Таиланд и Филиппины


Торговая стратегия

Когда обсуждаются вопросы торговой стратегии, обычно в качестве примера приводятся новые индустриальные страны Восточной Азии, Бразилия и Чили. Мы же обратимся к опыту двух стран Юго-Восточной Азии.

Таиланд и Филиппины довольно хорошо подходят для нашего исследования: обе страны относятся к группе с уровнем дохода на душу населения ниже среднего, имеют население около 60 млн. человек каждая и являются членами АСЕАН — Ассоциации государств Юго-Восточной Азии. А если быть более точными: население Филиппин составляет 62 млн. человек, а ВНП на душу населения — 730 долл. В Таиланде проживает 56 млн. человек, однако доход на душу населения почти вдвое выше 1420 — долл. Таиландская экономика развивалась в последнюю четверть XX в. гораздо быстрее, чем прежде, и годовые темпы роста ВНП на душу населения составили 4,4%, что позволило стране обогнать Филиппины, где в тот же период годовые темпы роста ВНП на душу населения составляли лишь 1,3%.

Принято считать, что успехи Тайваня и Южной Кореи в области экспорта были достигнуты благодаря активной торговой и промышленной политике, а не политике свободного частного предпринимательства. Но возможно ли повторить подобный успех или это уникальный опыт? Таиланд и Филиппины дают нам интересный материал для анализа. Обе страны расположены в одном регионе и во многом имеют сходные внешние условия. Однако к концу 1980-х гг. внешний долг Таиланда составлял лишь 13 млрд. долл., а Филиппин — 23 млрд. долл.; Таиланд использовал заимствованные средства для производственного инвестирования, в то время как Филиппины большую часть полученных денег растратили впустую. Лучшие показатели Таиланда отчасти объясняются относительно более эффективной и менее коррумпированной экономической политикой и наличием политической воли к достижению поставленных целей.

Таиланд

В настоящее время в Таиланде все признаки свидетельствуют о перерастании бума производства промышленных экспортных товаров в стадию промышленного рывка, подобного тому, который в 1970-е гг. совершили Тайвань и Южная Корея. Таиланд проводит менее активную промышленную политику, чем Тайвань и Южная Корея, однако создаваемый им имидж совершенно свободного рынка весьма обманчив. Несмотря на существование нелегальной фондовой биржи и широкое распространение коррупции, осуществляемая в Таиланде промышленная и торговая политика оказывает значительное стимулирующее воздействие на промышленное развитие страны.

Индустриализация в Таиланде началась в 1960-е годы в рамках первого и второго пятилетнего планов (1961-1971 гг.) основанных на стратегии жесткого протекционизма и импортозамещения. Среднегодовые темпы роста добавленной стоимости в промышленности в 1960-х гг. достигли в то время как доля первичной промышленной переработки сократилась с 60 до 40%. В этот период было создано производство потребительских товаров, нефтепродуктов, а также налажен выпуск некоторых средств производства. Третий план (1972—1976 гг.) открыл этап активного развития экспортного производства. В результате на протяжении 70-х гг. темпы роста промышленного производства сохранялись на уровне 10% годовых. Важное значение приобрело производство одежды, электрического и транспортного оборудования, текстиля и химической продукции.

Для первой половины 1980-х гг. были характерны очень неровные темпы экономического развития. Однако с 1986 г. взрывной характер роста экспорта и инвестиций возродил надежды конца 70-х гг. на превращение Таиланда в "пятого восточно-азиатского тигра". В конце 80-х гг. в Таиланде отмечались самые высокие в мире темпы роста ВВП. Так, в 1988, 1989 и 1990 гг. годовые темпы роста превышали 11%. Политические волнения 1991 — 1992 гг. несколько снизили темпы роста (до 7% в год). В середине 1990-х гг. они ожидались на уровне около 8% в год.

