Гиперинфляция


Гиперинфляция — это чрезвычайно быстрый рост общего уровня цен товаров и услуг. Она обычно продолжается несколько лет или — в наиболее экстремальных случаях — значительно меньше, а затем смягчается или заканчивается. Четко определенного порога гиперинфляции нет. Это лучше всего пояснить на перечне различных конкретных случаев. Многочисленные случаи гиперинфляции послужили основой для проверки теорий денежной динамики, которым посвящена обширная литература.

Исторический обзор. Рекордный уровень гиперинфляции был отмечен в Венгрии после Второй мировой войны, когда индекс цен рос в среднем на 19 800% в месяц с августа 1945 г. до июля 1946 г., достигнув в июле наивысшего уровня. Последствиями Второй мировой войны были вызваны также экстремальные темпы роста цен в Китае, Греции и на Тайване. После Первой мировой войны гиперинфляция наблюдалась в Австрии, Германии, Венгрии, Польше и России.

До Первой мировой войны случаи экстремальной инфляции были редкими. Индекс цен поднялся от 1 до примерно 18 с середины 1795 до середины 1796 г. в разгар инфляции ассигнаций во Франции, а также с 1778 до 1780 г. во время Американской войны за независимость, до 12 с 1863 до 1865 г. в Конфедерации Южных штатов в течение Гражданской войны в США, сравнимые с этими темпы инфляции отмечались в Колумбии в 1902 г.

Часто упоминаемые случаи обесценения денег Древнего мира, Средневековья и Европы в XVII в. вследствие притока драгоценных металлов были мягкими по современным стандартам. Случаи экстремальной инфляции прежде были редкими из-за преобладания товарных денег и конвертируемости. Только неконвертируемые бумажные деньги могут выпускаться быстро и без ограничений, что и вызывает гиперинфляцию.

Случаи сильнейшей гиперинфляции произошли в странах, разрушенных войной, однако не связанные с войной темпы инфляции в несколько сот процентов за год были зарегистрированы на короткое время в 1926 г. в Бельгии и Франции. Со времени окончания Второй мировой войны до момента написания этой статьи (1985) частота случаев как мягкой, так и экстремальной инфляции, не имеющих отношения к войне, выросла во всем мире.

Показатели в несколько сот процентов или более в пересчете на год за короткие периоды стали типичными после Второй мировой войны, в нескольких случаях инфляция превышала 1000% в годовом исчислении в течение нескольких месяцев и, следовательно, подошла очень близко к великим гиперинфляциям. Темп инфляции выше 10 000% в год в Боливии в 1985 г. — это все-таки исключение.

Монетарные характеристики. Экстремальные увеличения уровня цен не могут произойти без соразмерного роста денежной массы, который обычно несколько уступает росту цен из-за уменьшения спроса на реальные денежные остатки. Правительства прибегают к расширенному выпуску денег, когда они не в состоянии поддерживать рост расходов бюджета и получать для этого достаточные средства путем обычного налогообложения и заимствования у населения. Денежная эмиссия является особой формой налога, которым облагается запас денег у населения.

Этот налог административно легко установить и собрать. Излишняя денежная эмиссия для финансирования государственного бюджета увеличивает совокупные расходы и поднимает цены; результирующее снижение покупательной способности имеющихся денежных остатков и составляет налог. Бейли находит, что общественные издержки этого налога более высоки по сравнению с другими формами налогообложения.

Ускорение инфляции на любом уровне временно стимулирует экономическую активность. Однако, поскольку высокий уровень инфляции приводит к искажению относительных цен, значительная часть хозяйственной деятельности оказывается общественно непроизводительной. Положение многих предприятий и работников зависит от цен и ставок заработной платы, которые отстают от общей инфляции; таким образом, они страдают от серьезного сокращения реальных доходов.

Кроме того, непредвиденное обесценение финансовых и денежных активов в реальном измерении приводит к серьезным перераспределениям общественного богатства. Эти эффекты имеют разрушительные социально-политические последствия. При этом сокращение темпов инфляции временно сокращает совокупный спрос, что также разрушительно и, следовательно, политически трудно осуществимо.

Теоретические вопросы. Обесценение денег в ходе инфляции существенно увеличивает издержки их хранения. Хотя обесценивающиеся валюты не отвергаются полностью, что свидетельствует о большой выгоде от их использования в качестве общего средства обращения, население предпринимает требующие больших издержек меры, чтобы сократить свои запасы быстро обесценивающихся денег, включая бартерные сделки и использование таких более стабильных заменителей, как, например, иностранные валюты. Эти меры заканчиваются еще большим сокращением денежных остатков в реальном выражении и существенным повышением скорости обращения денег.

