Кризис внешней задолженности Третьего мира


Возникновение и природа кризиса

Рост внешнего долга — типичное явление для стран Третьего мира на стадии экономического развития, когда внутренние сбережения невелики, баланс по текущим операциям сводится с большим отрицательным сальдо и необходим импорт капитала для восполнения недостающих ресурсов. До начала 1970-х годов сумма долга была сравнительно небольшой и в основном представлена кредитами иностранных государств и международных финансовых институтов, таких, как МВФ, Всемирный банк и региональные банки развития. Большинство таких заимствований осуществлялось на льготных условиях, с низкой процентной ставкой и использовалось на реализацию конкретных проектов развития и оплату импорта инвестиционных товаров. В конце 1970-х — начале 1980-х годов положение изменилось: к процессу подключились коммерческие банки, использующие избыток нефтедолларов стран ОПЕК на предоставление развивающимся странам нецелевых кредитов для покрытия дефицитов платежных балансов и поддержки экспортных отраслей.

Хотя привлечение иностранного капитала увеличивает ресурсы экономического развития, за полученные кредиты надо расплачиваться. За последние годы их цена настолько выросла, что издержки во многих случаях превышают ожидаемый эффект. В первую очередь при накоплении крупного внешнего долга возникает проблема с его обслуживанием. Обслуживание внешнего долга, включающее его амортизацию (выплату основной суммы) и выплату процентов, обусловливается соглашениями и представляет собой фиксированный вычет из дохода и сбережений страны-должника.

Если сумма долга увеличивается и/или повышаются процентные ставки, возрастают и расходы по его обслуживанию, которые необходимо оплачивать в иностранной валюте. Иначе говоря, обязательства по обслуживанию внешнего долга выполняются либо за счет экспортной выручки и сокращения импорта, либо путем новых заимствований за рубежом. Обычно большая часть обязательств по обслуживанию внешнего долга покрывается за счет дохода от экспорта. Но при изменении структуры и объема импорта, росте процентных ставок и сокращении экспорта возникают проблемы с погашением внешней задолженности. С подобными проблемами столкнулось большинство стран с высоким уровнем задолженности.

Прежде чем заняться статистическими данными, причинами возникновения и перспективами внешнего долга развивающихся стран, разъясним суть понятия "сальдо заемных операций" (базовый трансферт). Оно отражает соотношение чистого притока (оттока) капитала и суммы внешнего заимствования. Количественно его измеряют как соотношение между чистым притоком капитала в страну и выплатой процентов на аккумулированную сумму внешнего долга. Чистый приток капитала представляет собой разницу между валовым притоком и амортизацией основной суммы аккумулированного долга. Сальдо заемных операций является важным понятием, так как показывает величину ежегодного приобретения (или потери) валюты в результате взаимодействия с международной финансовой системой. Далее мы увидим, что развивающиеся страны сводили это сальдо с большим дефицитом, истощая при этом резервы иностранной валюты в результате утечки капитала.

Весь процесс можно свести к следующим формулам. Обозначим чистый приток капитала FN как темп роста общей суммы долга, D — аккумулированный долг и d — рост общей суммы долга в процентах. Тогда

FN= dD.

На ранних стадиях накопления задолженности, когда сумма долга D относительно невелика, темпы его роста d были высокими. Большая часть капитала предоставлялась в форме двусторонней помощи государствами и кредитов Всемирного банка на льготных условиях, с более низкой процентной ставкой по сравнению со сложившимися ставками на финансовых рынках и с более длительными сроками погашения. Поэтому величина была небольшой, в любом случае меньше d.

До тех пор пока растущий долг используется для осуществления проектов развития, а рентабельность последних превышает величину дополнительный приток иностранного капитала и увеличение суммы задолженности не вызывают проблем для принимающих сторон. Более того, в предыдущих главах показано, что использование все больших заимствований для осуществления производственных инвестиций в городскую и сельскую экономику составляло важный элемент долговременной стратегии развития.

Серьезные осложнения возникают, когда:

  1. аккумулированный долг становится очень большим и темпы его роста начинают замедляться по мере увеличения соотношения "амортизация/валовой приток нового капитала";
  2. снижается приток долгосрочного капитала по государственным каналам, предоставляемого на льготных условиях, и увеличиваются краткосрочные кредиты на рыночных условиях с плавающей процентной ставкой коммерческих банков, вследствие чего растет
  3. страна начинает испытывать острейшие проблемы в урегулировании своего платежного баланса из-за всплеска цен на товары и быстрого ухудшения условий торговли;
  4. наступает глобальный спад производства или какой-либо другой внешний шок (типа скачка цен на нефть); резко растут процентные ставки в США, определяющие условия предоставления коммерческих кредитов; неожиданно меняется курс доллара, в котором оценивается большинство кредитов и долгов;
  5. теряется доверие к платежеспособности страны-должника по названным в п. 2, 3 и 4 причинам, что побуждает иностранные банки свертывать кредитование;
  6. возникает бегство капитала из страны в силу сложившейся экономической и политической ситуации (например, ожидания девальвации местной валюты) для приобретения в развитых странах ценных бумаг и недвижимости, а также открытия счетов в банках.

