Депрессия 1930-х годов и Вторая мировая война привели к развалу мировых рынков и обвалу мировой торговли. В это время были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный банк с задачей восстановления международных товарных и финансовых рынков, а также разрушенной войной экономики Западной Европы.
Функции МВФ и Всемирного банка существенно различались, но дополняли друг друга в решении общих задач. Несомненно, в Бреттон-Вудсе была проявлена мудрость, когда приняли судьбоносное решение о значении стабилизации мировых рынков капиталов в оживлении международной торговли и инвестиций. На основе этого решения был создан МВФ, на который возложили ответственность за мониторинг и стабилизацию международной финансовой системы посредством краткосрочного кредитования дефицитов платежных балансов отдельных стран. На Всемирный банк возложили задачу восстановления и развития экономики стран-участниц с главным упором на создание национальной инфраструктуры.
Одновременно была предпринята попытка сформировать международную организацию, способствующую либерализации торговли между странами, что в конечном счете воплотилось в появлении Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Общепризнано, что институциональная структура, созданная этими организациями, несомненно способствовала активизации торговых и финансовых потоков, но до настоящего времени продолжаются споры об эффективности их деятельности.
Хотя политика МВФ и Всемирного банка существенно изменилась с момента возникновения, созданная Бреттон-Вудским соглашением институциональная система остается в основном прежней и продолжает оказывать огромное влияние на мировую экономику. Это в особенности относится к странам Третьего мира, чья способность привлекать иностранный капитал во многом определяется позициями МВФ и Всемирного банка. Более того, растущая взаимозависимость между развитыми и развивающимися странами усилила взаимодействие этих институтов с Третьим миром. Поэтому в настоящее время МВФ и Всемирному банку принадлежит решающая и все возрастающая роль в процессе развития.
Международный валютный фонд
Участники Бреттон-Вудской конференции установили фиксированную систему обменных курсов валют, в соответствии с которой каждая страна должна была "привязать" стоимость своей валюты к доллару США, который подлежал беспрепятственному обмену из расчета 35 долл. за одну тройскую унцию золота. На первых порах МВФ нес ответственность за выравнивание краткосрочных колебаний в платежных балансах стран-участниц. Любая страна, испытавшая "фундаментальное расстройство" в торговле в результате завышения валютного курса, должна была получить разрешение МВФ, прежде чем произвести девальвацию своей национальной валюты.
В качестве наблюдательного органа за проведением курсовой политики и как финансовый агент стран-участниц МВФ добивался стабилизации международных финансовых рынков с помощью конвертируемости национальных валют. К тому же, финансируя дефициты торговых балансов, МВФ выполнял функции кредитора последней инстанции, помогая тем самым избежать финансового кризиса странам, столкнувшимся с острым дефицитом конвертируемой валюты. Подобные виды деятельности были направлены на поддержание жизнеспособности созданной в Бреттон-Вудсе международной финансовой системы.
Сотрудничество и приверженность его принципам сохранились до середины 1960-х годов, когда новая экономическая ситуация вынудила многие страны отказаться от фиксированных валютных курсов. Постоянное сокращение резервов золота и хронический дефицит платежного баланса, одной из причин которого явилось завышение курса доллара, вынудили США отказаться от обмена долларов на золото в августе 1971 г. Последовавший за этим развал Бреттон-Вудской системы поднял вопрос о роли МВФ в мировой финансовой системе. Большинство резервов Фонда использовались до этого момента для поддержания курсов нескольких самых надежных валют. Переход индустриальных стран к системам плавающих обменных курсов освободил МВФ от ответственности за выполнение его главной задачи.
В то же время стало ясным, что растущий объем мировой торговли нуждается в новом механизме международной ликвидности. Поэтому в 1969 г. МВФ было поручено создать новую международную валюту, получившую название "специальные права заимствования" (СПЗ), и заняться ее распределением. Основной функцией этого нового средства обмена было стимулирование торговли в тех случаях, когда участвующие стороны не располагали достаточными резервами золота и долларов. К тому же 1970 г. принес новый кризис, который способствовал расширению функций СПЗ на мировых рынках.
