В гл. 3 с позиций теории объяснена дуальная природа экономики развивающихся стран: в ней соседствуют современный капиталистический сектор в городе, ориентированный на капиталоинтенсивное массовое производство, и традиционное полунатуральное хозяйство в сельской местности с малыми объемами производства и массовым применением живого труда. В последнее время подобный метод применили и по отношению к городской экономике, которую подразделили на формальный и неформальный секторы.
Существование неорганизованного, нерегулируемого, но большей частью действующего на законных основаниях (хотя и не зарегистрированного) неформального сектора обнаружили в начале 1970-х гг., когда выяснилось, что в некоторых развивающихся странах значительное увеличение численности рабочей силы в городах не отражено в данных о занятости в формальном секторе. Создавалось впечатление, что большинство новичков работали или самостоятельно, или в небольших семейных предприятиях. Спектр самостоятельных занятий необычайно широк — лотошники, посыльные, составители жалоб и писем для неграмотных, точильщики, сборщики мусора и дров, проститутки, торговцы наркотиками, дрессировщики змей. Часто их можно встретить среди механиков, плотников, мелких ремесленников, парикмахеров и слуг.
Более удачливые основали прибыльный мелкий бизнес с несколькими наемными рабочими (обычно из родственников). Некоторым удалось со временем зарегистрироваться и перейти в формальный сектор. Исследования показали, что от 20 до 70% городской рабочей силы функционирует в неформальном секторе при среднем показателе в 50%. Сейчас все большее внимание уделяется роли неформального сектора в поглощении новой рабочей силы и борьбе с безработицей. Это вызвано как невиданным ростом населения в развивающихся странах, так и неспособностью их городского и сельского формальных секторов обеспечить людей работой.
Неформальный сектор представлен огромным количеством небольших индивидуальных и семейных предприятий в производстве и обслуживании, использующих простые, трудоемкие технологии. Они действуют подобно конкурирующим монопольным фирмам: быстрый выход на рынок и наличие резервных мощностей, а конкуренция сводит прибыли (доходы) к средней цене предложения труда новичков на рынке рабочей силы. Самостоятельно работающие в неформальном секторе обычно малограмотны, не имеют специальности и доступа к источникам финансирования, поэтому производительность их труда и доходы ниже, чем в формальном секторе. Работающие в неформальном секторе лишены социальной защиты, которая распространяется на занятых в современном формальном секторе — сохранение занятости, нормальные условия на производстве, пенсия по возрасту.
Большинство работающих в неформальном секторе — мигранты из сельской местности, не сумевшие найти работу на предприятиях формального сектора. Их устраивает даже обеспечивающий выживание заработок, который они ищут, используя все свои способности. Процесс труда занимает долгие часы и в него вовлечены все способные работать члены семьи. Большинство таких семей живет в построенных ими самими хибарах в районах городских трущоб и самозаселений, где нет практически никаких коммунальных служб, медицинских и образовательных учреждений. Еще горше судьба миллионов бездомных, живущих на мостовых Калькутты, Манилы, Дакара, Рио-де-Жанейро, Найроби, Боготы и других крупных городов в развивающихся странах. Они довольствуются случайными заработками, которых не хватает даже на устройство самого примитивного крова над головой.
Существование городского неформального сектора позволяет людям бежать от сельской нищеты и безработицы, хотя условия их жизни и работы в городе не намного лучше.
Неформальный и формальный секторы экономики связаны между собой: первый поставляет дешевую рабочую силу и товары для работающих в формальном секторе; благополучие же неформального сектора в свою очередь во многом зависит от роста формального сектора и его клиентуры. Неформальный сектор часто субсидирует формальный, так как вынужден поставлять сырье и готовую продукцию по заниженным ценам из-за монопольного положения последнего и его защиты законом.