Сочетание шести названных выше факторов имеет тенденцию к снижению d и увеличению в результате чего отрицательное сальдо заемных операций непомерно растет, способствуя бегству капитала из развивающихся в развитые страны. Долговой кризис становится самовоспроизводящимся процессом, и страны Третьего мира с высоким уровнем задолженности попадают в нисходящую спираль увеличения негативного базового трансферта, истощающую их валютные резервы и препятствующую развитию.

Масштабы кризиса

За 23 года (с 1970 по 1992) внешний долг развивающихся стран вырос с 68,4 млрд. долл. до почти 2 трлн., т. е. более чем на 2000% (таблице. 13.7). Расходуемые на обслуживание задолженности суммы увеличились на 1530% и составили в начале 1990-х годов 169 млрд. долл. Хотя значительная часть общей задолженности Третьего мира приходится на четыре латиноамериканские страны (Бразилия, Мексика, Аргентина и Венесуэла), Всемирный банк ведет мониторинг 16 стран с высоким уровнем задолженности.

Их положение особенно уязвимо, так как большая часть долга приходится на долю коммерческих банков с различными процентными ставками. Из 16 стран только три расположены в регионе южнее Сахары, но их положение особенно тяжело: рост долга сопровождается снижением на душу населения дохода и стагнацией экономики. В этих странах соотношение "долг/экспорт" и "долг/обслуживание долга" намного хуже, чем в других развивающихся странах этого региона.

Истоки долгового кризиса 1980-х годов восходят к периоду бума международного кредитования 1974—1979 гг., усиленному первым и самым большим скачком цен на нефть, инициированным ОПЕК. К 1974 г. развивающиеся страны начали укреплять свои позиции в мировом хозяйстве: темпы их экономического роста в 1967—1973 гг. составили в среднем 6,6%. А темпы НИС в Латинской Америке (Мексика, Бразилия, Венесуэла и Аргентина) были намного выше средних для развивающихся стран. Для поддержания темпов роста многие страны значительно увеличили импорт, прежде всего инвестиционных товаров, нефти и продовольствия.

Приняв ориентированную вовне стратегию, они осуществляли активную экспортную экспансию. Высокие цены на нефть и глобальная рецессия, когда среднегодовые темпы роста индустриальных стран с 5,2% в 1967—1974 гг. снизились и составили в оставшиеся годы десятилетия 2,7%, вынудили многие развивающиеся государства увеличить заимствования за рубежом для поддержания высоких темпов роста. Хотя трансферт ресурсов на льготных условиях по государственной линии существенно вырос, он не мог удовлетворить потребности в капитале стран среднего уровня развития и НИС. К тому же страны с растущим импортом или стагнирующим экспортом неохотно обращались к официальным источникам финансирования, например к МВФ, из- за опасений давления на них с целью осуществления болезненных программ реорганизации

Поэтому страны среднего уровня развития и НИС обратились к коммерческим банкам и другим кредиторам, которые начали предоставлять нецелевые займы для поддержания платежных балансов. Коммерческие банки сосредоточили у себя большую часть излишков валюты стран ОПЕК (их размер вырос с 7 млрд. долл. в 1973 г. до 68 млрд. — в 1974 г. и достиг пика в 115 млрд. долл. в 1980 г.). В условиях низкого спроса развитых стран из-за замедления темпов их роста кредиторы начали проводить агрессивную кредитную политику по отношению к развивающимся странам, предлагая им вполне доступные и льготные условия.

Рисунок иллюстрирует механизм движения нефтедолларов ОПЕК, начиная с доходов за экспорт нефти, которые депонировались в банки США и Европы. Те в свою очередь одалживали эти доллары частным компаниям и государствам Третьего мира, испытывающим нужду в деньгах. С 1967 по 1982 гг. таким образом было рециклировано свыше 350 млрд.

В результате подобных операций внешний долг развивающихся стран со 180 млрд. долл. в 1975 г. достиг 406 млрд. долл. в 1979 г., увеличиваясь ежегодно на 20%. Еще важнее то обстоятельство, что большая часть этого долга предоставлялась не на льготных условиях: сокращены сроки погашения, рыночные ставки процентов часто менялись. В 1971 г. удельный вес нельготных ресурсов составил 40% всего объема внешнего долга, в 1975 г. — 68% и в 1979 г. — 77%.