Комбинация глобального спада, всплеска цен на нефть стран — членов ОПЕК и сокращения экспорта развивающихся стран вызвала рост дефицитов платежных балансов большого числа последних. Эти обстоятельства послужили причиной решения МВФ более чем в два раза увеличить квоту СПЗ. Существенная часть новых фондов распределялась через агентство — Трастовый фонд, который предоставлял кредиты на льготных условиях под низкие проценты для финансирования дефицита наиболее бедных развивающихся стран.
Кредитование МВФ носит временный и обусловленный характер, так как требует от заемщиков выполнения определенных обязательств в зависимости от назначения кредита. В первую четверть века функционирования МВФ эти условия ограничивались установлением режима обменных курсов валют. Однако после развала системы фиксированных обменных курсов, увеличения количества и размеров адаптационных кредитов произошло ужесточение условий кредитования, и ограничения распространились на экономическую политику стран-заемщиков. Этот процесс стал называться "ковдишнэлити". Цель кондишнэлити — повысить эффективность использования ресурсов МВФ, поощряя проведение странами-должниками с хроническим дефицитом платежного баланса более разумной политики. Эта политика подвергается жесточайшей критике, так как часто она ложится наиболее тяжким бременем на беднейшие слои населения стран-должников.
Применение политики кондишнэлити и мониторинг макроэкономической политики Третьего мира со стороны МВФ означали переход к более активному участию в процессе развития. Фонд начал расширять деятельность по предоставлению государствам необходимой информации и технической помощи. Это делалось в основном для того, чтобы осуществить в развивающейся стране внутреннюю адаптацию с целью устранить макроэкономические диспропорции, лежащие в основе дефицита платежного баланса. Таким образом, по сравнению с 1970-ми годами функции МВФ радикально изменились.
По словам одного из его историков: "Использование ресурсов уже больше не определялось соображениями защиты какой-либо избранной системы, а было предназначено для осуществления долговременной адаптации и восстановления условий сбалансированного и устойчивого роста". Несмотря на то что подобная политика не всегда совпадала с целями развития Третьего мира, в ряде случаев она помогла предотвратить финансовые кризисы, возникающие на рынках капиталов.
К 1982 г. внешний долг неэкспортирующих нефть стран достиг почти 600 млрд. долл., причем половина суммы была предоставлена на коммерческих условиях. Над международными финансовыми рынками нависла угроза дестабилизации из-за задержки платежей ряда обремененных тяжелыми долгами стран, переживающих период высокой инфляции, падения объемов экспорта, ухудшения условий торговли и огромного бюджетного дефицита. Жесткое обострение кризиса в развивающихся странах резко снизило возможности привлечения средств из частных источников: их объем снизился до уровня обслуживания внешней задолженности. С целью избежать обвала платежей и угрозы существованию системы международных финансовых рынков МВФ предпринял серию чрезвычайных мер для осуществления эффективной адаптации к новым условиям. Они сыграли положительную роль в реструктуризации и финансировании внешней задолженности Третьего мира в период долгового кризиса 1980-х годов.
Пожалуй, наибольшее влияние на ситуацию МВФ оказал посредством организации переговорного процесса и формирования "финансовых пакетов". "Финансовый пакет" стабилизационных мер представляет собой соглашение между МВФ, страной-должником и частными коммерческими банками, цель которого — предотвратить прекращение платежей, используя перестройку макроэкономической политики и открыв доступ к новым источникам капитала. В ходе таких переговоров и рефинансирования должников МВФ добивается предварительного согласия частных коммерческих банков принять на себя часть расходов. В рамках данной системы "страны-должники могут рассчитывать на получение новых кредитных обязательств, особенно из частных источников, только в привязке к "финансовым пакетам".
Поскольку каждый доллар, предоставленный МВФ, дополняется деньгами коммерческих банков, то Фонд получил возможность контроля над объемами ресурсов, превышающих его бюджет. В силу этих обстоятельств за последние два десятилетия влияние МВФ на развивающиеся страны резко возросло.