Причина подобных успехов — в осуществлении стратегии роста посредством развития экспорта промышленных товаров. В 1965 г. лишь 4% таиландского экспорта составляли промышленные товары, а к 1990 г. эта цифра возросла до 64%, причем имела место значительная диверсификация промышленного экспорта. Начиная с 1986 г. годовые темпы роста экспорта товаров составляют 25%.

В усилении сравнительных преимуществ определяющий фактор — уровень технологии. Проблема эта весьма сложная. Несомненно, что когда первые четыре азиатских тигра укрепляли свои сравнительные преимущества путем повышения доли добавленной стоимости в общей стоимости промышленной продукции, они как бы тянули за собой остальные страны региона. Таиланд и Филиппины, кроме того, ощущали давление со стороны стоящих на более низкой ступени новых производителей экспортной промышленной продукции, таких, как Китай и Индонезия.

Однако эти благоприятные внешние условия сами по себе не гарантируют устойчивого быстрого роста. Оценивая всесторонний опыт Южной Кореи, Тайваня и Сингапура, можно предположить, что важную роль в успехе преобразований сыграла все более избирательная с течением времени интервенционистская промышленная политика государства.

В разработке и реализации торговой и промышленной политики Таиланда принимают участие многие подразделения и организации, включая Совет по инвестициям (Board Investment), Министерство финансов, Министерство промышленности и Министерство торговли, Департамент налоговой политики (Fiscal Policy Office), Центральный банк (Bank of Thailand) и Таможенный департамент (Department of Customs). В частности, в их компетенции входит разработка политики в следующих областях:

Использование местных компонентов в промышленном производстве. Жесткое требование применения местных компонентов в числе прочих отраслей распространяется на производство автомобилей и мотоциклов. С середины 1989 г. действует требование об установке двигателей местного производства на всех собираемых в стране автомобилях и мотоциклах. Прежде действовавшая инструкция определяла минимальную долю местного компонента в размере 45% для автомобилей и 70% для мотоциклов.

Развитие экспортного производства. В целях развития экспорториентированного производства Совет по инвестициям Таиланда предлагает ряд льгот, в том числе освобождение от налогов на доходы корпораций на срок от трех до пяти лет, снижение или освобождение от налогов на предпринимательскую деятельность и от таможенных пошлин на импортируемое сырье и оборудование, а также дополнительные налоговые льготы на инвестиции, осуществляемые в так называемых зонах с льготным инвестиционным режимом. Все эти меры нацелены на развитие некоторых секторов производства, позволяющих в перспективе, с учетом опыта Южной Кореи, перейти к выпуску более сложных в технологическом плане и с более высокой долей добавленной стоимости промышленных товаров. Кроме того, Совет по инвестициям, Таможенный департамент и Департамент налоговой политики предлагают еще целый ряд налоговых уступок и системы освобождения от пошлин для экспортных товаров, а также специальные фонды кредитования экспорта.

Иностранные инвестиции. Для привлечения иностранных инвестиций используются очень благоприятный режим налогообложения и другие стимулы. Бурный рост таиландского экспорта в значительной степени обеспечивался массивным притоком прямых иностранных инвестиций из Японии и новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии. Предполагается, что эти инвесторы и на территории Таиланда будут в ответ на предоставленные льготы проводить курс на усиление сравнительных преимуществ за счет применения более сложных технологий.

Избирательный протекционизм. В 1970-е годы произошло резкое повышение импортных тарифов на потребительские товары, полуфабрикаты и заготовки для легкой промышленности (в среднем они поднялись с 35 до 60%). Несмотря на снижение номинальных тарифов в 1986 и 1987 гг., после завершения становления этих отраслей их продукция по-прежнему находится под надежной тарифной защитой. Представляется, что целью последнего снижения тарифов является не либеризация как таковая, а скорее желание уменьшить стимулы для контрабандного ввоза этих товаров (на кривой Лаффера эти тарифы располагались где-то в районе максимума). В 1990 г. номинальные тарифы на телевизоры составляли 40%, а на другую электронную аппаратуру, включая видеомагнитофоны и стереоаппаратуру, остались на уровне 30%.

