Роль центральных банков в развитых странах
В развитых странах центральные банки выполняют большое количество регулирующих и
контрольных функций. Они несут громадную общественную ответственность и обладают
обширными исполнительными полномочиями.
Основные виды их деятельности могут быть отнесены к пяти категориям:
Роль центральных банков в развивающихся странах
Способность центральных банков развитых стран эффективно выполнять большой набор административных и регулирующих функций связана главным образом с тем, что эти страны имеют высокоинтегрированную целостную экономику, сложную и развитую финансовую систему и высокообразованное, профессионально обученное и хорошо информированное население. В развивающихся странах ситуация совсем другая. Как мы видели в предыдущих главах, в их экономиках может преобладать небольшое количество экспортных отраслей и огромное разнообразие импортной продукции, относительные цены на которую (условия торговли) находятся вне контроля местных властей.
Финансовые системы находятся в зачаточном состоянии и включают:
В таких условиях основная задача центрального банка — укрепить доверие местных граждан и иностранных торговых партнеров к отечественной валюте как жизнеспособной и стабильной единице расчета и вселить уверенность, что местная финансовая система является разумной и надежной. К сожалению, из-за проводимой правительством фискальной политики и большого бюджетного дефицита, который должен финансироваться либо посредством печатания денег, либо с помощью иностранных и внутренних займов, центральные банки многих стран Третьего мира имеют ограниченный контроль за надежностью их валют. В любом сохраняющийся дефицит неизбежно ведет к росту инфляции и утрате доверия к местной валюте.
Учитывая существенные различия экономических структур и степени развитости финансовых систем богатых и бедных стран, центральные банки в большинстве менее развитых стран Третьего мира просто не обладают гибкостью и независимостью, необходимыми для выполнения макроэкономических и регулирующих функций, свойственных центральным банкам развитых стран. Что же тогда они могут делать? И существуют ли для множества небольших стран с экспортной ориентацией структуры, альтернативные полноценному центральному банку?
Альтернативы центральному банку
Чарльз Коллинз предложил четыре альтернативы классическому центральному банку. Прежде всего, в качестве промежуточного шага между валютным управлением и центральным банком может быть создано центральное банковское учреждение, финансовая деятельность которого находится под строгим контролем правительства. Масштабы такой деятельности зависят от способности законодательных органов влиять на непоследовательную политику руководящих кредитно-денежных учреждений. Общеизвестный пример переходных форм — банки в бывших британских колониях и протекторатах (Фиджи, Белиз, Мальдивы и Бутан).
Вторая альтернатива для выполнения функций центрального банка в небольших странах, входящих в валютный или таможенный союз, — наднациональный центральный банк. Примером таких валютных союзов с системой региональных центральных банков служат Западно-африканский валютный союз (зона франка). Центрально-африканский союз (также зона франка) и Валютное управление группы стран, расположенных в Восточной части Карибского бассейна.
Третья альтернатива — валютный анклав с участием центрального банковского учреждения развивающейся страны и руководящим кредитно-денежным учреждением крупного торгового партнера, как правило, (хотя и не всегда), бывшей колониальной державы. Образование анклава придает некоторую стабильность валюте слаборазвитой страны, но доминирующее влияние экономических приоритетов зарубежного партнера делает его таким же зависимым, как колонию. Примерами служат Либерия и Панама, которые привязаны к американскому доллару, хотя не было заключено никакого формального соглашения с правительством США.
И наконец, открытое центральное банковское учреждение в случаях, когда потоки товаров и потоки международных капиталов являются важными элементами национальной экономической деятельности, а денежное обращение, вероятно, испытывает доминирующее влияние мировых товарных и финансовых рынков. Вследствие этого центральное банковское учреждение должно прежде всего заниматься регулированием и поддержкой стабильной и надежной финансовой системы. Такие учреждения существуют, например, в Сингапуре, Гонконге, Кувейте, Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратах. В таблице обобщенном виде представлены основные особенности этих четырех альтернатив центральному банку в сравнении с валютным управлением и центральным банком.
Однако в конечном итоге организационная структура центрального банковского учреждения и даже степень его автономности имеют не такое большое значение — скорее
важна степень, в которой такое учреждение способно финансировать и поддерживать отечественное экономическое развитие через систему коммерческих банков и банков развития.
Коммерческие банки в странах Третьего мира должны играть гораздо более активную роль в поддержке новых производств и финансировании существующих, чем банки в развитых странах. Они должны быть источником для венчурного капитала и одновременно накопителем знаний о коммерческой деятельности и делового опыта, которые обычно трудно получить у себя на родине. Именно из-за неспособности коммерческих банков к такому роду деятельности во многих странах Третьего мира возникли новые финансовые учреждения — банки развития.