Всемирный банк
Структура Всемирного банка во многом напоминает МВФ. Собственниками каждой из этих организаций являются более 140 правительств, а число голосов зависит от величины их годового взноса, который в свою очередь определяется экономическим потенциалом страны. По своим функциям обе организации — кредитные учреждения. Но в дополнение к этому они выступают в роли катализаторов привлечения средств со стороны, а также оказывают консультации и квалифицированную помощь.
Однако на этом их сходство заканчивается, так как их цели и задачи различны. В то время как МВФ было поручено наблюдение за внешними финансовыми операциями государств мирового сообщества, созданного в Бреттон-Вудсе, Всемирный банк ориентирован на стимулирование экономического роста и благосостояния населения с помощью инвестиций в проекты, способствующие росту эффективности и объема производства.
Способствуя самоподдерживающемуся устойчивому росту, Всемирный банк предоставляет финансовую и техническую помощь в расширении рынков, создании инфраструктуры и формировании ориентированных на рост институциональных структур. Со временем институциональная структура самого Банка существенно изменилась. Вначале все кредитование проводилось через Международный Банк Реконструкции и Развития (МБРР): это подразделение банка было учреждено в рамках Бреттон-Вудского соглашения. В то время главной задачей считалось восстановление экономики стран, разрушенной в ходе Второй мировой войны. Структура кредитования МБРР с 1940-х годов в принципе остается прежней, хотя расширилась номенклатура проектов. Кредиты предоставляются на коммерческих условиях правительствам или частным фирмам под правительственные гарантии.
В значительной мере под влиянием ошеломляющего успеха плана Маршалла, наглядно проявившегося к концу 1950-х годов, Всемирный банк основное внимание сосредоточил на инвестициях в бедные страны. Создание в 1960 г. Международной Ассоциации Развития (MAP) с задачей оказания дополнительной помощи беднейшим странам мира свидетельствует о возрастающем внимании к темпам развития стран Третьего мира. Хотя сферы деятельности обеих организаций практически совпадают, MAP предоставляет кредиты на льготных условиях странам, уровень доходов которых в расчете на душу населения находится ниже критического уровня.
Срок погашения таких льготных беспроцентных кредитов в несколько раз больше, чем займов МБРР. Подобные условия стали возможны после осознания того факта, что страны на ранних стадиях развития не способны привлекать капитал на коммерческих условиях из-за своей повышенной уязвимости к внешним факторам и из-за растянувшихся сроков окупаемости инвестиций.
МБРР и MAP образуют организацию, известную под именем Всемирного банка. Тесно связан с Всемирным банком и его филиал — Международная финансовая корпорация (МФК) — юридически и финансово самостоятельное учреждение, но имеющее общий персонал с Банком. Созданная в 1956 г. МФК была призвана дополнить усилия Банка в сферах экономической деятельности, где он не имел мандата, но которые отвечали интересам развития. В отличие от Банка МФК предоставляет займы непосредственно частным предприятиям без получения ими правительственных гарантий.
Кроме того, МФК участвует в различных операциях, таких, как проведение подписок на сбор капитала, и приобретает акции, что дает ей возможность напрямую участвовать в прибылях от предоставления займов. Стимулируя активность вновь созданных предприятий, которые получают прямую выгоду от проектов Всемирного банка, МФК вносит вклад в увеличение эффективности инвестиций этой международной финансовой организации.
Расширение функций
Как уже отмечали выше, первоначальной задачей Всемирного банка было восстановление экономики стран, разрушенной в ходе Второй мировой войны. Хотя считалось, что его инвестиции будут способствовать макроэкономическому росту и окажут таким образом положительное влияние на мировую торговлю, фактически до начала 1970-х годов деятельность Банка была микроэкономической по своей природе. Первые два десятилетия после окончания войны большая часть ресурсов Банка направлялась на финансирование электроэнергетической инфраструктуры. В этом не было ничего странного, так как большая часть промышленности Европы лежала в руинах. Растущие объемы финансовых потоков в бедные страны после восстановления Европы сохранили структуру инвестиций, применяемую по отношению к развитым странам.