Похоже, что средние эффективные ставки протекционистских тарифов на промышленные товары сохранятся на уровне свыше 60%. По оценкам Всемирного банка, Таиланд является страной с одним из наиболее высоких в Юго-Восточной Азии уровней протекционизма. Подобная тактика жесткой защиты тех товаров, которые Таиланд собирается экспортировать, применялась на ранних этапах развития Тайванем и Южной Кореей. Официальная версия Таиланда — страна стремится увеличить таможенные поступления, а не вводить протекционистские меры. Опыт последних лет развития Таиланда свидетельствует, что не всегда политика импортзамещения неэффективна, он скорее подтверждает тезис о том, что рациональный курс импортзамещения — первый этап на пути развития экспорта. Этот общеэкономический курс с переходом к следующему этапу сохраняется на уровне отдельных секторов.

Занижение курса национальной валюты. Девальвация таиландского бата, осуществленная в и в гг., позволила привязать его к доллару США.

Запрещение на импорт и ограничения на около 40% объема импорта и экспорта. Опубликованный в стране список ограничений на импорт включает 20 позиций (в 1985 г. этот список включал 43 позиции). Особого внимания заслуживает вопрос, существует ли в стране механизм осуществления контроля за импортом, подобный применяемому на Тайване, где компании, желающие импортировать какие-нибудь товары, должны привести доказательства того, что они не могут получить их от национальных производителей по аналогичной цене, с тем же стандартом качества и сроком поставки.

Культура экспорта. Следуя примеру Южной Кореи, Таиланд предпринимает активные усилия по повышению культуры экспорта как на уровне производителей, так и на уровне правительственных учреждений. Комитет по развитию экспорта, влиятельный консультативный орган, включающий представителей частного и государственного секторов, возглавляется заместителем премьер- министра страны. Аналогичный ему Совместный консультативный комитет возглавляет премьер-министр. Так же как и в Южной Корее, в стране учреждены награды и призы за успехи в развитии экспорта.

Однако в отличие от Южной Кореи Таиланд всегда проявлял открытость в отношении ТНК, он гораздо меньше акцентировал внимание на развитии национальных фирм и регулировании деятельности ТНК.

В настоящее время Таиланд, хотя и покончил с дефицитом платежного баланса, тем не менее не получает значительной прибыли от внешнеторговых операций. Вследствие растущего спроса на средства производства, являющегося спутником инвестиционного бума, объем импорта примерно соответствует объему экспорта. Аналогичная ситуация наблюдалась в 1970-е в Южной Корее и на Тайване, которые достигли значительного положительного сальдо торгового баланса лишь после того, как было завершено создание национальной промышленности, производящей средства производства. На наш взгляд, нет оснований полагать, что развитие Таиланда пойдет иным путем: страна следует в целом той же стратегии, проводит похожую политику и находится в схожих внешних условиях, хотя и существуют некоторые отличия, в частности более мягкое отношение к ТНК.

Наиболее ярые последователи школы неоклассической контрреволюции заявили бы (они и сделали это), что Таиланду необходимо устранить препятствия на пути к свободно функционирующему рынку. Уже 20 лет назад они предложили бы стране сконцентрировать усилия на экспорте тех товаров, в производстве которых он имеет естественные сравнительные преимущества. Сегодня могли бы найтись оппоненты, которые утверждали бы, что в случае отсутствия промышленной политики темпы экономического роста и экспорта Таиланда были бы еще более высокими. Но если бы жители Таиланда высказали мнение о том, что успехи страны на данном этапе объясняются именно подобной промышленной политикой, то, наверное, было бы довольно сложно найти контраргументы.

Сейчас экономическая политика Таиланда далека от совершенства, всеобщая погоня за привилегиями и льготами дорого обходится государству. Следует также сказать, что преданные и добросовестные государственные чиновники встречаются гораздо реже, чем в Южной Корее. И все же политика Таиланда напоминает скорее успешное развитие Тайваня, Южной Кореи и Сингапура, чем неудачный опыт стран, пытающихся соблюдать строгий нейтралитет по отношению к рынку.