Важная роль неформального сектора в обеспечении бедняков хоть каким-либо доходом не подвергается сомнению. Но остается неясным вопрос о его судьбе. Следует ли рассматривать неформальный сектор как временное убежище для людей, ожидающих открытия вакансий в формальном секторе, который постепенно его поглотит, или же признать необходимость его сохранения и развития в качестве главного источника занятости и доходов для городской рабочей силы?
Похоже, что больше оснований встать на вторую точку зрения. Возможности формального сектора как по объему продукции, так и по обеспечению занятости весьма ограничены. Согласно расчетам Международной организации труда (МОТ) для обеспечения вновь появляющейся в городах рабочей силы этот сектор должен увеличивать у себя число занятых среднегодовыми темпами не менее 10%. При сложившемся соотношении "рабочая сила — выпуск" подобное увеличение занятости вызовет еще более быстрый рост объемов производства, что никак не вписывается в реальные возможности развивающихся стран. Поэтому неформальному сектору придется нести все большую нагрузку по обеспечению занятости, если не будут найдены другие подходы к решению проблемы городской безработицы.
Неформальный сектор доказал свою способность расширять занятость и обеспечивать доходы городскому населению. Выше отмечалось, что он уже предоставляет работу 50% городской рабочей силы. Согласно некоторым расчетам почти 1/3 всех доходов городов создается в этом секторе.
В пользу поддержки неформального сектора можно привести и ряд других соображений.
Есть свидетельства, что он обеспечивает производство прибавочного продукта даже в нынешних неблагоприятных условиях, хотя и лишен доступа к кредиту, иностранной валюте и не пользуется какими-либо налоговыми льготами.
Таким образом, неформальный сектор вносит вклад в развитие городского хозяйства по следующим направлениям:
Однако необходимо видеть и негативные стороны ориентации на неформальный сектор. Прежде всего следует указать на тесную взаимосвязь между миграционными потоками в город и способностью этого сектора поглощать избыточную рабочую силу. Сельские мигранты имеют шанс быстрее получить работу в неформальном секторе, поэтому уровень безработицы среди них ниже. В этих условиях рост доходов и расширение занятости в нем может обострить безработицу в городах из-за притока большего количества рабочей силы, чем может поглотить городская экономика.
Возникают опасения относительно экологических последствий чрезмерного развития неформального сектора. Многие виды его активности загрязняют окружающую среду, способствуют скученности (тележки и велосипеды), создают неудобства для жителей (лотошники, разносчики покупок). Трудноразрешимые проблемы вызывает перенаселенность трущоб в условиях отсутствия элементарной санитарии. Иначе говоря, политика в отношении неформального сектора должна принимать во внимание и вышеназванные проблемы.
В литературе не ведется обстоятельного разговора о проблемах развития неформального сектора. МОТ внесла несколько предложений. Прежде всего, правительства должны отказаться от враждебного отношения к этому сектору и занять более терпимую позицию. Например, бюрократизм, административная неразбериха в Латинской Америке объясняют, почему на регистрацию нового бизнеса обычно уходит 240 дней в Эквадоре, 310 — в Венесуэле и 525 — в Гватемале, Бразилии, Мексике и Чили, причем во всех случаях необходимо представить более 20 различных заявлений и документов. Подобная практика не только чрезмерно задерживает открытие бизнеса, но и приводит к увеличению годовых издержек на его поддержание до раза. Не удивительно, что неформалы просто обходят закон.
Правительствам следует поощрять развитие системы подготовки кадров по необходимым для городского хозяйства специальностям, влияя тем самым на структуру неформального сектора и направляя его деятельность в интересах всего населения. Подобная политика будет способствовать легализации неформального бизнеса в результате открытия ему доступа к обучению и другим льготам.
Главная проблема неформального сектора — нехватка капитала. Распространение на него кредитования дало бы ему возможности для расширения объемов производства, увеличения прибыли, доходов и занятости. Подобный же эффект имел бы и его доступ к более совершенным технологиям. Создание необходимой инфраструктуры и определение мест для предприятий ослабили бы экологическую нагрузку на города из-за роста неформального сектора. Улучшение условий жизни, пусть косвенно, должно достигаться за счет размещения предприятий неформального сектора на городских окраинах и в небольших городах возможно ближе к жилым районам. Размещение таких предприятий за пределами городов может внести вклад в изменение миграционных потоков, в особенности если будет осуществляться во взаимосвязи с мерами, предложенными в заключительной части данной главы.
