Образование в развивающихся регионах


Государственные расходы на образование

Во многих развивающихся странах образование является крупнейшей отраслью экономики с позиций затрат государства на поддержание его функционирования. Бедные страны инвестируют огромные суммы в сферу образования по многим соображениям. Считается, что даже минимальное образование способствует повышению производительности труда и способностей фермера по сравнению с неграмотными коллегами, делает его более отзывчивым к новым сельскохозяйственным технологиям. Умеющие читать и писать ремесленники и рабочие, получившие специальную подготовку, успешнее овладевают новыми материалами и методами их обработки. Работа в государственном аппарате и в частном бизнесе требует от административного и технического персонала знаний в объеме второй ступени школы. В бывших колониях люди с таким образованием замещают вакансии после отъезда иностранных граждан. Современные государственный и частный секторы экономики предъявляют спрос на специалистов и менеджеров с университетским образованием.

Расширение школьного образования вызвано, наряду с потребностями планирования рабочей силы, усиливающимся давлением со стороны всех слоев населения развивающихся стран. В условиях дефицита квалифицированной рабочей силы родители стремятся продлить пребывание детей в школе, чтобы с помощью аттестата об образовании повысить их шансы на получение хорошо оплачиваемой и надежной должности. Для выходцев из бедных семей продление образования в школе — единственная возможность победить нищету.

Под давлением растущих спроса и предложения развивающиеся страны за последние три десятилетия многократно увеличили расходы на образование: их доля в доходах граждан и бюджете государства быстро росла. В Азии суммарные расходы на эти цели в 1970-х гг. утроились, а в Африке и Латинской Америке выросли более, чем в два раза. Расходы на образование увеличивались быстрее, чем в каком-либо секторе экономики. К концу 1980-х гг. многие страны Третьего мира выделяли на образование от 15 до 27% всех расходов бюджета.

Хотя это и весьма впечатляющее достижение, в абсолютных показателях на обучение жителя развивающейся страны государство тратило в среднем 229 дол. по сравнению с 468 дол. в развитом мире. К тому же стагнация экономического роста и возросшее бремя обслуживания внешнего долга вынудили большинство правительств стран Третьего мира, особенно наименее развитых, сократить в 1980-х — начале 1990-х гг. бюджетные расходы на образование (как и на здравоохранение и социальные нужды).

Охват образованием

В 1990-х гг. число учащихся всех трех ступеней системы образования в Африке, Азии, на Ближнем Востоке и в Латинской Америке по сравнению с 1960 г. увеличилось со 163 млн. до 440 млн. человек, т. е. среднегодовые темпы роста составили 5%. Хотя большинство учащихся посещают лишь начальную школу (78% всего числа учеников), наиболее высокие темпы роста отмечены в средней (12,7% за год в рассматриваемый период) и высшей (14,5%) школах.

Велики различия в охвате обучением на различных ступенях не только между развитыми и развивающимися странами, но и между различными регионами Третьего мира. Страны Африки отстают по всем показателям: здесь начальным обучением охвачено всего 67% детей школьного возраста. В таблице приведены сравнительные данные об охвате образованием на каждом из трех уровней обучения в некоторых развивающихся странах с низким и средним уровнем доходов в 1965 и 1989 гг. Бросается в глаза особенно значительный рост обучающихся первой и второй ступеней.

Приведенные в таблице показатели могут привести к неверным выводам они фиксируют охват обучением соответствующих возрастных групп по состоянию на данный момент, но не показывают отсева учащихся по мере продолжения учебы Но одной из наиболее актуальных проблем образования в развивающихся странах остается высокий процент отсева учащихся при переходе от более низкой к следующей ступени обучения. Согласно оценкам, в Латинской Америке из 100 детей, поступивших в начальную школу, только 40 ее заканчивают, причем в некоторых странах континента покидают первую ступень до ее окончания 75% учащихся. В Африке и Азии средний процент отсева учащихся первой ступени составляет примерно 54 и 20% соответственно Очень велики межстрановые различия в некоторых странах Африки отсев достигает 81 % и Азии — 64%