Менее воинственные представители неоклассического направления должны признать значимость избирательного государственного вмешательства в реализацию проектов, в которых решающим звеном является технический прогресс (производственный процесс, качество продукции и организация производства). Стремление "азиатских тигров" к проведению подобной стратегии заметно с самых ранних попыток освоения зарубежной технологии базовыми отраслями национальной экономики и до настоящего момента, когда упор делается на разработку собственными силами новых технологий в высокотехнологичных отраслях. Наиболее разумным объяснением этого феномена служит то, что промышленная политика восточно-азиатских стран формируется таким образом, чтобы компенсировать провалы рыночного механизма в области стимулирования технологического Тезис о неспособности рыночного механизма к стимулированию первоначального технологического прогресса широко известен в экономической науке. Однако ранее существовала значительная недооценка важности и масштабов этого явления в развивающихся странах.

Анализ двух взаимодействующих факторов поможет нам понять, почему целенаправленная промышленная политика может решить задачу, непосильную для рыночного механизма. С одной стороны, рынок не в состоянии решить проблемы повышения квалификации работников и ускорения технологического прогресса. С другой стороны, компаниям становится труднее вводить в заблуждение государство относительно достоинств своей продукции, поскольку ее качество легко определяется самим фактом пересечения границы. Конкурентоспособность на внешних рынках становится необходимым условием получения поддержки у себя в стране.

Понятно, что рост не всегда тождествен развитию. Перед Таиландом стоят серьезные проблемы: загрязнение окружающей среды в городах, наиболее масштабная Третьем мире эпидемия СПИДа; ужасающие условия существования женщин бедного сословия, особенно девушек-подростков, которых часто продают в дома терпимости, что фактически означает для них рабство. Жесткое авторитарное правление ограничивало политические права и свободы граждан. Коррупция в Таиланде получила значительно большее развитие, чем в Южной Корее, а экономическая политика, похоже, чаще отражала стремление правительства к максимизации своих доходов и привилегий. В начале 1991 г. к власти пришла военная хунта под предводительством генерала Санторн Конгсомпонга.

Однако кровавая расправа над мирной демонстрацией средних слоев населения в мае 1992 г. привела к необходимости проведения парламентских выборов, состоявшихся в сентябре того же года. Победу на выборах с небольшим перевесом голосов одержали демократически настроенные силы, несмотря на массовый подкуп избирателей хунтой и коррупцию в сельских районах. Так же, как и в азиатских новых индустриальных странах, повышение жизненного уровня сопровождалось ростом потребности в нематериальных факторах развития, таких, как свобода и демократия. Следуя примеру Европейского Союза и Североамериканского соглашения о зоне свободной торговли, новое руководство страны стремится создать условия для превращения АСЕАН в первую действительно функционирующую зону свободной торговли в Третьем мире.

В целом можно отметить, что в Таиланде активно осуществлялась экспорториентиро- ванная промышленная политика, которая в значительной степени компенсировала провалы рыночных механизмов в сфере технологического прогресса и повышения квалификации рабочей силы. Воздействие этой политики на решение проблем бедности, неравенства, распределения, улучшение положения женщин и состояния окружающей среды вряд ли можно считать более результативным по сравнению с другими странами региона. Однако поворот Таиланда в сторону демократии означает активизацию деятельности также и в вышеупомянутых областях.

Филиппины

Если мы обратимся к историческому опыту стран Третьего мира, то осуществляемая новыми индустриальными странами промышленная и торговая политика может рассматриваться как наиболее оптимальный вариант развития. В качестве второго возможного варианта можно упомянуть политику невмешательства государства в экономику и поощрение свободной конкуренции. И, наконец, третий вариант развития — набор необдуманных, несовместимых мероприятий, осуществляемых коррумпированным руководством.

