Роль центральных банков


Роль центральных банков в развитых странах

В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и

контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают

обширными исполнительными полномочиями.

Основные виды их деятельности могут быть отнесены к пяти категориям:

  1. Денежная эмиссия и управление резервами иностранной валюты. Центральные банки печатают деньги, распределяют банкноты и монеты, осуществляют интервенцию на валютных рынках с целью регулирования обменных курсов национальной валюты и управляют резервами иностранных активов для поддержания внешней стоимости национальной валюты.
  2. Банкир правительства. Центральные банки открывают банковские депозиты и предоставляют займы правительству и одновременно выступают фискальным агентом и гарантом размещения ценных бумаг правительства.
  3. Банкир местных коммерческих банков. Центральные банки также открывают депозиты и осуществляют кредитное обслуживание коммерческих банков, а при необходимости выступают кредитором последней инстанции для коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности.
  4. Регулирование деятельности местных финансовых учреждений. Центральные банки следят за тем, чтобы коммерческие банки и другие финансовые учреждения действовали осмотрительно и согласно соответствующим законам и регулирующим положениям. Они также контролируют выполнение резервных требований и наблюдают за деятельностью местных и региональных банков.
  5. Проводник денежно-кредитной политики. Центральные банки пытаются с помощью инструментов денежно-кредитной политики (денежная масса в обращении, учетная ставка, валютный курс, резервные требования для коммерческих банков и т.п.) обеспечить достижение важных макроэкономических целей, таких, как контроль над инфляцией, стимулирование инвестиций и регулирование движения международных валют.

Роль центральных банков в развивающихся странах

Способность центральных банков развитых стран эффективно выполнять большой набор административных и регулирующих функций связана главным образом с тем, что эти страны имеют высокоинтегрированную целостную экономику, сложную и развитую финансовую систему и высокообразованное, профессионально обученное и хорошо информированное население. В развивающихся странах ситуация совсем другая. Как мы видели в предыдущих главах, в их экономиках может преобладать небольшое количество экспортных отраслей и огромное разнообразие импортной продукции, относительные цены на которую (условия торговли) находятся вне контроля местных властей.

Финансовые системы находятся в зачаточном состоянии и включают:

  1. заграничные коммерческие банки, которые, как финансируют производства, работающие на внутренний рынок и на экспорт;
  2. неформальную и часто используемую в корыстных целях кредитную сеть, обслуживающую массу сельских и неформальных городских производителей;
  3. центральное банковское учреждение, унаследованное, возможно, от колониальных властей, которое действует либо как валютное управление (currency board), либо просто как инструмент финансирования бюджетного дефицита,
  4. денежную массу в обращении, которую трудно измерить (из-за валютного замещения) и еще труднее регулировать;
  5. неквалифицированных и неопытных работников, не знакомых со сложными проблемами отечественных и международных финансов,
  6. сильное политическое влияние и контроль со стороны центрального правительства (за процентными ставками, валютными курсами, лицензированием импорта и т.д.), которое не часто встретишь в развитых странах.

В таких условиях основная задача центрального банка — укрепить доверие местных граждан и иностранных торговых партнеров к отечественной валюте как жизнеспособной и стабильной единице расчета и вселить уверенность, что местная финансовая система является разумной и надежной. К сожалению, из-за проводимой правительством фискальной политики и большого бюджетного дефицита, который должен финансироваться либо посредством печатания денег, либо с помощью иностранных и внутренних займов, центральные банки многих стран Третьего мира имеют ограниченный контроль за надежностью их валют. В любом сохраняющийся дефицит неизбежно ведет к росту инфляции и утрате доверия к местной валюте.

Учитывая существенные различия экономических структур и степени развитости финансовых систем богатых и бедных стран, центральные банки в большинстве менее развитых стран Третьего мира просто не обладают гибкостью и независимостью, необходимыми для выполнения макроэкономических и регулирующих функций, свойственных центральным банкам развитых стран. Что же тогда они могут делать? И существуют ли для множества небольших стран с экспортной ориентацией структуры, альтернативные полноценному центральному банку?

Альтернативы центральному банку

Чарльз Коллинз предложил четыре альтернативы классическому центральному банку. Прежде всего, в качестве промежуточного шага между валютным управлением и центральным банком может быть создано центральное банковское учреждение, финансовая деятельность которого находится под строгим контролем правительства. Масштабы такой деятельности зависят от способности законодательных органов влиять на непоследовательную политику руководящих кредитно-денежных учреждений. Общеизвестный пример переходных форм — банки в бывших британских колониях и протекторатах (Фиджи, Белиз, Мальдивы и Бутан).

Вторая альтернатива для выполнения функций центрального банка в небольших странах, входящих в валютный или таможенный союз, — наднациональный центральный банк. Примером таких валютных союзов с системой региональных центральных банков служат Западно-африканский валютный союз (зона франка). Центрально-африканский союз (также зона франка) и Валютное управление группы стран, расположенных в Восточной части Карибского бассейна.

Третья альтернатива — валютный анклав с участием центрального банковского учреждения развивающейся страны и руководящим кредитно-денежным учреждением крупного торгового партнера, как правило, (хотя и не всегда), бывшей колониальной державы. Образование анклава придает некоторую стабильность валюте слаборазвитой страны, но доминирующее влияние экономических приоритетов зарубежного партнера делает его таким же зависимым, как колонию. Примерами служат Либерия и Панама, которые привязаны к американскому доллару, хотя не было заключено никакого формального соглашения с правительством США.

И наконец, открытое центральное банковское учреждение в случаях, когда потоки товаров и потоки международных капиталов являются важными элементами национальной экономической деятельности, а денежное обращение, вероятно, испытывает доминирующее влияние мировых товарных и финансовых рынков. Вследствие этого центральное банковское учреждение должно прежде всего заниматься регулированием и поддержкой стабильной и надежной финансовой системы. Такие учреждения существуют, например, в Сингапуре, Гонконге, Кувейте, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. В таблице обобщенном виде представлены основные особенности этих четырех альтернатив центральному банку в сравнении с валютным управлением и центральным банком.

Однако в конечном итоге организационная структура центрального банковского учреждения и даже степень его автономности имеют не такое большое значение — скорее

важна степень, в которой такое учреждение способно финансировать и поддерживать отечественное экономическое развитие через систему коммерческих банков и банков развития.

Коммерческие банки в странах Третьего мира должны играть гораздо более активную роль в поддержке новых производств и финансировании существующих, чем банки в развитых странах. Они должны быть источником для венчурного капитала и одновременно накопителем знаний о коммерческой деятельности и делового опыта, которые обычно трудно получить у себя на родине. Именно из-за неспособности коммерческих банков к такому роду деятельности во многих странах Третьего мира возникли новые финансовые учреждения — банки развития.