Условия предоставления кредитов стали жестче. Увеличение льготной помощи вносило определенный вклад в рост внешней задолженности развивающихся стран, но главной причиной ее разбухания стал более чем тройной рост привлечения частных капиталов с международных рынков. Огромное увеличение внешней задолженности и ужесточение ее условий несут ответственность за тройной рост выплат по обслуживанию долга, которые возросли с 25 млрд. долл. в 1975 г. до 79 млрд. в 1979 г.

Несмотря на существенное увеличение выплат по обслуживанию внешнего долга в конце 70-х годов развивающиеся страны справлялись с проблемой. Это стало возможным на фоне сложившейся международной экономической ситуации. Комбинация снижения реальных цен на нефть из-за инфляции, низких и даже отрицательных процентных ставок и возросших экспортных доходов способствовала сокращению дефицитов по текущим операциям к концу десятилетия. В этих условиях развивающиеся страны сумели поддерживать сравнительно высокие темпы роста в 5,2% за период с 1973 по 1979 гг., несмотря на крупные внешние заимствования.

Всплеск международного кредитования, произошедший вслед за первым нефтяным кризисом, распространился на период с 1974 по 1979 гг. Благоприятная международная

экономическая атмосфера позволила сохранить сравнительно высокие темпы роста без серьезных затруднений в обслуживании их внешнего долга. Она также способствовала рециклированию огромных сумм долларов нефтеэкспортеров к импортерам нефти с помощью заемных операций частных международных банков. Эти процессы помогли смягчить спад производства в развитых странах за счет повышения спроса со стороны государств Третьего мира.

К сожалению, всплеск был коротким и вызванный им рост кредитования в 1974 — 1979 гг. породил массу проблем. Произошедший в 1979 г. второй нефтяной шок имел прямо противоположные результаты. Развивающиеся страны на этот раз столкнулись с другой ситуацией. Внезапный новый рост цен на нефть лег дополнительным бременем на их импортные счета, ухудшил перспективы импорта других инвестиционных товаров.

Все это совпало по времени со значительным повышением уровня процентных ставок под влиянием политики стабилизации развитых стран и сокращения экспортных доходов развивающихся государств из-за резкого 20%-ного падения цен на их первичную экспортную продукцию. В наследство от прошлого периода развивающиеся страны получили огромный внешний долг и необходимость выплачивать большие суммы по обслуживанию, что осложнялось растущими процентными ставками и повышением доли краткосрочных обязательств в долгах.

Наконец, за период аккумуляции долга проявилась сильная тенденция к бегству частного капитала из обремененных тяжелыми долгами развивающихся стран. По имеющимся оценкам, между 1976 и 1985 гг. обремененные тяжелыми долгами страны потеряли в результате бегства капитала 200 млрд. долл. (см. таблице. 13.4)4. Эта сумма составляла примерно 50% всех заимствований развивающихся стран за рассмотренный период. Считается, что 62% роста долга Аргентины и 71% Мексики — результат бегства капитала из этих стран. Долг Мексики в 1985 г., согласно официальным данным, был 96 млрд. долл., но за вычетом из него огромных потоков сбежавшего из страны капитала он составлял бы 12 млрд.

В этой критической ситуации у развивающихся стран оставалось два выхода. Они могли избрать путь сокращения импорта, проводить жесткую налоговую и монетарную политику, что замедлило бы темпы роста и достижение целей развития, или продолжить финансирование дефицитов счетов по текущим операциям посредством привлечения новых внешних заимствований. Неспособные, часто и не желающие избрать первый путь в качестве средства преодоления балансового кризиса, страны оказались вынужденными в 1980-е годы пойти вторым путем, продолжая привлекать в свою экономику крупные кредиты. В результате их обязательства по обслуживанию внешних долгов к 1990 г. достигли огромных размеров, так что такие страны, как Боливия, Нигерия, Аргентина, Эквадор и Перу, имели отрицательные показатели экономического роста в 1980-х годах.

Они с огромным трудом выплачивали даже проценты по задолженности из своих экспортных доходов и не могли больше рассчитывать на получение кредитов на международных рынках. Более того, как только иссякли источники частного кредитования, развивающимся странам с 1984 г. пришлось ежегодно выплачивать коммерческим банкам на 10,2 млрд. долл. больше, чем они получали новых займов. Если учесть выплаты МВФ и Всемирному банку за ранее полученные кредиты, чистый приток ресурсов в развивающиеся страны в 35,9 млрд. долл. в 1981 г. сменился его оттоком в 35,2 млрд. долл. в 1988 г.

В настоящее время страны с высоким уровнем задолженности имеют единственную возможность обратиться за помощью к стабилизационной программе МВФ, условия которой напоминают первый путь, о котором шла речь выше.