Экономика Китая


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Пекин

Площадь — 9 600 000 кв.км

Население — 1,17 млрд. человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 370 долл. (1990 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 1,5% (1965-1988 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения — 5,5% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП — 27% (1990 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1 000 родившихся) — 34 (1992 г.)

Ежедневное потребление калорий на душу населения - 2632 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 83% (1990 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) — 31 % (1985 г.)

Индекс развития человека — 0,61 (средний) (1990 г.)

Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на 1/6 части ее территории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения. В 1992 г. население достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его приросте в 15 млн. чел.

Общие темпы прироста населения сократились почти на 40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., однако в последние годы отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов для сокращения числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность населения к этому времени в 1,3 млрд. чел.

Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были: консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода.

К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной. Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов.

Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных сталеплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в начале 60-х годов в депрессию.

Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе 1960 г. советских специалистов и прекращением помощи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования

В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в сельском хозяйстве, промышленности, активизацию научно-технических исследований и укрепление национальной обороноспособности. События 1976 г. — смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому уменьшению роли идеологии в китайской политике. Тем самым были подготовлены условия для более прагматического взгляда на политические и экономические проблемы страны.

Переход Китая к осуществлению Программы Четырех Модернизаций был подтвержден в 1978 пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей и принятием десятилетнего плана развития, в котором основной упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для заводов и технологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подписал с зарубежными партнерами торговые контракты на общую сумму 7 млрд. долл.

Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности.

В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая.

В качестве ключевых элементов предлагались: осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец, развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми компаниями.

Осуществление реформ принесло значительный успех. В 80-е годы национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное производство ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения крестьян, доход горожан возрос на 43%. Китай добился самообеспечения зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленности (ее доля в сельскохозяйственной продукции составляла 23%) и она поглощала избыточные трудовые ресурсы в сельской местности. Реформы в промышленности привели к диверсификации продукции и расширению в торговле ассортимента потребительских товаров. Руководство страны продемонстрировало способность адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку и принимать в соответствии со сложившейся ситуацией необходимые фискальные и административные меры. В результате политических преобразований и сочетания

центрального директивного руководства с местной предпринимательской инициативой возникла экономика гибридного типа, которую китайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей воздействие рыночных механизмов. В этот период в основном были устранены разрушительные для национальной экономики последствия периода культурной революции.

Однако экономические реформы и ориентация экономики на рыночные методы ведения хозяйства принесли с собой рост инфляции, возрастание коррупции, повысили уровень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. крестьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономические реформы 80-х годов произошли без сопутствующего политического реформирования, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью, как для народа Китая, так и для его экономики события на Тяньанмыньской площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении. Теперь многое зависит от того, как будут решены проблемы политической демократии и дальнейшее реформирование экономики.

Если Китаю удастся успешно справиться с этими проблемами, то он возобновит борьбу за первенство в мировой экономике; если же случится обратное, то скорее всего он останется страной с огромным потенциалом, но с ограниченным прогрессом. В 90-е годы внимание всего мира приковано к Китаю, все наблюдают за тем, какие уроки могут извлечь другие развивающиеся страны с авторитарными режимами правления из его опыта.