Идентификация проблемы
В дополнение к успехам методологии в этих шести областях существуют несколько еще более интересных разработок в области сегментационного исследования и моделирования. Это методы, направленные на преодоление трех часто встречающихся недостатков сегментационного исследования, — слишком узкая направленность, статичность и детерминированность и недостаточная интеграция со стратегией. Успехи в решении этих проблем коротко изложены ниже.
Слишком узкая направленность
Критика рассматривает пять областей, которые могут быть учтены в исследованиях и моделировании.
- Традиционная сосредоточенность на принципе «один сегмент из одного типа покупателей»: задание взаимоисключающих и исчерпывающих совокупность сегментов слишком узко. Эту проблему можно решить, используя частично перекрывающуюся кластеризацию — относительно новая процедура группировок, которая позволяет потребителю относиться более чем к одному сегменту. Для рассмотрения этого метода обращайтесь к работам Ф. Арабле в соавторстве.
- Одна сегментационная схема применяется для всех маркетинговых решений: эта проблема может быть решена использованием гибкого сегментирования или объединением нескольких схем.
- Пренебрежение подсегментами: многие сегменты становятся разнородными, так как исключается возможность наличия подсегментов. Очень важно выяснить их наличие и улучшить базовую сегментацию дополнительными подсегментами. Эта концепция лежит в основе гибридных моделей сегментирования и становится все популярнее. В этом контексте полезно развивать иерархию сегментов. Побочный продукт такого исследования — разработка критериев оценки сегментированности каждого рынка (и уровня однородности выбранных сегментов)
- Человек как единица анализа: большинство сегментациокиых исследований используют данные о людях. Однако мало решений о покупке принимаются отдельными индивидами. Многие решения принимаются закупочным центром домохозяйств или промышленных потребителей. Важный успех в сегментационном исследовании — это перемещение внимания с индивидов на закупочные центры. В определении неоднородности закупочного центра использование основных инициаторов распространения информации как представителей закупочного центра часто не является приоритетным. Более правильный подход — определить всех членов закупочного центра и собрать о них информацию. Это позволяет оценить уровень согласия среди членов закупочного центра.
Уровень согласия, так же как и структура закупочного центра могут быть использованы как переменные для сегментирования или описания профиля сегментов. Д. Чоффрей и Г. Л. Лилиен обращают внимание на различия в критериях принятия решения среди членов закупочного центра. Е. Вильсон и другие описывают и проверяют наилучшие пути комбинирования предпочтений индивидуумов и членов закупочного центра, определяя, как предпочитает действовать закупочный центр.
- «Сегментирование месяца»: область сегментирования не избежала прихотей и имела свою долю «модных сегментов» и их сторонников. Чтобы не допустить подобных ошибок, следует обратиться к теории сегментирования, которая помогает сконцентрироваться на вариации рыночной реакции при выборе как основы сегментирования, так и дескрипторов профиля сегмента.
Статичность и детерминированность
Многие сегментационные исследования пренебрегают изменениями рынка и динамикой сегментов; игнорирование таких изменений обычно имеет несколько последствий. В работе Б. Джонсона и Г. Лилиена рассматриваются вопросы концептуализации и моделирования динамики сегментов.
Для решения этой проблемы можно сделать следующее:
- идентифицировать переменные сегментирования, которые учитывают происходящие изменения;
- отслеживать изменения в структуре сегмента некоторое время;
- фокусироваться на стратегиях сегментирования, которые учитывают изменения в сегментах (от непотребителей до потребителей, от мелких клиентов до крупных);
- оценить действия и реакции конкурентов, так как привлекательность сегмента зависит не только от его характеристик и собственной стратегии фирмы, но и от действий конкурентов.
Второй проблемой большинства сегментационных исследований является отсутствие случайных компонентов. Для решения этой проблемы существует целый ряд примеров представления этих случайных компонентов для оценки размера сегмента и его характеристик, кроме того, внимание должно уделяться проблеме нечеткой кластеризации.
Недостаточная интеграция со стратегией
Для ликвидации несоответствия сегментационных исследований стратегии может быть предпринят ряд действий.
- Использовать результаты анализа всех исследований в отношении концепции, товара, распределения и других маркетинговых исследований для анализа сегментов.
- Избегать редких и дорогостоящих сегментационных исследований и взамен включать во все исследования раздел для анализа сегментов.
- Связывать сегментирование с позиционированием и стратегиями маркетинга-микс, понимая взаимозависимость между последними двумя. Рассматривая позиционирование, определять наилучший сегмент (сегменты). Определив сегмент, выбирать наилучшее позиционирование. Сосредоточившись на сегменте/позиционировании, важно развивать маркетинговую стратегию в соответствии с потребностями выбранного сегмента для отражения целевого позиционирования.
- Привлекать к процедуре сегментирования торговые подразделения, способствуя освоению рынка каждого сотрудника. Кроме того, сегментирование может помочь в разделении торговых подразделений.
- Использовать сегментационные стратегии на уровне бизнес-единиц и корпорации, фокусируясь на портфеле сегментов и используя его как ядро корпоративной стратегии.