Инфраструктура сферы услуг

Хорошо разработанная инфраструктура сферы услуг создает благоприятную среду для предоставления услуг и их маркетинга. Традиционно инфраструктура рассматривалась в контексте промышленного производства, где базовые услуги, такие как транспортировка товаров и почтовые услуги, являются вспомогательными по отношению к товарам. Государственный сектор сам по себе является инфраструктурой, обслуживающий такие основные нужды, как оборона, образование и здравоохранение.

Национальная инфраструктура в значительной степени представляет собой сеть обслуживания или совокупность услуг. Некоторые сети обслуживания хорошо организованы, такие как железнодорожные услуги, почта, услуги телекоммуникаций. В течение десятилетий существуют глобальные системы бронирования авиа- и железнодорожных билетов, аренды автомашин и резервирования гостиничных номеров. В 1990-х гг. услуги телекоммуникаций и компьютерных сетей совершили квантовый скачок благодаря мобильным телефонам, сети Интернет и электронной почте.

Правила и соглашения, действующие между странами, запрещающие свободное движение труда и капитала через границы, сдерживали интернационализацию услуг. Существующая тенденция сокращения государственного регулирования и приватизации, а также создания транснациональных союзов, таких как Европейский союз (ЕС), Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА; в которое входят США, Канада и Мексика), приведет к упразднению некоторых из этих ограничений.

Общие изменения в обществе, а также частные инициативы могут изменить инфраструктуру услуг целых стран, регионов и городов. Примерами могут служить туннель между Англией и Европейским континентом и мост между Данией и Швецией.

Парижский Диснейлэнд достаточно велик для того, чтобы стать самостоятельной инфраструктурой с его тематическим парком, отелями и центрами для проведения конгрессов. Его наличие привлекает туда другие тематические парки, а также торговлю и услуги такси. В то же время для привлечения посетителей Диснейлэнду необходима транспортная инфраструктура.

Так, у него есть свой собственный вокзал, который связывает Диснейлэнд и с местным парижским поездом, и с высокоскоростными поездами на Брюссель и Лондон. Из Диснейлэнда отправляются автобусы до аэропорта имени Шарля де Голля. Маркетинг места развивается как отдельный тип маркетинга, тесно связанный со сферой услуг и разработками в области инфраструктуры.

В течение 1980-х гг. маркетинг услуг стал самостоятельной отраслью. Более того, он стал движущей силой развития мысли в общей теории маркетинга. Если мы посмотрим в прошлое — в начало XIX в., то мы увидим, что основную долю валового национального продукта составляет сельское хозяйство, в котором занята основная часть населения. Постепенно производство вышло вперед.

Услуги при этом рассматривались как остаточный продукт, а впоследствии как нечто неосязаемое и неразличимое. Начиная с 1960-х гг. мы постепенно создаем общество услуг, где сфера услуг составляет большую часть экономической деятельности. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что услуги стали центром внимания нового маркетинга, подобно тому как маркетинг промышленных товаров занял место маркетинга сельскохозяйственных товаров.

Маркетинг услуг принес новые подходы и концепции. Интерактивное производство и интерактивный маркетинг услуг, подразумевающие участие в обоих процессах потребителя, получили большее понимание. Маркетинг отношений, который отчасти был вдохновлен развитием мысли в области услуг, постепенно становится новой основой для общего маркетинга. Концепция качества услуг получила свое собственное развитие в маркетинге, в то время как понятие эффективности услуг все еще требует разработки. Необходимо более глубокое понимание взаимодействия и непостоянства связей между качеством услуг, производительностью услуг и прибыльностью.

Недостаточно понято и мало применяется систематическое проектирование услуг, которое представляет собой важнейшую область для дальнейших разработок. Концепция маркетолога по совместительству возникла в сфере услуг и показывает, что маркетинг глубоко присущ всему процессу управления сферой услуг. Словосочетание «внутренний маркетинг» стало повседневным выражением в общем маркетинге, хотя его концепция зародилась в рамках маркетинга услуг. Дерегулирование и приватизация правительственных монополий будут продолжаться. Информационные технологии породят новые услуги и новые способы предоставления традиционных услуг.

Некоторые доктрины маркетинга услуг на первый взгляд кажутся обоснованными, но им не достает глубины. Все еще ограничено понимание истинной природы услуг и их отношения к товарам. Хотя маркетинг услуг и прошел долгий путь, по-прежнему необходимы фундаментальные исследования и дальнейшие разработки практических методик.