Денежная политика


Понятие денежная политика относится к действиям центральных банков, направленным на то, чтобы повлиять на денежные и другие финансовые условия ради достижения общих целей: обеспечения устойчивого роста реального выпуска продукции, высокой занятости и стабильности цен.

Средние темпы прироста количества денег в обращении в течение столетий рассматривались как основной детерминант движения цен в долгосрочном периоде. Общие финансовые условия, связанные с «созданием» или «разрушением» денег, включая изменения ставок процента, также считались в течение определенного времени важным фактором экономического цикла.

В современную эпоху денежная масса в развитых странах состоит в большей степени из банковских депозитов, а не из золота и серебра или выпущенных государством бумажных денег и монет. Соответственно, правительства уполномочили центральные банки направлять развитие денежной сферы с помощью инструментов, которые позволяют контролировать создание депозитов и влиять на общие финансовые условия.

Действия центральных банков сознательно нацелены на то, чтобы повлиять на состояние экономики страны, и не базируются на обычных деловых соображениях, таких, как, например, получение прибыли. Общие принципы денежной политики и степень, в какой при ее осуществлении центральным банкам следует полагаться на активные меры, остаются спорными, как и вопросы согласования денежной политики с фискальной политикой и с экономической политикой в других странах.

Инструменты денежной политики. Инструменты политики, имеющиеся в распоряжении центральных банков, меняются от страны к стране в зависимости от институциональной структуры, политической системы и стадии развития. В большинстве развитых капиталистических экономик центральные банки в основном используют для контроля над созданием депозитов и влияния на финансовые условия один или более из трех основных инструментов.

Нормы обязательных резервов устанавливают минимальные доли определенных видов депозитных обязательств, которые коммерческие банки и, в некоторых случаях, сберегательные учреждения должны держать в форме наличных резервов в своих хранилищах или на депозитах в центральном банке. Учетная ставка центрального банка — это процент, взимаемый центральным банком за предоставление средств с резервных депозитов непосредственно банковской системе либо путем кредитования через «дисконтное окошко», либо путем редисконтирования или покупок финансовых активов, имеющихся у банков.

Третьим инструментом являются операции на открытом рынке. Они включают окончательные или временные покупки и продажи центральным банком, как правило, государственных ценных бумаг на рынке. Центральный банк платит за приобретение ценных бумаг, кредитуя резервный депозитный счет банка продавца, который в свою очередь кредитует депозитный счет продавца. Центральный банк получает платеж за продажу ценных бумаг, дебетуя резервный счет банка покупателя, который в свою очередь дебетует счет покупателя.

Таким образом, операциям на открытом рынке, которые изменяют сумму ценных бумаг в портфеле активов центрального банка, соответствуют изменения незаимствованных резервов банков, т.е. резервов, которые не порождены заимствованиями у центрального банка.

Сумма этих незаимствованных резервов изменяется также в результате движения других, неуправляемых статей активов или пассивов центрального банка, таких, как, например, активы в виде золота, которые были особенно важны в прежние времена, или депозиты своего и иностранных правительств, которые могут значительно изменяться в наши дни. Однако центральные банки постоянно следят за этими статьями и могут предотвратить их значительное нежелательное воздействие на незаимствованные резервы, компенсируя его операциями на открытом рынке.

Сумма заимствованных и незаимствованных резервов составляет общие резервы банковской системы. Центральный банк может осуществлять значительный контроль над этими двумя источниками резервов. Операции на открытом рынке, как отмечалось, используются в основном для достаточно «плотного» контроля над общими незаимствованными резервами. Уровень учетной ставки, а также другие административные процедуры влияют на сумму заимствованных резервов. При данных процентных ставках по другим источникам краткосрочного финансирования банков изменение учетной ставки или других условий кредитования, что характерно для некоторых стран, изменяет стимулы банков к заимствованию резервов через «дисконтное окошко».

Увеличение учетной ставки, например, должно побуждать банки к уменьшению заимствования через дисконтное окошко и обращению к другим источникам средств. Банки в этом случае будут пытаться заимствовать резервы у других банков, выпускать крупные депозитные сертификаты или даже продавать ликвидные финансовые активы на вторичных рынках. Эти действия должны вызвать увеличение ставки процента по этим инструментам.

Контроль центральных банков над доступностью резервов для частных банков позволяет им косвенно оказывать решающее влияние на доступность депозитов для частных лиц, а также на ситуацию на денежном рынке. При данном объеме общих резервов норма обязательных резервов устанавливает верхний предел для суммы депозитов, которые могут быть созданы. На практике этот верхний предел не достигается, поскольку частные банки предпочитают держать часть дополнительных резервов сверх необходимых требований. Но поскольку избыточные резервы в отличие от займов и инвестиций обычно не приносят никакого процента, то банки стремятся держать их на минимальном уровне.

Если резервы представляют собой тот рычаг, который центральные банки могут использовать для управления депозитами, то норма обязательных резервов — это точка опоры в этом управлении. Увеличение суммы общих резервов оказывает умноженное влияние на депозиты. Это влияние имеет место независимо от того, осуществляется ли оно через операции на открытом рынке, которые увеличивают незаимствованные резервы, или через снижение учетной ставки, что увеличивает заимствованные резервы.

