Формирование ориентации на потребителя

Форма и построение этой статьи определяются необходимой для осуществления планирования маркетинга последовательностью действий, а также специфическими требованиями некоммерческого сектора к этому процессу. Таким образом, статья состоит из пяти основных разделов:

  1. Формирование ориентации на потребителя.
  2. Стратегическое планирование и организация.
  3. Привлечение и использование ресурсов.
  4. Разработка маркетинга-микс.
  5. Контроль маркетинговых стратегий.

Обсуждение начинается с проблемы корпоративной ориентации, поскольку это обеспечивает отправную точку и необходимое мышление для разработки эффективной стратегии маркетинга.

В 1990-х гг. некоммерческий сектор нуждался в помощи не столько в маркетинговых методах, сколько в стратегическом планировании. Многие некоммерческие организации сталкиваются с существенным сокращением традиционных источников дохода, с серьезными изменениями в составе клиентов, с новыми и сильными конкурентами. В этой ситуации им необходимо переосмыслить направление своего пути, чтобы понять, какие основные стратегии они должны использовать для достижения цели. Поэтому стратегическое планирование занимает видное и очень важное положение в маркетинговом процессе.

Чтобы маркетинговая программа была действенной и внутри организации, и за ее пределами, она должна быть подкреплена достаточными финансовыми и кадровыми ресурсами. Таким образом, поиск, привлечение и организация использования этих ресурсов являются необходимыми предшественниками процесса планирования маркетинга.

Все маркетинговые действия, каждый отдельный элемент маркетинга-микс должны быть частью запланированной и рассчитанной по времени, скоординированной и взаимосвязанной программы мероприятий.

Наконец, оценка и контроль являются существенной частью программы маркетинга, поскольку они обеспечивают непрерывную обратную связь, свидетельствующую о реакции целевой аудитории.

Больше никто не сомневается, что маркетинг является ключевым фактором при решении проблем общественных и некоммерческих организаций. Он давно сформировался как эффективный инструмент управления. Экономические и социальные изменения и несомненные успехи маркетинга привели к быстрому расширению й углублению его практического применения. В 1990-х гг. сочетание таких факторов, как распространившаяся приватизация общественных проектов, возобновившийся интерес к волюнтаризму, рост признания потенциальной положительной роли маркетинга в международных социальных программах и сокращение финансирования из традиционных источников серьезно повысили значение маркетинга в некоммерческом секторе.

Хотя сейчас и возрастает интерес к волюнтаризму, некоммерческие организации стоят перед лицом двух фактов. Во-первых, они не могут полагаться на традиционные источники финансирования. Во-вторых, поскольку они все больше и больше ищут финансовой поддержки у рынка, они соперничают с другими некоммерческими организациями, старающимися также добыть себе средства к существованию.

Вследствие этого самой большой проблемой 1990-х гг., стоящей перед маркетологами некоммерческих организациях, является конкуренция. Поэтому маркетологи в некоммерческих организациях должны не только научиться находить и привлекать новых потребителей, но и адаптировать свои усилия к действиям конкурентов. Это означает, что главной заботой маркетологов в 1990-х гг. должна быть стратегия маркетинга.

Таким образом, мы сосредоточимся на подходах и методах, которые могут заметно усовершенствовать практику управления маркетинговой деятельностью в некоммерческом секторе сейчас и в будущем. Основное внимание уделяется:

  1. разработке надлежащей философии маркетинга;
  2. систематизации подходов к решению маркетинговых проблем;
  3. осведомленности о самых последних концепциях и методиках, применяемых в частном секторе, и умению их использовать.

Важным моментом для рассмотрения стратегического маркетинга в некоммерческих организациях является ясное представление и понимание уникальности среды, в которой они работают. Можно дать юридическое определение некоммерческой организации, но важнее понять ее окружающую среду и специфику маркетинговых мероприятий, вытекающую из ее миссии. На характер внешней среды организации оказывают влияние следующие факторы.

  1. Является ли организация благотворительной или коммерческой.
  2. Подвергается ли ее работа проверке со стороны общественности.
  3. Рассматривается ли маркетинг как желательный инструмент.
  4. Работает ли организация в значительной степени на добровольных началах.
  5. Оценивается ли маркетинг с других, немаркетинговых позиций.

Миссии некоммерческих организаций различаются в зависимости от типа спроса, на который пытаются повлиять, и вида деятельности. Вид деятельности организации может быть определен с точки зрения концепции обмена. Целевых клиентов просят «возместить» экономические затраты; пожертвовать старыми идеями, ценностями и представлениями о мире; пожертвовать старыми образцами поведения; или пожертвовать своим временем и энергией.

Взамен они ожидают товары, услуги, социальные или психологические преимущества или некоторую комбинацию того и другого. Некоммерческие организации таким же образом, как и коммерческие организации стремятся повлиять на процесс обмена денег на товары и услуги. Отличительной их чертой является заинтересованность в обменах неденежных затрат с одной стороны на социальные и психологические выгоды с другой. Воздействие на такой тип обмена требует других стратегий и новых методик.

Развитие маркетингового мышления

Отправная точка для эффективной стратегии маркетинга — соответствующее маркетинговое мышление. Исторически зафиксированы четыре стадии развития маркетинга.

  1. Маркетинг, ориентированный на продукт.
  2. Маркетинг, ориентированный на производство.
  3. Маркетинг, ориентированный на продажу.
  4. Маркетинг, ориентированный на потребителя.

Для первых трех стадий характерно то, что руководство в основу стратегического процесса помещает потребности и желания самой организации. Когда же руководство понимает, что долгосрочный успех любой стратегии в действительности определяется только клиентом, тогда некоммерческая фирма использует маркетинговые стратегии, которые ставят в центр внимания потребителя.

Сосредоточенность некоммерческой организации на собственных нуждах можно определить, воспользовавшись несколькими характерными признаками: руководство считает, что предложение их организации прекрасно само по себе; что основным препятствием к успеху их организации являются невежество или слабая мотивация ее клиентов; исследования играют незначительную роль при создании стратегии организации; маркетинг рассматривается как синоним стимулирования сбыта; маркетологов, как правило, отбирают на основании их знания продукта или владения методиками маркетинговых коммуникаций; для выхода на рынок используется одна единственная стратегия, которая считается наилучшей; общая конкуренция обычно игнорируется.

Внедрение надлежащей философии маркетинга в некоммерческой организации снизу доверху — нелегкая задача. Те, кому удалось добиться в этом успеха, рекомендуют: осознать сам факт ограниченности своего понимания истинной природы маркетинга; учитывать влияние на организацию различных факторов, обусловливающих временное применение подходов, не ориентированных на потребителя; на первоначальном этапе применения маркетинга выбирать краткосрочные проекты, приносящие видимые результаты; и признавать тот факт, что введение новой философии является политическим мероприятием в той же мере, в какой требует логического обоснования и убедительных доводов.

Необходимо найти союзников и обезопасить себя от врагов. Прежде всего, необходимо обеспечить лояльность к новому мышлению у высшего руководства. Без этого истинная маркетинговая ориентация не будет достигнута, и нацеленные на потребителя мероприятия в одной сфере непременно потерпят неудачу из-за сосредоточенности внимания организации на самой себе в другой сфере.