Экономика Кении


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Найроби

Площадь — 582646 кв. км

Население — 26,2 млн. человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 370 долл. (1990 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 3,9% (1980— 1990 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения - минус 0,3% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП — 28% (1990 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся живыми) — 62 (1992 г.) Ежедневное потребление калорий на душу населения - 1973 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 94% (1986 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) — 41% (1985 г.)

Индекс развития человека — 0,37 (низкий) (1990 г.)

Кения, расположенная в Восточной Африке, играет важную роль в политической и экономической жизни континента. Географические и климатические характеристики страны отличаются богатым разнообразием. Полупустыни, расположенные в основном на севере и непригодные для ведения сельского хозяйства, занимают 3/5 территории Кении, поэтому 85% населения проживает в южных районах, где сосредоточена практически вся экономическая деятельность.

Быстро растущее население Кении представлено много - численными племенами и крайне многолико (племена скотоводов и земледельцев, ведущие натуральное хозяйство, фермеры, поставляющие продукцию на рынок, арабы-мусульмане, а также жители Найроби, освоившие современный стиль жизни). По сравнению с другими странами Африки к югу от Сахары уровень жизни, по крайней мере в крупных городах Кении, достаточно высок.

Однако повсеместная бедность, высокая безработица и нарастающее неравенство в доходах определяют наличие резких контрастов в экономике страны. Сельское хозяйство — наиболее важная отрасль. До настоящего времени 88% населения страны проживает в сельской местности, и сельскохозяйственной деятельностью занимается около 3/4 численности рабочей силы.

После завоевания страной в 1963 г. независимости от Великобритании достигнуты существенные успехи в демократизации системы управления, среди которых можно отметить:

  1. переход от федеративной к республиканской системе правления,
  2. установление президентской формы правления,
  3. формирование однопалатной законодательной власти и, наконец,
  4. введение однопартийной системы.

Кения отличается довольно высокой (в сравнении с другими африканскими странами) политической стабильностью. За три десятилетия суверенного существования в стране сменилось лишь два президента. Однако некогда стабильная и процветающая страна в 1992 г. испытала волну политических переворотов и этнических конфликтов, вызванных непопулярным однопартийным режимом, коррумпированностью государственного аппарата и ухудшавшейся экономической ситуацией.

В первое десятилетие независимости достаточно высокие темпы роста ВНП (7%) обеспечивались за счет экспансионистской экономической политики, характеризовавшейся крупными государственными инвестициями, поддержкой мелких сельскохозяйственных производителей, а также стимулированием частных (национальных и иностранных) инвестиций в промышленный сектор. Некоторое снижение годовых темпов роста ВНП (до 5%) в последующее семилетие (1973—1980 гг.) объяснялось нефтяным кризисом.

Однако помимо роста цен на нефть в замедлении темпов экономического роста сыграла роль нехватка внутренних сбережений и инвестиций. Различные меры, предпринимавшиеся в этот период для стимулирования промышленного развития, негативно повлияли на развитие сельскохозяйственного сектора, что выразилось в снижении цен на сельскохозяйственную продукцию, падении объема производства и снижении уровня доходов фермеров.

Обнищание крестьянства усиливало миграционные потоки в Найроби, уже перенаселенный к тому времени, что, естественно, привело к дальнейшему повышению уровня городской безработицы. Высокий уровень рождаемости наряду со стабильно понижающимся показателем смертности (в основном за счет снижения младенческой смертности) привел к тому, что к 1988 г. темпы роста населения в Кении стали самыми высокими в мире — 4,1%.

В 1980—1985 гг. сохранилась тенденция к снижению темпов роста ВНП, и годовые темпы роста составляли в среднем 2,6%. В этот период значительный ущерб промышленному развитию был нанесен политическими событиями 1982 г. и жестокой засухой 1984 г. Возросли ставки процента, а уровень заработной платы как в государственном, так и в частном секторах снизился. Меры по сокращению бюджетного дефицита и дефицита торгового баланса за счет сокращения ассигнований на цели развития и уменьшения объема импорта привели к дальнейшему замедлению темпов роста экономики. К 1990 г. доход на душу населения в Кении снизился по сравнению с 1980 г. на 9%: с 410 долл. до 370 долл.

Сельское хозяйство, на долю которого приходится 28% ВВП, является основой экономики Кении. Учитывая значимость этого сектора экономики, правительство страны разработало несколько программ с целью его поддержки. В частности, две из упомянутых программ предусматривали установление достаточно высокого уровня цен на сельскохозяйственную продукцию и увеличение поставок минеральных и химических удобрений. Основными экспортными культурами Кении являются кофе, чай, сизаль, орехи кешью, перетрум и продукция садоводства. Традиционно ключевые позиции в экспорте страны занимал кофе. Однако в результате снижения цен мирового рынка на кофе в 1987 г. лидирующие позиции занял туризм.

Хотя Кения — преимущественно аграрная страна, но в промышленном отношении она наиболее развита среди восточно-африканских стран. В 1987 г. на долю промышленного сектора (как частного, так и государственного) приходилось 13,7% ВНП. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности, как производство продуктов питания и напитков, табачная, текстильная, обувная, химическая, бумажная промышленность, а также выпуск цемента и металлопродукции.