Исследования показали, что спрос на реальные денежные остатки при гиперинфляции обратно пропорционален ожидаемому темпу инфляции. Ожидания будущих изменений могут сильно отличаться от оценки текущих условий. Но именно они определяют реакцию населения на инфляцию. Кейган выдвинул гипотезу, согласно которой ожидания формируются адаптивно, т.е. ожидаемые величины корректируются в пропорции к их отклонению от фактических величин. Отсюда следует теоретический вывод, что ожидаемая инфляция может быть оценена как экспоненциально взвешенное среднее показателей прошлой инфляции.

Такие адаптивные ожидания отстают от изменений фактических величин, что может объяснить, почему гиперинфляция имеет внутреннюю тенденцию усиливаться. В то время как инфляционный налог позволяет государству извлекать доход из реальных денежных остатков, ожидаемые темпы инфляции увеличиваются, пытаясь соответствовать ее растущим фактическим темпам, и доход государства в реальном выражении сокращается, но с лагом.

Реальный доход может повышаться путем ускорения денежной эмиссии, но только до тех пор, пока ожидания не придут в соответствие с более высокими темпами инфляции. Если темп инфляции будет оставаться постоянным, так что ожидаемый ее темп в конечном счете придет с ним в соответствие, то реальный доход от денежной эмиссии будет поддерживаться на постоянном уровне.

Максимальный реальный доход государства из этих постоянных уровней обеспечивается при некотором постоянном темпе инфляции, который зависит от эластичности спроса на реальные денежные остатки по темпу инфляции. Этот доход может быть еще более увеличен путем непрерывного ускорения роста денежной массы и темпов инфляции. В наблюдавшихся случаях гиперинфляция усиливалась далеко за пределы постоянного темпа, обеспечивающего максимум инфляционного налога.

Инфляция обычно также уменьшает реальную величину других налоговых поступлений из-за лагов между начислением и сбором налога. Налог на денежные остатки должен превысить сокращение реальных поступлений других налогов, чтобы не допустить сокращения общего реального дохода государства. Это часто имеет место вначале и сопровождается общественными волнениями, но гиперинфляция уменьшает все налоги в реальном выражении, что очень скоро делает ее влияние на доходы государства чисто негативным.

Адаптивные ожидания могут быть «рациональным» способом различения временных и перманентных изменений переменной. Но если темп инфляции непрерывно растет, то адаптивные ожидания как среднее взвешенное прошлых показателей оказываются всегда слишком низкими, и такой ряд коррелированных ошибок ожиданий противоречит принципам рационального поведения. Теория рациональных ожиданий утверждает, что население использует для предсказания темпа инфляции всю доступную информацию, включая экономические модели данного процесса.

Отсюда, в частности, следует, что инфляционные ожидания с учетом значения денег фокусируются на политике изменения денежной массы, проводимой денежными властями. Если правительство нуждается в определенной сумме поступлений от инфляционного налога, то население может оценить соответствующий темп роста денежной массы, исходя из которого можно предсказать траекторию движения цен. Однако, как правило, сумма выпущенных денег может меняться непредсказуемо или же быть неизвестной с нужной точностью.

Из гипотезы рациональных ожиданий вытекают два важных эмпирических следствия для анализа гиперинфляции. Во-первых, если деньги постоянно выпускаются, чтобы получить определенный размер государственного дохода в реальном выражении, то рост денежной массы зависит от темпа инфляции. Денежная масса в этом случае статистически эндогенна по отношению к процессу инфляции. Сарджент и Уоллес и Френкель представили статистическое подтверждение тому, что денежная масса зависела от цен в случае гиперинфляции в Германии, хотя их вывод и был оспорен.

Установленная эндогенность предложения денег не означает, что спрос на деньги независим от ожидаемых темпов инфляции. Но эта эндогенность обесценивает эконометрические регрессии реальных денежных остатков от темпов инфляции. Для измерения ожидаемых издержек обладания наличностью нужны другие переменные. Френкель использовал в качестве такой переменной форвардную премию в цене иностранной валюты во время гиперинфляции в Германии, которая отражала рыночные оценки будущего снижения курса национальной валюты и, судя по всему, определялась инфляционными ожиданиями. (Это также помогает избежать возможной случайной корреляции, когда показатели цен, примененные для расчета реальных денежных остатков, используются в той же регрессии для получения темпов изменения цен.)

Форвардная надбавка объясняет изменения реальных денежных остатков и подтверждает в качестве замещающей переменной эффект ожидаемого темпа инфляции. Форвардная надбавка в Германии оказалась также некоррелированной с прошлыми темпами инфляции, что удовлетворяет требованию рациональных ожиданий, согласно которому надбавка не должна зависеть от прошлой информации и корректироваться в зависимости от лаговых значений переменных.