Женщины в неформальном секторе
В миграционных потоках из сельской местности в города женщины составляют существенную, а иногда и большую часть. Хотя большинство из них перебирается в города вместе с мужьями, последнее время все чаще незамужние женщины переселяются в города на свой страх и риск. Лишь немногим из них удается найти работу в формальном секторе, где "господствуют" мужчины. Поэтому часто на рынке неформального сектора преобладает предложение женского труда. Женщины соглашаются на низкую зарплату, работу от случая к случаю; они остаются за пределами системы страхования и какой-либо социальной поддержки.
Следствием увеличения численности одиноких женщин среди мигрантов стал рост домашних хозяйств, главой которых является женщина. Как правило, они относятся к самым бедным слоям населения, их доступ к жизненно необходимым ресурсам особенно затруднен, в то время как уровень рождаемости у них весьма высокий. Эти изменения в миграционных потоках оказывают серьезное влияние на экономическую и демографическую ситуацию многих городских районов в Третьем мире.
Поскольку участники возглавляемых женщинами домашних хозяйств обычно работают на предприятиях с низкой производительностью и вынуждены содержать многочисленных нетрудоспособных, они относятся к наиболее бедной части населения, часто недоедают, лишены доступа к школьному образованию, медицинскому обслуживанию, чистой воде и нормальным санитарным условиям. Например, в Бразилии члены возглавляемых женщинами домашних хозяйств пользуются услугами государственного здравоохранения в четыре раза реже, чем домашние хозяйства, во главе которых стоят мужчины. В женских хозяйствах особенно высок отсев детей из школы, так как они вынуждены искать работу для поддержания семьи.
Многие женщины заняты в мелком бизнесе на микропредприятиях, создание которых не требует значительного стартового капитала; часто это продажа изготовленных дома пищевых продуктов и ремесленных поделок. Хотя из-за нехватки капитала такие хозяйства характеризуются высокой отдачей на инвестиции, крайне низкое соотношение "капитал—рабочая сила" обрекает женский бизнес на низкую производительность. Проведенные в Латинской Америке и Азии исследования показали, что возглавляемые женщинами микропредприятия в неформальном секторе, имеющие доступ к источникам кредитов, погашали задолженность наравне с мужчинами и даже лучше их. Поскольку женщины способны рациональнее использовать капитал, то у них отдача инвестиций часто выше, чем у мужчин.
К сожалению, несмотря на впечатляющие результаты подобных кредитных программ, их применение крайне ограничено, так как почти все институциональные кредитные системы ориентированы на формальный сектор и не заинтересованы в раздаче мелких кредитов за его пределами.
Если государственные программы роста доходов бедняков будут по-прежнему концентрировать усилия на увеличение мужской занятости в формальном секторе и распределять кредиты через институты этого сектора, то неизбежно вне поля зрения останутся потребности наиболее нуждающихся в поддержке слоев населения. Для облегчения бедственного положения городских женщин и их детей необходимо интегрировать женские хозяйства в экономическую жизнь страны, а программы и политика развития должны учитывать наличие специфических проблем женщин.
Легализация и поддержка неформального сектора, в котором занято большинство городской женской рабочей силы, намного бы облегчили финансовые возможности и эффективность женских микропредприятий. Но для этого правительства должны отменить законы, ограничивающие права женщин на владение собственностью, заключение финансовых сделок и не ограничивать законодательно разрешенное число детей. Следует также устранить препятствия в допуске женщин к программам технического обучения и развития производственных услуг. Наконец, необходимы системы ухода за детьми и планирования семьи: это облегчило бы бремя женщины как продолжательницы рода и позволило бы ей активнее участвовать в экономической жизни.