В случае, когда страна не в состоянии следовать первому варианту развития вследствие недостаточной компетентности или отсутствия политической воли, возможно, она будет в более благоприятной ситуации, если изберет политику развития свободного предпринимательства при условии, что будет осуществляться контроль за сохранением окружающей среды и государство будет в состоянии, по меньшей мере, оказывать целевую помощь бедным слоям населения. Однако в большинстве случаев коррупция настолько укоренилась в развивающихся странах, что даже после прихода к власти демократически настроенных режимов оказывается практически невозможным переход от третьего ко второму варианту развития. И Филиппины доказывают правильность этого утверждения.

Народные выступления в 1986 Г., приведшие к свержению диктатуры Маркоса и избранию президентом Филиппин Корасон Акино, не привели к существенным изменениям и не оправдали надежд. В стране сохраняются глубокое неравенство, коррупция, широко распространено недоедание, тормозится земельная реформа, идет разрушительный процесс уничтожения лесов и истощения природных ресурсов.

Филиппинам предстоит решать весьма широкий спектр проблем: от колониального наследия до проблем неравенства, характерных для латиноамериканских стран. Однако наиболее острыми являются проблемы, связанные с внешней задолженностью, накопленной в 1970-е гг. в период диктатуры Маркоса.

Для того чтобы понять характер проблем, связанных с внешним заимствованием средств (способ использования которых вряд ли внес какую-то лепту в обеспечение последующего возврата этих средств заимодателям), необходимо представлять себе природу коррупции, генерировавшей этот внешний долг. Бывший президент Маркое издал декрет о строительстве атомной электростанции в провинции Бутуан. Контракт был передан американской компании "Вестингауз" коррумпированными и, возможно, даже подкупленными чиновниками. Огромное превышение затрат над проектными привело к тому, что стоимость сооружения в итоге составила 2,2 млрд. долл. Финансирование строительства осуществлялось за счет кредитных средств. Предприятие находится всего в 8 км от вулкана, а как известно, зона возможных поражений в случае землетрясения простирается на 40 км. Естественно, что при такой ситуации объект не мог быть пущен в действие.

Приведенный пример позволяет судить о том, кто выиграл, а кто проиграл в этом случае. Были потрачены средства на взятки, оплачены работы ТНК по сооружению объекта, а сейчас осуществляется возврат кредитов банкам-кредиторам. Оплачивают же эти счета филиппинские налогоплательщики. Правительство Корасон Акино в конце концов предъявило обвинение во взяточничестве компании "Вестингауз", и весной 1992 г. в результате сложного и противоречивого процесса иск был удовлетворен таким образом, что, как утверждают адвокаты, по крайней мере часть нанесенного стране ущерба будет возмещена.

Компания "Вестингауз" выплатит филиппинскому правительству 100 млн. долл. наличными в виде кредитов и в течение последующих 15 лет предоставит Филиппинам в качестве компенсации новые кредиты на сумму 400 млн. долл. Эти средства необходимы Филиппинам для того, чтобы обеспечить более высокий уровень безопасности на объекте. При этом указанные работы могут выполняться только компанией "Вестингауз", которая в дальнейшем и будет осуществлять эксплуатацию объекта. Тем не менее, сомнения в надежности атомной электростанции остаются.

Необходимость осуществления крупных выплат по обслуживанию внешнего долга приводит к более интенсивной эксплуатации природных ресурсов и препятствует осуществлению диверсификации промышленного производства. Долговой кризис вынудил Филиппины расширить объем экспорта наиболее быстрым и простым способом — за счет экспорта товаров, производство которых зачастую осуществлялось с причинением ущерба окружающей среде и означало потери национальной экономики в долгосрочной перспективе, поскольку цены на сырье постоянно снижались.

Государственная политика была нацелена на развитие экспорта сырьевых товаров, в производстве которых Филиппины обладали очевидным сравнительным преимуществом (хотя за два последних десятилетия был достигнут большой прогресс в промышленном производстве). С целью получения валюты для обслуживания внешнего долга стимулировался экспорт изделий дерева, рыбы, креветок, минералов и культур, выращенных с использованием пестицидов.