Однако это не объясняет, почему показатель инфляции в Германии вышел за рамки постоянного уровня, максимизирующего доход от инфляционного налога, поскольку при рациональных ожиданиях ожидаемый рост инфляции не дает повышения дохода государства. Сарджент высказал мнение, что максимизирующий доход темп инфляции, если его правильно оценить при гипотезе рациональных ожиданий, не отставал от фактических показателей инфляции. Другая возможность состоит в том, что поведение населения не в полной мере учитывало последующее ускорение инфляции, что, таким образом, временно увеличило инфляционный доход государства.

Стабилизационные реформы. Если гиперинфляция поддерживается ростом инфляционных ожиданий, а не ускорением роста денежной массы, то она может стать самоподдерживающимся процессом. Этого, тем не менее, никогда не происходило, кроме очень кратких периодов. Гиперинфляция может быть, следовательно, всегда остановлена при прекращении денежной подпитки. Но правительствам часто трудно выживать без доходов от денежной эмиссии или заменить их другими доходами, что объясняет, почему некоторые страны переживают высокие темпы инфляции в течение длительных периодов.

Во многих случаях гиперинфляцию удавалось остановить с помощью программы реформ без продолжительных потрясений экономики. После короткого периода экономика обычно восстанавливается и испытывает подъем. Эти программы стабилизации были изучены для определения необходимых условий успеха. Некоторые предпринятые реформы потерпели неудачу — в частности, дважды в Греции после Второй мировой войны.

Прежде всего, критически важно получить право контроля над приростом денежной массы, а это требует положить конец правительственной зависимости от эмиссии денег для финансирования бюджета. Успешные реформы включают реорганизацию государственных финансов путем как сокращения расходов, так и повышения налогов, а также представление Центральному банку полномочий на то, чтобы отказаться выпускать деньги для кредитования правительства. Хотя часто выпускается новая денежная единица, заменяющая обесцененную, это является лишь символическим шагом.

Иностранные займы или финансовая помощь, направленные на поддержание резервов иностранной валюты и финансирование на некоторое время государственного бюджетного дефицита, могут создать веру в успех стабилизации, но они не всегда необходимы. Конвертируемость новой валюты в золото или в базовую иностранную валюту закрепляет успех реформы, но не всегда вводится немедленно.

Такая конвертируемость, вводимая для прекращения сильной инфляции, оказалась труднодостижимой в постбреттонвудскую эпоху, когда курс базовой иностранной валюты (обычно доллара) является плавающим. Фиксирование обменного курса национальной валюты может в этом случае породить огромные торговые дефициты (если ценность базовой валюты растет), которые невозможно поддерживать. Примечательный пример — Чили в начале 1980-х годов.

В большинстве случаев реформы вначале пользуются популярностью, обещая вернуть преимущества хорошо функционирующей денежной системы. При этом обычно происходит возрождение общественного доверия к национальной валюте, что обеспечивает надежное увеличение спроса на деньги по сравнению с низким гиперинфляционным уровнем. Это позволяет провести разовое увеличение денежного предложения, не приводящее к росту цен. Расширение денежной массы, однако, не должно выходить за рамки увеличения спроса, иначе оно положит начало новому кругу инфляции и стабилизация потерпит неудачу.

Многие реформы, которые в конечном счете потерпели неудачу, вначале вызывали доверие и увеличение спроса на деньги, но впоследствии происходила чрезмерная эмиссия и возвращение к высоким темпам инфляции. Чтобы избежать этого, необходимо обязательство поддерживать стабильный индекс цен или конвертируемость национальной валюты.

Стабилизационные реформы, которые преуспели в борьбе с гиперинфляцией, нельзя путать с длительными усилиями снизить умеренную инфляцию. Одно из различий состоит в том, что при гиперинфляции уже не заключаются долгосрочные контракты, определяющие цены или ставки процента, а также соглашения о заработной плате, поскольку существует большая неопределенность относительно темпов инфляции.

Следовательно, при резком прекращении гиперинфляции немногие несут ущерб от таких контрактов и дальнейшая негибкость в системе цен не препятствует необходимой существенной корректировке относительных цен. Индексируемые в соответствии с предшествующими изменениями цен финансовые сделки и трудовые контракты придают инфляции размах, еще более затрудняют попытки остановить этот процесс. Широкое использование индексирования, как в Бразилии и Израиле в начале 1980-х годов, уменьшает искажающие сдвиги относительных цен и ставок заработной платы, но создает препятствие для успеха реформы.

Гиперинфляция такого уровня, какой наблюдался после двух мировых войн, сейчас редка, и когда она происходит, то скоро усиливается до уровней, которые требуют ее пресечения энергичными мерами. Инфляцию порядка от 50 до несколько сот процентов в год трудно прекратить, хотя она часто на некоторое время ослабевает. Такая инфляция, несмотря на ее серьезные экономические последствия, разумеется, не собирается исчезать.