Кроме низкого жизненного уровня, развивающиеся страны характеризуются и низкой производительностью труда. Концепция производственной функции, выражающая системную зависимость между объемом производства и комбинацией создающих его факторов при существующем уровне технологии, часто используется для описания путей, посредством которых общество удовлетворяет свои материальные потребности.
Однако эта концепция технической зависимости должна дополняться более широким подходом, который учитывал бы и другие компоненты — искусство управления (менеджмент), мотивацию труда рабочих и гибкость институциональных структур. Производительность труда в развивающихся странах (выпуск в расчете на одного рабочего) очень низка в сравнении с развитыми государствами. Экономические теории следующим образом объясняют это несоответствие.
Например, концепция снижающейся предельной производительности утверждает, что добавление сверх определенного количества переменного фактора (труда) к другим фиксированным факторам производства (капиталу, земле, материалам и т.п.) ведет к сокращению полученного в результате его использования дополнительного (предельного) продукта. Причина заключается в снижающейся предельной производительности данного переменного фактора. Таким образом, низкая производительность труда вызвана отсутствием или жестким дефицитом дополнительных факторов производства (физического капитала, управленческого опыта).
Согласно этой концепции для повышения производительности необходимо мобилизовать внутренние сбережения и привлечь иностранный капитал для инвестирования в материальные средства производства и в человеческий капитал (например, для повышения качества управления) путем улучшения систем общего и специального образования, а также осуществить институциональные изменения во многих сферах. Эти изменения могут включать реформу землевладения и корпоративного налогообложения, совершенствование кредитной и банковской систем, формирование и консолидацию независимого, некоррумпированного и эффективного административного аппарата, перестройку систем общего и специального образования для приведения их в соответствие с потребностями развивающихся обществ.
Для успеха стратегии повышения производительности необходимо принимать во внимание названные выше и другие неэкономические факторы, являющиеся социальным компонентом производственной функции. Старая поговорка утверждает: "Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить ее пить". Похожая ситуация и в развивающихся странах: можно создать экономические возможности для улучшения, но они не сработают без осуществления необходимых институциональных и структурных преобразований.
Следует учитывать также отношение рабочих и управляющего персонала к повышению своей квалификации, способность населения воспринимать и приспосабливаться к нововведениям, готовность экспериментировать ради достижения успеха, отношение к физическому труду, дисциплине, власти и эксплуатации. Необходимо принимать во внимание физическую и интеллектуальную пригодность человека к выполняемой им работе. Экономические успехи четырех "азиатских тигров" — Гонконга, Сингапура, Тайваня и Южной Кореи — во многом объясняют качеством их трудовых ресурсов, четкой организацией производства и институциональными преобразованиями, направленными на повышение производительности.
Тесная связь между низким уровнем доходов и низкой производительностью труда в развивающихся странах четко проявляется в состоянии физического здоровья населения. Известно, что плохое питание в детстве крайне отрицательно сказывается на физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Качественно и количественно неполноценная диета, отсутствие элементарных условий для личной гигиены могут в последующие годы подорвать здоровье работников, отрицательно влиять на их отношение к труду. Низкая производительность в подобной ситуации вызвана во многом апатией, физической и эмоциональной неспособностью противостоять постоянному давлению конкуренции в трудовой сфере.
Таким образом, низкий уровень жизни и низкая производительность труда представляют собой социально-экономические явления, взаимно усиливающие друг друга; они — одновременно главное следствие и причина слаборазвитости Третьего мира. Теория Мюрдаля о "круговой кумулятивной причинно-следственной связи" в слаборазвитом мире базируется на взаимно усиливающемся взаимодействии между низким уровнем жизни и низкой производительностью труда
Высокие темпы роста населения и бремя поддержания его нетрудоспособной части
Из 5,5 млрд. населения Земли (1993 г.) более 3/4 сконцентрировано в Третьем мире и м нее 1/4 — в развитых странах. Темпы его роста и уровень смертности в обеих групп стран резко отличаются. Темпы роста в большинстве развивающихся стран очень высок обычно от 30 до 40 человек на тысячу жителей, а в развитых государствах они не достигают и половины этого показателя.
Общий коэффициент рождаемости, возможно, — один из наиболее наглядных показателей отличающих развитые страны от развивающихся. Ни одна развитая страна не достигал; уровня 25 родившихся детей на 1 тыс. населения, а для развивающихся стран это редкое исключение.
Выше в развивающихся странах и уровень смертности, но отличие здесь от развиты; стран не так велико, как в уровне рождаемости из-за некоторого улучшения условий жизни и успехов в борьбе с инфекционными болезнями. Поэтому темпы роста населения в странах Третьего мира составляют в среднем 2% (2,3% без Китая), в то время как в индустриальных странах — 0,5%.
Этим объясняется, что около 40% населения Третьего мира — дети в возрасте до 15 лет (менее 21% в развитых странах). В большинстве развивающихся стран нагрузка на экономически активную часть населения (от 15 до 64 лет) по поддержанию нетрудоспособных членов общества почти в два раза больше, чем в богатых странах, хотя в последних доля людей старше 65 лет намного выше. В целом, в такой поддержке нуждается около 45% населения развивающихся странах по сравнению с примерно 1/3 в развитых странах, причем в первой группе стран доля детей составляет 90%, а во второй — только 66%.
Странам Третьего мира приходится мириться не только с высокими темпами роста населения, но и с более тяжелым бременем поддержания его нетрудоспособной части.
Высокий, растущий уровень безработицы и неполной занятости
Одна из основных причин низкого уровня жизни в развивающихся странах — неполное и неэффективное по сравнению с развитыми странами использование рабочей силы, которое проявляется в двух формах.
Неполная занятость, когда сельское и городское население использует лишь часть рабочего дня, недели или сезона. К неполностью занятым относят и работающих весь трудовой день, производительность труда которых настолько низка, что их сокращение не вызывает сколь либо заметного снижения объема выпуска.
Видимая безработица, при которой люди могут и хотят работать, но отсутствуют подходящие для них вакансии.
Видимой безработицей охвачено в настоящее время в среднем 10—15% рабочей силы развивающихся стран. При этом безработица в возрастной группе от 15 до 24 лет, многие представители которой имеют хорошее образование, обычно в два раза выше. В таблице приводятся оценочные данные о безработице в 12 развивающихся странах (80-е годы).
Эти данные — лишь вершина айсберга недоиспользования рабочей силы в развивающихся странах. Если к видимой безработице добавить скрытую, а также людей, потерявших надежду найти работу и отказавшихся от ее дальнейших поисков, то окажется, что почти 35% рабочей силы Третьего мира не используется.
Предложение рабочей силы, судя по прошлым и нынешним темпам рождаемости, будет в обозримой перспективе быстро увеличиваться, соответственно потребуется увеличить предложение новых рабочих мест. Однако из-за огромных темпов прироста рабочей силы в городских районах (от 5 до 7% в год) во многих развивающихся странах, особенно в Африке, миграционных потоков из сельской местности трудно рассчитывать на успех в борьбе с безработицей и неполной занятостью, с настроением безнадежности масс учащейся и образованной молодежи, обреченных на безрезультатный поиск рабочего места.