные отношения и характеризующая их конкурентная среда складываются весьма трудно, причем неравнозначно по отраслям, секторам и регионам России.

В ходе перестройки 1986-1991 гг. вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений оказались вне внимания реформаторов, хотя как мировой опыт, так и научные зарубежные и отечественные исследования свидетельствовали о том, что суть рыночной экономики составляет конкурентная среда. Именно последняя и развивающаяся в ней конкуренция и составляют основной механизм саморазвития рыночных социально-экономических структур. С начала осуществления рыночных реформ можно выявить две взаимодействующие тенденции, определившие особенности формирования конкурентной среды в России.

Первая отражала усилия реформаторов по ускоренному разгосударствлению собственности и созданию чистой модели открытой либеральной экономики.

Вторая тенденция была по существу реакцией на первую. Привязанная к реальной российской действительности эта тенденция вела к возникновению новых, непредвиденных реформаторами экономических и организационно- правовых форм крупного производства, новых монопольных объединений и своеобразных механизмов реализации их экономических интересов.

Произошла чисто внешняя трансформация бывших отраслевых министерств в концерны, холдинги, при которой старая, организованная государством монополия, лишь «приспосабливается» к изменившимся условиям существования.

В условиях распада отечественной обрабатывающей промышленности возрастает значимость естественных монополий, успевших «попасть» в частные руки, «работающих» на повышение цен и способствующих росту издержек производства в экономике в целом.

Весьма заметно усиливается тенденция к локализации рынков, распада национального рынка на множество локальных. Эта тенденция усугубляется неразвитостью рыночной инфраструктуры. Можно сказать, что по истечении более 10 лет конкурентная политика в России переходит от этапа противоречивого становления к новому этапу — защиты конкуренции и развития конкурентной среды.

Эффективное формирование нового этапа в развитии конкурентных отношений в России во многом определяется возможностями выхода на конкретный рынок новых или потенциальных конкурентов. Эта возможность или ее отсутствие зависит от наличия и степени значимости различного рода препятствий входу на рынок, т.е. наличия определенных барьеров, в числе которых необходимо выделить ограничение спроса (емкость рынка); капитальные затраты или объемы первоначальных инвестиций, необходимые для входа на товарный рынок; эффект масштаба производства; абсолютное превосходство в уровне затрат; административные барьеры; экономические и организационные ограничения; вмешательства неправового характера в процессе производства и свободного перемещения товаров и др.

В конце 1999 г. были опубликованы результаты исследования состояния и перспектив развития десяти отраслей экономики России, выполненные известной американской консалтинговой компанией McKinsy&Company, в работе которой участвовал внешний консультационный комитет, возглавляемый лауреатом Нобелевской премии Р. Солоу из Массачусетсского технического университета.

Исследователи, опираясь на анализ первичных данных, пришли к заключению, что главное препятствие для роста российской экономики — это неравные условия конкуренции. Именно неравные условия конкуренции являются главной причиной низких экономических показателей в девяти из десяти исследованных отраслей.

Неравная конкурентная среда в России существует в виде неодинаковых ставок и режима налогообложения предприятий одной отрасли; неравных условий распределения земли и государственных заказов; неравенства фактических цен на энергоресурсы для разных компаний в одной отрасли; неравенства административных требований, предъявляемых к различным компаниям; неравенства условий применения законов, например, в отношении прав на интеллектуальную собственность и импортных пошлин, а также неравные условия доступа к экспортной инфраструктуре, контролируемой государством.

Эксперты доказывают, что устранение неравенства условий конкуренции, особенно в отраслях с высоким потенциалом роста, позволило бы России достичь устойчивых и быстрых темпов экономического роста до 8% в год, что обеспечило бы удвоение ВВП на душу населения в течение менее чем 10 лет.

В России разработаны и приняты конкурентные законодательства, реализация которых позволяет не допускать неравенства в конкуренции. Установленные американскими экспертами проявления неравенства в конкуренции — типичная для России ситуация нарушения законов и безнаказанность за эти нарушения.

Наличие конкурентной среды — фактор, мешающий свободному действию отдельно взятой фирме, но чрезвычайно важный для нормального развития рынка в целом и в первую очередь совокупности продавцов. Чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучше национальные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом.

Как теоретические разработки (например, М. Портера), так и практический опыт ряда стран (в частности Японии) свидетельствуют о том, что только полная реализация возможностей внутреннего рынка может стать реальной основой для эффективного выхода страны на мировой рынок в качестве его равноправного и полноценного участника.

Неравенство в конкуренции на внутреннем рынке России препятствует повышению уровня ее конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.

С развитием рыночных отношений и формированием действительно рыночной экономики Россия все более вступает в жесткую конкурентную борьбу во всех сферах современного производства. После финансового кризиса августа 1998 г. и резкого подорожания доллара для российских товаропроизводителей сложились благоприятные условия в конкурентной борьбе с иностранными поставщиками аналогичной продукции. Вместе с тем финансовый кризис привел к существенному сокращению доходов населения, сузив емкость российского потребительского рынка и ограничив тем самым вход на него новых товаропроизводителей.

