Экономика развития — один из новейших, наиболее интересных и сложных разделов более общих дисциплин экономики и политической экономии. Хотя Адама Смита, опубликовавшего в 1776 г. "Исследование о природе и причинах богатства народов", можно считать первым представителем школы экономического развития, систематическое исследование проблем и процессов экономического развития в Африке, Азии и Латинской Америке ведется лишь последние четыре десятилетия. Однако до настоящего времени существует точка зрения, согласно которой экономика развития не является таким четким разделом экономике, как, скажем, макроэкономика, экономика труда, государственные финансы и денежное обращение. Ее приверженцы утверждают, что эта дисциплина представляет собой, по сути, приложение к специфическим экономическим проблемам стран Африки, Азии и Латинской Америки положений традиционных разделов экономике без каких-либо существенных изменений.
Мы не разделяем подобной точки зрения. Хотя экономика развития использует часто родственные понятия и принципы из других разделов экономике непосредственно или в модифицированном виде, она быстро формирует собственные методы анализа.
Экономика развития отличается от экономики развитых капиталистических стран (современной неоклассической экономики). Не идентична она и экономике социалистических стран с централизованным планированием (марксистской, или командной экономике). Это экономика современных бедных и слаборазвитых стран Третьего мира с различной идеологической ориентацией и отличающимися культурами, с весьма сложными, но однотипными проблемами, решение которых требует новых идей и подходов.
Присуждение в 1979 г. Нобелевской премии по экономике двум выдающимся представителям экономики развития за их пионерные исследования процессов развития — Артуру Льюису из Принстонского университета и профессору Теодору Шульцу из Университета Чикаго — служит лучшим подтверждением самостоятельности экономики развития в качестве одного из разделов экономике. Поэтому начало гл. 1 посвящено традиционной "неоклассической" экономике, с тем чтобы подчеркнуть ее отличие от современной экономики развития. Основное место в главе отводится анализу содержания развития. В гл. 2 рассматриваются структурные отличия и общие характеристики развивающихся стран.
Традиционная экономическая теория рассматривает прежде всего эффективные, наиболее дешевые способы распределения дефицитных ресурсов и достижения в результате их применения оптимальных темпов роста в рамках заданного периода, с тем чтобы обеспечить устойчивое расширенное воспроизводство товаров и услуг. Под традиционной теорией мы имеем в виду классическую и неоклассическую школу в том ее виде, как она представлена в большинстве учебников США и Великобритании.
Традиционная неоклассическая теория имеет дело с развитым капиталистическим обществом, где функционирует совершенный рынок с суверенным потребителем; цены регулируются автоматически, а решения принимаются по критериям предельной полезности и прибыли для каждого индивидуального участника операций; на всех рынках товаров и ресурсов поддерживается равновесие. Предполагается, что экономические решения принимаются на рациональной основе, при этом руководствуются соображениями материальной заинтересованности, индивидуализма и личной выгоды.
Политическая экономия выходит за рамки традиционной экономической теории; она также изучает социальные и институциональные процессы, с помощью которых экономические и политические элиты влияют на распределение дефицитных ресурсов как в данный момент, так и в будущем в своих корыстных интересах или же в интересах более широких слоев населения. Таким образом, политическая экономия занята проблемами взаимосвязи политики и экономики, уделяя особое внимание роли политики в принятии экономических решений. Экономика развития охватывает еще более широкий круг проблем. Наряду с эффективным использованием дефицитных (или избыточных) производственных ресурсов и обеспечением их устойчивого роста она имеет дело с экономическими и социальными, политическими и институциональными механизмами (государственными и частными), необходимыми для обеспечения в исторически приемлемые сроки существенного улучшения условий жизни обнищавших, полуголодных и неграмотных масс населения Африки, Азии и Латинской Америки.
В отличие от развитых стран в менее развитых странах большинство товарных и ресурсных рынков сильно деформированы; потребители и производители не располагают необходимой информацией; в экономике и обществе идет процесс радикальных структурных преобразований; преобладают ситуации неравновесия, когда цены, предложение и спрос не сбалансированы. Часто экономические решения определяются политическими или социальными приоритетами, такими, как создание независимого государства в Африке, замена иностранных советников местными руководителями, разрешение племенных и этнических конфликтов, сохранение религиозных и культурных традиций. В решениях отдельного человека интересы семьи, клана, религиозной или племенной группы могут взять верх над личными интересами, соображениями практичности и максимизации прибыли.
Таким образом, экономика развития в большей степени, чем традиционная неоклассическая экономика и даже политическая экономия, изучает экономические, культурные и политические условия, необходимые для осуществления быстрой структурной и институциональной трансформации различных обществ, с тем, чтобы наиболее эффективными путями распространить результаты прогресса на возможно более широкие слои населения. Поэтому экономика развития рассматривает активную роль государства и координацию процессов принятия решений по трансформации экономики в качестве важных компонентов.
Люди, изучающие процессы развития или занятые в них непосредственно, должны проявлять повышенную чуткость в отношении уникальных проблем многообразных обществ Третьего мира. Следует признать, что существует крайне мало (если вообще они есть) подлинно универсальных принципов или "законов", регулирующих экономические отношения и пригодных для всех времен и обществ. В лучшем случае можно говорить лишь о тенденциях. Например, повышение потребительского спроса должно вызывать количественное увеличение предложения. Но, как мы увидим позже, во многих развивающихся странах сложились условия, когда предложение может не реагировать на повышение спроса.
Гетерогенная природа Третьего мира делает невозможным применение какой-либо универсальной теории развития ко всем менее развитым странам. Она должна быть скорее несколько эклектичной, объединяя подходящие ей понятия и теории традиционного экономического анализа с новыми моделями и междисциплинарными подходами на основе изучения прошлого и современного опыта развития Африки, Азии и Латинской Америки. Современная экономика развития находится как бы на самом гребне волны: на него постоянно выносятся новые теории и данные. Они иногда подтверждают традиционное видение мира, иногда противоречат ему. Конечная задача экономики развития, однако, остается неизменной — помочь нам лучше понять экономику стран Третьего мира, с тем чтобы внести вклад в улучшение материальных условий жизни 3/4 населения планеты.