Так, сельское хозяйство на острове Негрос, где находятся наиболее плодородные земли, с производства продуктов питания для внутреннего потребления было ориентировано на производство сахара, в результате чего произошла концентрация земель для ведения плантационного хозяйства. После как цены на сахар упали ниже уровня издержек производства (с 22 центов за фунт в 1981 г. до 5 центов в 1986 г.), в районах с плодороднейшими землями детское недоедание приняло угрожающие масштабы. В этом случае по всем критериям развития (масштабы бедности, неравенства, уровень занятости и устойчивость процесса развития, а также темпы экономического роста) Филиппины потерпели поражение.

Если в 1965—1980 гг. годовой рост ВВП составлял 5,9%, то в 1980-е гг. даже без учета темпов прироста населения (составлявших в этот период 2,5%) этот показатель был отрицательным (-0,5%). Поскольку выплаты в счет погашения внешнего долга поглощали огромную часть средств государственного бюджета, пришлось сократить долю расходов на социальные нужды, в частности на осуществление наблюдения за беременными и прививок населению. Это привело к повышению уровня детской смертности: почти 150 тыс. филиппинских детей ежегодно умирают, не достигнув пятилетнего возраста.

Деградация окружающей среды приняла катастрофические масштабы вследствие стремительного увеличения объема экспорта природных ресурсов. На острове Палаван уничтожаются влажные тропические леса в результате хищнической деятельности компаний по заготовке леса; по мере сведения лесных массивов происходит истощение водных бассейнов на острове; под угрозой находится обеспечение питьевой водой населения и ирригация земель в долинах; ил покрывает коралловые рифы и наносит ущерб ресурсам моря. Производство креветок на экспорт на острове Негрос приводит к снижению уровня почвенных вод.

В 1980-е гг. наполовину сократились запасы рыбы в результате применения динамита и цианида для рыбной ловли, засорения водоемов и уничтожения мангровых лесов. Как и в других странах мира, масштабы бедности усугубляют ситуацию: когда речь идет о выживании, нет возможности задумываться о долгосрочных последствиях предпринимаемых действий. Единственную надежду вселяет подъем на Филиппинах движения за сохранение окружающей среды, объединяющего в своих рядах самые разные слои общества — от юристов до бедных фермеров и рыбаков.

Страны, принимающие решение о расширении экспорта сырья, обычно полагаются на опыт малых стран-экспортеров, и исходят из уровня их экспортных цен. Это существенно упрощает экономический анализ, поскольку ситуация значительно усложняется, когда формирование цены осуществляется в условиях монополии или монопсонии либо стратегическом взаимодействии продавцов и покупателей. Однако другие развивающиеся страны, зачастую следуя рекомендациям различных агентств развития, также расширяют экспорт кофе, какао, пальмового и других масел, сахарного тростника, каучука и различного минерального сырья. В случаях, когда происходит расширение экспорта, не согласованное с другими странами — экспортерами аналогичных товаров, вполне реальна возможность ухудшения условий торговли для этой группы товаров.

Заключение

Можно отметить, что ни Таиланд, ни Филиппины не могут похвастаться лишь позитивными результатами национального развития. Таиланду пришлось заплатить за экономический рост ухудшением окружающей среды. Хотя вопреки коррупции были достигнуты определенные успехи в экономике, в стране продолжает сохраняться ужасающее социальное неравенство. Опыт Филиппин во многом повторяет негативные моменты, присущие таиландскому пути развития, но в некоторых отношениях ситуация здесь более серьезная — несмотря на высокую цену, Филиппины не сумели добиться динамичного роста и развития.

Рассмотренные примеры иллюстрируют тезис о том, что для достижения долговременного устойчивого роста важно не просто наращивать товарный экспорт, а необходимо стремиться к увеличению экспорта все более сложных промышленных товаров и услуг. В этой ситуации государственная политика может либо вносить существенный позитивный вклад, что более характерно для Таиланда, либо усугублять существующую ситуацию, что чаще всего отмечалось на Филиппинах.