Новая и постоянно изменяющаяся ситуация в экономике России повышает практическую значимость как объективного и более углубленного теоретического осмысления важнейшей рыночной категории «конкурентоспособность», так и выработки количественных методов ее адекватной оценки.

В связи с этим существенный научный и практический интерес для отечественных экономистов представляют зарубежные наработки в этой сфере научных исследований.

Действующий в течении 20 лет исследовательский и издательский проект Всемирного экономического форума по проблемам конкурентоспособности в своем обзоре за 1997 г. определяет конкурентоспособность страны как «способность поддерживать высокие темпы роста реального душевого дохода, измеряемого темпами роста валового внутреннего продукта в расчете на душу населения в постоянных ценах».

В отличие от других исследователей конкурентоспособности, использующих для ее оценки отдельные, более узкие показатели (динамику валютных курсов, относительный уровень удельной заработной платы, состояние платежного баланса), руководители проекта Всемирного экономического форума доказывают, что принятый ими более широкий общий подход позволяет выявлять и анализировать глубинные факторы экономического роста, что дает возможность оценивать эффективность различного рода правительственных и корпоративных программ, предвидеть их реальное воздействие на уровень конкурентоспособности и экономическое развитие страны.

Индекс конкурентоспособности для каждой страны рассчитывается как среднее взвешенное из восьми субиндексов, представляющих восемь основных факторов, которые определяют степень конкурентоспособности страны и одновременно оказывают наибольшее воздействие и на долгосрочный экономический рост.

Это:

  1. открытость;
  2. финансы;
  3. конкуренция;
  4. технология;
  5. инфраструктура;
  6. менеджмент;
  7. труд;
  8. институциональная среда.

Последний из восьми факторов сопоставляет страны по степени надежности правовых и общественных институтов, включая гарантии исполняемости законов и защиту прав собственника. Каждый из названных факторов, в свою очередь, обобщает большое число показателей, характеризующих положение в соответствующей области. Так, фактор «технология» учитывает 29 отдельных показателей, «открытость» — 22 и т.д.

По сводному индексу конкурентоспособности Россия в 1997 г. заняла последнее место в общем ряду 53 исследованных стран. В разрезе 8 факторов и соответствующих им субиндексов, Россия также занимает одно из последних (49-52) мест. Только по фактору «труд» Россия заняла 36-е место, что отражает относительно более высокий уровень образования рабочей силы, а также благоприятное с точки зрения предпринимателей трудовое законодательство, в котором отсутствуют реальные рычаги воздействия работников на уровень оплаты труда.

Низкая оценка России по сводному индексу конкурентоспособности отражает глубокий кризис, переживаемый страной. Если в течение почти 30 лет темпы социально-экономического развития России неуклонно снижались, а в последние 10 лет рыночных преобразований производство национального дохода в стране снизилось абсолютно наполовину, то противоречить выводам Всемирного экономического форума о чрезвычайно низкой конкурентоспособности российской экономики в ряду 53 обследованных стран, на которые приходится более 95% мирового производства, просто неразумно.

Более того, показатель экономического роста, использованный Всемирным экономическим форумом для определения степени конкурентоспособности страны, вполне может применен и для итоговой количественной оценки конкурентоспособности отдельной фирмы. Ведь если фирма конкурентоспособна, то она, следовательно, использует новые технологии, способствует профессиональному росту своих работников, снижает издержки производства, повышает качество производимой продукции, получает достаточно высокую прибыль, позволяющую увеличивать инвестиции в собственное производство и т.д.

Конечным итогом ее конкурентоспособности будут устойчивые темпы экономического роста, твердые позиции на внутреннем рынке и вполне реальные возможности выхода со своей продукцией на внешние рынки. Повышение степени конкурентоспособности России на мировом рынке ставит вопрос об открытости национальной экономики и, следовательно, решении проблемы соотношения между конкуренцией и открытостью экономики внешнему миру.

В этих условиях государство призвано постоянно решать две сложнейшие задачи: 1) развитие конкуренции, создание и поддержание равных конкурентных возможностей для всех товаропроизводителей на внутреннем рынке; 2) поддержка национальных производителей на внешнем рынке. Для современной России практически важно определить оптимальную модель государственной конкурентной политики, которая исходила бы из национальных интересов и при этом учитывала бы мировые тенденции в развитии рыночного хозяйства.

Таким образом, конкурентоспособность предстает как чрезвычайно сложное, многофакторное, системное понятие. Как на уровне страны, так и на уровне отдельной фирмы достижение конкурентоспособности является результатом всесторонне продуманной, постоянно обновляемой целенаправленной политики.

Главным субъектом, формирующим конкурентную среду и обеспечивающим ее постоянное развитие в целях поддержания конкурентоспособности своих товаропроизводителей как на внутреннем, так и на внешнем рынке, в условиях рыночных отношений вообще, а в переходной экономике в особенности, выступает государство.