Образование и человеческие ресурсы


Большинство экономистов, вероятно, согласятся с тем, что человеческие ресурсы, а не капитал и природные богатства в конечном счете определяют характер и этапы экономического и социального развития. Так, по мнению покойного профессора Принстонского университета Фредерика Харбисона:

Человеческие ресурсы являются главной основой богатства стран. Капитал и природные ресурсы — пассивные факторы производства; люди же — его активная часть, накапливающая капитал, использующая природные ресурсы, создающая социальные, экономические и политические организации и продвигающая вперед процесс развития. Очевидно, что страна, не умеющая развивать знания и способности людей и эффективно использовать их в экономике, обречена на неудачу и во всех других начинаниях.

Главным средством развития знаний и способностей человека служит система формального образования. Большинство стран Третьего мира убеждают (или хотят быть убежденными) в том, что быстрое количественное расширение возможностей получить образование — ключевой фактор развития: чем шире охват образованием, тем быстрее процесс развития. Поэтому все страны поставили перед собой цель добиться в возможно короткие сроки охвата всего населения образовательными программами. Эта дорогостоящая, политически весьма чувствительная цель превратилась в своеобразную священную корову. До последнего времени никто из политических и государственных деятелей, экономистов и работников системы образования в Третьем мире и за его пределами не осмелился подвергнуть сомнению культ формального образования.

Однако в настоящее время усиливаются сомнения в правильности подобного подхода. Они порождаются, прежде всего, анализом характера и результатов самого процесса развития. После более чем трех десятилетий быстрого роста числа обучающихся и сотен миллиардов долларов, израсходованных на эти цели, положение людей во многих странах Азии, Африки, и Латинской Америки не улучшилось сколь-либо заметно. Не ослабевает процесс абсолютного обнищания. С каждым годом расширяется пропасть между бедными и богатыми. Невиданных размеров приобрели масштабы полной и частичной безработицы, охватывающей все большее число образованных людей.

Было бы глупо и наивно возлагать вину за это на систему формального образования. И все же следует признать, что претензии на разрешение многочисленных проблем путем безоглядного количественного расширения образовательных возможностей оказались не только преувеличенными, но и во многих отношениях беспочвенными. Это относится к проблемам ускорения экономического роста, повышения жизненного уровня (прежде всего бедных слоев населения), равномерного распределения занятости, культурного развития различных этнических и племенных групп, поощрению "современного" образа жизни.

Поэтому во многих развивающихся странах растет осознание того, что расширение формального обучения отнюдь не обязательно сопровождается ростом знаний, а получение свидетельства об окончании школы и более высоких ступеней образования не всегда служит гарантией лучшей работы на производстве. Считается, что ориентация учебного процесса почти исключительно на подготовку людей к работе в современном секторе городской экономики дезориентирует обучающихся. Слишком большие инвестиции в формальную систему обучения, особенно во вторую и последующие ступени, отвлекают дефицитные ресурсы от социально более продуктивных видов деятельности (например, непосредственного создания новых рабочих мест) и являются не столько стимулом, сколько тормозом развития.

Системы образования в странах Третьего мира оказывают сильное влияние на процесс их развития и в свою очередь испытывают его воздействие. Роль формального образования не ограничивается лишь приобретением знаний и умения, необходимых для превращения обучающихся в активных участников экономической трансформации общества. Оно также способствует формированию ценностных установок, идей и характера поведения, которые могут как совпадать, так и противоречить задачам развития страны. На сферу образования приходится наибольшая часть текущих государственных расходов, в ней заняты огромное число взрослых и детей (почти 30% населения Третьего мира) и, наконец, она несет колоссальную психологическую нагрузку в формировании целей и задач развития. Поэтому необходимо исследовать экономический базис образования в развивающихся странах, его социальные и институциональные структуры.

Экономика образования представляет собой важный, но нечетко очерченный компонент экономики развития. Это новый предмет, выделившийся в самостоятельный раздел экономики только в начале 1960-х гг. Если признать стремление улучшить свое материальное положение путем обеспечения доступа к высокооплачиваемой работе в качестве главной мотивации получения образования, следует разобраться, посредством каких экономических процессов удается добиться успеха или потерпеть поражение в достижении поставленных целей.

Исследуем взаимосвязь развития и количественного и качественного расширения системы образования по шести группам важнейших проблем, которые обсуждались в предыдущих главах.

  1. Каким образом образование воздействует на темпы, структуру и характер экономического роста? С другой стороны, какое влияние эти процессы оказывают на формирование системы образования?
  2. Способствует ли образование вообще, и в особенности в Третьем мире, росту нищеты и неравенства в стране или же оно действует в противоположном направлении?
  3. Какова связь между образованием, миграцией из деревни в город и городской безработицей? Является ли рост числа безработных, имеющих образование, временным или хроническим явлением?
  4. Отстают ли женщины от мужчин в получении образования и какова связь между уровнем образования женщины и желаемым ею размером семьи?
  5. Являются современные системы формального образования в Третьем мире фактором, способствующим или препятствующим росту сельскохозяйственного производства и комплексному развитию деревни?
  6. Имеется ли какая-либо взаимосвязь между образовательными системами развивающихся и развитых стран, а также каково их воздействие на международную миграцию специалистов и высококвалифицированных рабочих из первой группы стран во вторую?

Начнем с изучения состояния образования в странах Третьего мира, сосредоточив внимание на таких проблемах, как уровень государственных расходов на эти цели, охват -бучением, распространение грамотности, процент отсева учащихся, стоимость обучения и дифференциация заработков, дискриминация по половому признаку. Затем рассмотрим основные концепции экономики образования, в том числе факторы, определяющие спрос и предложение на размещение школ, а также различия между индивидуальными и социальными издержками и выгодами инвестиций в образование.

Затем проведем подробный анализ шести перечисленных выше групп проблем, чтобы определить характер взаимосвязей между образованием и ключевыми компонентами процесса развития. Завершит главу обзор возможных вариантов совершенствования политики развития образования в странах Третьего мира с целью повышения его эффективности.