В 90-х гг. руководству Кении предстоит решать множество проблем, среди которых стагнирующая национальная экономика, растущая политическая нестабильность, огромный дефицит государственного бюджета, высокий уровень безработицы, а также состояние платежного баланса. Однако главной проблемой Кении остаются высокие темпы роста населения. Рост рождаемости и падение уровня смертности в 70 — 80-х гг. привели к тому, что в настоящее время возраст половины населения страны не превышает 15 лет. Его содержание ложится тяжким бременем на трудоспособное население страны.

Принимая во внимание тот факт, что уже в настоящее время уровень безработицы в стране составляет 30%, а также высокие темпы роста населения, можно сказать, что в 90-е гг. главной задачей Кении станет обеспечение работой быстро растущей национальной армии труда. Однако лишь 10% из общего числа претендентов смогут получить работу в современном промышленном секторе, остальные будут вынуждены заниматься мелким предпринимательством, искать работу в сельском хозяйстве, где их шансы также невелики, а уровень зарплаты низок, или пополнить ряды безработных.

Помимо проблемы занятости Кения вынуждена искать способы, как ей прокормить растущее население. Лишь 20% земли пригодно для обработки, что предполагает в сложившихся условиях необходимость возрастания продуктивности сельского хозяйства. К сожалению, увеличение производства продуктов питания сдерживается неблагоприятным действием следующих факторов: раздробленностью земельных владений, усиливающейся деградацией окружающей среды, высокой стоимостью ресурсов в сельскохозяйственном производстве (кроме земли и труда) и, наконец, неэффективным и нерациональным вмешательством государства в процессы закупки и продажи сельскохозяйственной продукции, а также ценообразования на нее.

Хотя правительство Кении предполагало, что уровень дефицита государственного бюджета не будет превышать 3,8% ВВП, он достиг в 1986—1987 финансовом году 5% ВВП. Преодоление бюджетного дефицита — еще одна из задач, которую предстоит решать Кении в текущем десятилетии. В связи с распадом Восточно-Африканского сообщества произошло некоторое сокращение темпов промышленного развития, что сразу же сказалось на налоговых поступлениях в государственную казну. Чтобы компенсировать нехватку внутренних сбережений, Кения была вынуждена обратиться к внешним источникам финансирования, включая использование иностранной помощи в виде грантов от стран Запада. Некогда благополучные государственные предприятия, опекаемые государством, оказались в крайне тяжелой ситуации, что потребовало дополнительных правительственных ассигнований и соответственно усугубило проблему дефицита государственного бюджета.

Для покрытия собственных расходов Кения была вынуждена, помимо получения иностранной помощи, заимствовать средства у международных банков. В 1987 г. объем государственных займов в международной банковской системе возрос на 30%, что привело к увеличению денежной массы на 21%. Подобное увеличение денежной массы способствовало росту инфляции и затрудняло последующий доступ на рынок международного кредита.

В 1990 г. не произошло улучшения состояния государственного бюджета Кении. Увеличение набора в университеты страны и сохранение высокой численности государственных служащих в различных министерствах наряду с ростом цен на нефть и повышением заработной платы не позволили правительству уменьшить дефицит государственного бюджета и снизить темп инфляции, оставшийся на уровне 1987 г. (10%).

Хронический характер приняла в Кении проблема платежного баланса. Снижение цен мирового рынка на товары национального экспорта и повышение цен на импортируемые страной товары вызвали угрозу дефицита торгового баланса. Мировой спрос на кофе, являющийся основным экспортным товаром Кении, по-прежнему ниже его предложения, и страна не может воспользоваться сравнительными преимуществами в производстве этого товара. На мировом рынке чая, являющегося другим важнейшим экспортным товаром страны, также сложная обстановка.

В 1987 г. Пакистан — второй крупнейший импортер кенийского чая, резко сократил объём закупок. Сокращение спроса наряду с общим перенасыщением мирового рынка чая привело к падению цен и на этот экспортный товар. Все это вместе с ростом цен на нефть, представляющую важнейшую товарную позицию национального импорта, привело к обострению проблемы дефицита иностранной валюты.

В попытках решить сложные проблемы правительство в 90-х гг. приступило к осуществлению программы структурной перестройки национальной экономики, целью которой является достижение более высоких темпов роста ВНП. Задержка в предоставлении западными странами иностранной помощи на общую сумму 600 млн. долл. вынудило правительство Кении принять решение об ограничении участия в деятельности частных предпринимателей и выставить на продажу свою долю в капитале 207 компаний. Кроме того, оно предприняло меры по оживлению сельскохозяйственного сектора путем установления более адекватных цен на производимую в нем продукцию, а также сокращению государственных расходов.

Однако структурная перестройка экономики требует достаточно долгого времени, в связи с чем возникает вопрос, сможет ли политическая и экономическая система в этот период противостоять ухудшению жизненных условий населения страны. К тому же общественный протест против ограничения демократии в июле 1990 г. и межэтнический конфликт 1992 г. могут стать предвестниками будущих политических волнений.