Средний процент отсева из средней школы в 1975 г был 38,7% в Африке и 18% — в Азии и Латинской Америке В Европе этот показатель составил примерно 11,4% Отсев из средней школы создает серьезные проблемы для всех развивающихся стран, но особенно неблагоприятны его проявления в Африке множество покинувших школу учеников пополняют ряды безработных

Грамотность

Доля неграмотных среди взрослого населения (люди старше 15 лет) сократилась с 60% в 1960 г до 36% в 1990 г Однако вследствие быстрого роста населения численность неграмотных в данной возрастной группе за рассматриваемый период увеличилась почти на 120 млн. и превысила в 1990 г. 940 млн. человек. Наиболее высок процент неграмотных в Африке (50) и в арабских странах (47); за ними следует Азия (40) и Латинская Америка (16). В Северной Америке этот показатель равен 1%, в Европе — 2,5%.

Стоимость обучения и дифференциация заработков

В последнее время усилилась критика системы образования в Третьем мире из-за слишком больших различий в затратах на различных ступенях обучения. Особенно велики различия между высшими и первичными ступенями. Раньше критика базировалась на интерпретации разрозненных данных, но в 1970-х и 1980-х гг. были проведены обширные сравнительные исследования издержек обучения на различных ступенях.

Приведенные в таблице данные относятся к 60-м годам, но соотношения сохраняются в целом и в настоящее время. Следовательно, затраты на одного студента университета таковы, что их могло бы хватить на обучение 88 учеников начальной школы. Во многих странах Африки (Сьерра-Леоне, Малави, Кения, Танзания) соотношение расходов на обучение одного студента и учащегося начальной школы достигает 283.

В половине развивающихся стран на одного студента приходится более 100 человек в начальной школе (в развитых странах это соотношение составляет 10:1), и правительствам приходится расходовать слишком большую часть бюджета на обучение небольшого числа студентов университетов и технических вузов. Согласно данным о государственных расходах на образование в развивающихся странах, в 1985 г. 6% от общего контингента — студенты — поглотили почти 40% бюджетных ассигнований на эти цели. В Африке всего 2% от общего числа обучающихся — студенты университетов, но на них расходуется более 35 % всех ассигнований на образование; в Латинской Америке на обучение студентов (12% обучающихся) направляются 42% всех расходов.

В таблице. сравниваются средние заработки людей с различным уровнем образования с затратами на их обучение. Оказывается, что в развивающихся странах дифференциация в уровне заработков в зависимости от уровня образования намного меньше, а дифференциация по расходам на обучение намного больше, чем соответствующие показатели в развитых государствах.

Данные таблиц показывают, что, хотя обучение студента в развивающихся странах обходится в 87,9 раз дороже, чем учащегося начальной школы, выпускник университета зарабатывает в среднем лишь в 6,4 раза больше работника с начальным образованием. Эта разница слишком велика и поддерживается искусственно, но она намного меньше разницы затрат на обучение. Если средний заработок отражает среднюю производительность, то приходится признать, что сильное отставание роста заработков от увеличения расходов на обучение по мере его продолжения свидетельствует о нерациональности чрезмерно больших инвестиций развивающихся стран в высшее образование. Эти средства можно было бы использовать с большей отдачей, направляя на развитие начальной школы.

Данное утверждение отнюдь не означает, что более высокая эффективность вложений в начальную школу сохранится и в будущем: многое будет зависеть от перспектив занятости для групп населения с различным уровнем образования. Хотя исследования 1970—1980-х гг. подтверждают более высокую эффективность вложений в начальные стадии обучения с позиций индивидуума и общества независимо от числа обучающихся, работы Бермана и Бэрдсалл подвергают сомнению это широко распространенное убеждение. Они утверждают, что различия в динамике заработков и расходов на обучение вызваны не только удлинением его сроков, но и качеством преподавания и программ, а также техническим обеспечением учебного процесса.

Правительствам следует улучшать прежде всего работу существующих школ, а не увлекаться созданием новых. Иначе говоря, надо сосредоточиться на инвестициях в повышение качества человеческого капитала, а не стремиться распределить их среди возможно большего количества людей. Но такой подход выдвигает на повестку дня проблему равенства, которой мы вскоре займемся.