Корпорация

Кроме анализа подгрупп возможен также анализ отдельных конкурентов. Анализ отдельной фирмы (корпорации) можно проводить, используя целый ряд методов, наиболее распространенные из которых — SWOT анализ (Strengths — сильные стороны, Weaknesses — слабые стороны, Opportunities — возможности, Threats — угрозы) и различные виды финансового анализа.

SWOT-анализ

SWOT, или TOWS, анализ направлен на разделение влияющих на стратегическое развитие фирмы ключевых факторов по двум плоскостям, которые можно обозначить как внешние/внутренние и позитивные/негативные. Подход предполагает стратегическое соответствие каждому из параметров (угрозы — избегать, возможности — использовать, слабые стороны — компенсировать, сильные стороны — развивать и укреплять), и, таким образом, в результате должна образоваться сбалансированная стратегия.

Хотя на сегодняшний день стало уже практически традиционным проводить первичный анализ в проектах делового администрирования, в данной форме анализа существует ряд потенциальных недостатков.

В заключение можно отметить, что SWOT-анализ помогает сформировать интегрированную оценку и прогноз, для того чтобы осуществить стратегический выбор, однако данного анализа недостаточно для оперирования элементами стратегии и применения ее на практике.

Финансовый анализ

Большинство форм корпоративного стратегического анализа должно включать в себя не только финансовую оценку существующего положения, но также и оценку стратегического выбора в будущем.

Такого рода оценки опираются на управленческие и финансовые системы учета информации. На сегодняшний день в данной сфере выдвигается большое количество концепций. Самым важным стало развитие так называемого «основанного на сфере деятельности метода учета издержек», который устанавливает акцент анализа издержек на различные процессы, связанные с деятельностью в области разработки и поставок товара или услуги. Данный подход берет свое начало из ранее разработанной управленческой системы учета, в которой затраты группируют различным образом (по группам товаров, территории продаж, ключевым потребителям).

На определенном этапе при представлении финансовых данных для стратегических целей возникают два основных вопроса: природа возможных затрат, а также принцип разделения их на постоянные и переменные затраты. В финансовой системе учета существует устоявшееся понятие, что издержки от какой-либо деятельности должны согласовываться с ретроспективой данных по этим издержкам. Для учета, который основан на принципах стратегического управления, оценка затрат основывается на альтернативном использовании имеющихся активов на альтернативные «возможности».

Это неизбежно приводит к тому, что затраты, связанные с одним видом деятельности, зависят от затрат, альтернативных данной деятельности. В действительности сторонники развития «Управленческого стратегического учета» утверждают, что затраты должны сравниваться даже с затратами конкурентов, нежели рассматриваться в абсолютном значении.

С точки зрения характера затрат в краткосрочном периоде практически все издержки могут считаться постоянными. Стратегический анализ, ориентированный на изучение более длительных периодов, сталкивается с ситуацией, когда, перефразируя известное изречение Дж. М. Кейнса, «в долгосрочном периоде все издержки переменны».

Основная проблема финансового стратегического анализа, заключается в том, чтобы выводы о том, какие затраты являются постоянными, а какие переменными, соответствовали реальному выбору ресурсов организации.