Банки, первыми получающие новые резервы, могут немедленно попытаться разместить излишек резервов в виде займов другим банкам, понижая таким образом ставку процента на рынке межбанковских займов «на одну ночь». Смягчение условий на этом рынке снижает процентные ставки по другим инструментам денежного рынка, таким, например, как казначейские векселя или крупные депозитные сертификаты.

Это общее уменьшение краткосрочных процентных ставок способствует тому, чтобы частные лица держали больше денег на текущих и сберегательных счетах, поскольку сокращаются альтернативные издержки (в виде упущенного процентного дохода) хранения денег на низкодоходных депозитах, а не на других формах активов, приносящих процентный доход. Депозиты будут расти, увеличивая обязательные резервы, до тех пор, пока последние не поглотят все нежелательные избыточные резервы, что требует расширения депозитов, в несколько раз превышающего исходное увеличение резервов.

Нормы обязательных резервов представляют собой альтернативный инструмент для изменения предложения денег и кредитов. Пересмотр резервных требований меняет сумму банковских вкладов, которая может поддерживаться имеющимся количеством общих резервов. Однако эта мера является, в лучшем случае, довольно грубым инструментом, так как даже сравнительно небольшие изменения оказывают сильное влияние на допустимую сумму депозитов. Поэтому центральные банки редко прибегают к пересмотру норм обязательных резервов.

Некоторые страны не устанавливают резервных требований. В этих случаях обязательства центральных банков перед коммерческими банками представлены добровольно хранимыми в центральных банках наличными и остатками на клиринговых, или текущих счетах. Эти центральные банки также могут использовать операции типа операций на открытом рынке, чтобы повлиять на создание депозитов и на условия денежного рынка, изменяя предложение резервов относительно этого добровольного спроса на резервы.

Тем не менее, соотношение между резервами и депозитами, которое в этих странах зависит от среднего размера желаемых банками соотношений резервных активов и депозитов населения, в данном случае менее предсказуемо, чем при наличии норм обязательных резервов.

Независимо от того, хранятся ли наличные внутри банковской системы и средства на депозитах в центральном банке на обязательной или добровольной основе, общие резервы плюс наличные за пределами банков представляют собой совокупную денежную базу страны. Этот агрегат также потенциально контролируется центральным банком. Тем не менее, поскольку наличные деньги по традиции удовлетворяют спрос населения, на практике центральные банки находят более предпочтительным осуществление прямого контроля над резервами, а не над денежной базой.

Изменения в предложении резервов относительно спроса на них, непосредственно влияющие на издержки хранения резервов, на прочие процентные ставки и денежную массу, служат теми первичными каналами, через которые большинство центральных банков развитых капиталистических стран воздействуют на макроэкономические процессы.

Некоторые страны с менее развитыми рынками ценных бумаг больше доверяют политике, контролирующей кредитную деятельность банков, включая в некоторых случаях прямое управление банковским кредитом через «потолки» или требования обязательных резервов относительно банковских активов. Деятельность этих центральных банков по контролю совокупного кредита и его аллокации в принципе не относится к денежной политике как таковой и не рассматривается в данной статье.

Различия между денежной политикой, управлением государственным долгом и фискальной политикой. Денежную политику можно отделить от управления государственным долгом и фискальной политики. Управление долгом и денежная политика аналогичны только в ограниченном смысле, поскольку в обоих случаях изменяется структура финансовых активов населения и состояние его ликвидности из-за изменения соотношения между краткосрочными и долгосрочными активами. Большая ликвидность обеспечивается в том случае, если правительство сокращает средний срок погашения своего долга.

Аналогично, если центральный банк приобретает государственные долговые обязательства у отдельных лиц, ликвидность растет, поскольку эти лица продали менее ликвидные ценные бумаги в обмен на более ликвидные депозиты. В то же время приобретение центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке сокращает долг, заменяя ценные бумаги в руках банков или населения на банковские резервы и связанные с ними вклады населения, на которые приходится нулевой (или ниже рыночного) процентный доход. Впрыскивание центральным банком этого вида резервных обязательств в частную экономику приводит к значительным корректировкам портфеля активов, снижающим рыночные ставки процента как один из аспектов расширения денежной массы.

Операции по управлению долгом федерального правительства, напротив, просто заменяют одни ценные бумаги в руках населения другими, влияя на структуру срока погашения основного долга и, возможно, на временную структуру, но не на общий уровень процентных ставок.

Денежная политика, несомненно, отличается от фискальной, поскольку каждая из них влияет на экономику своим путем. Фискальная политика непосредственно влияет на расходы через государственные расходы, а на частные доходы — через налоговые ставки.

Фискальная политика имеет и финансовый аспект, поскольку бюджетные дефициты или профициты приводят к изменениям государственного долга, что, очевидно, влияет на общий спрос на кредиты и на ставки процента. (С другой стороны, в той степени, в которой население рассматривает государственный долг как причину роста последующих налоговых обязательств — эта степень является спорной, — большой дефицит государственного бюджета косвенно должен способствовать равному компенсирующему увеличению частных сбережений для финансирования будущих налоговых платежей и, следовательно, сокращению частных расходов.)

В отличие от прямого воздействия фискальной политики на расходы и доходы влияние денежной политики всецело косвенное и зависит от реакции расходов и заимствований частного сектора на изменения в денежных и финансовых условиях, определяемые политическими мерами.