Однако вскоре выяснилось, что инвестиции в инфраструктуру Третьего мира не обладали эффективностью, присущей проектам в Европе, в основном из-за институциональной слабости и низкого качества рабочей силы. Стало понятно, что для изменения положения и достижения успеха необходима переориентация инвестиций в развивающиеся регионы. Эти соображения легли в основу диверсификации инвестиций и всеобщего признания необходимости осуществления небольших проектов, направленных на улучшение условий жизни беднейшего населения.
Особенно сильно расширились инвестиции Всемирного банка в аграрный сектор, прежде всего в производство экспортных культур. Внимание экспортным культурам оказывается по нескольким соображениям: рост их производства увеличивает не только экспортные доходы страны, но и доходы бедных слоев населения, повышая их продовольственное обеспечение. Признание того факта, что главный выигрыш от реализации прошлых аграрных программ пришелся на долю крупных фермеров, получивших широкий доступ к кредитам и материальным ресурсам, вызвал повышенный интерес к мелким сельскохозяйственным производителям. Среди некоторых других областей, получивших поддержку, оказались образование, снабжение чистой водой и канализация, здравоохранение и мелкое предпринимательство. Хотя в последнее время этим программам уделяется много внимания, их финансирование Банком отстает от объявленных целей.
Банк ныне предоставляет и другие услуги. Они включают техническую помощь, проведение исследований, разработку для государства статистической и экономической информации, участие в финансировании предприятий и кооперативов совместно с другими некоммерческими организациями. С конца 1970-х годов намного увеличились ассигнования и техническая помощь на осуществление структурных преобразований. Задача такой политики — обеспечить фундаментальное преобразование экономики стран, испытывающих хронический дефицит торгового и платежного балансов.
Критики программ структурных преобразований указывают на то, что зачастую они усугубляют и без того тяжелое положение бедных слоев населения и иногда ведут к существенному перераспределению доходов, достигнутому в рамках предыдущего экономического прогресса. Недавние попытки Всемирного банка оказывать непосредственную помощь населению, пострадавшему от реализации программ структурной адаптации, в основном носят разрозненный характер и крайне незначительны по объему. Имеются свидетельства, что политика структурной перестройки (адаптация) проявляет тенденцию к обострению неравенства и может способствовать росту масштабов нищеты даже в период экономического оздоровления.
Сотрудничество МВФ и Всемирного банка
До 1970-х годов политика МВФ состояла в том, чтобы не допускать нарушений платежных балансов посредством привлечения краткосрочного капитала для восполнения дефицитов валюты или последствий ее девальвации, если дефициты начинали принимать затяжной характер. Поскольку Бреттон-Вудская конференция поручила мониторинг за движением международных валют исключительно МВФ, то функции Фонда и Банка практически не пересекались. МВФ оставался ответственным за балансирование внешних расчетов посредством макроэкономической адаптации, а Банк оказывал воздействие на местное производство мерами микроэкономической политики. События последующих 25 лет, однако, начали стирать грань между этими двумя подходами. Шоковые всплески цен на нефть, сокращение экспорта, ухудшение условий торговли и бегство капитала в 1970-х годах показали, что несбалансированность внешнеторговых связей Третьего мира приобретает структурный характер.
По мнению МВФ, для улучшения позиции Третьего мира в его отношениях с Первым миром развивающимся странам было необходимо: проводить стабилизационную политику с целью снижения темпов инфляции, повышения эффективности внутренних рынков и общественных институтов, снижения расходов; пересмотреть распределение государственных ассигнований, а также реформировать режимы обменных курсов валют. В ходе подобной трансформации МВФ распространил сферу своей активности на операции, которые по традиции входили в компетенцию Всемирного банка. Одновременно Банк осознал, что политика содействия росту ВНП требует учета воздействия внешних факторов. Поэтому его программы структурной перестройки стали включать элементы повышения конкурентоспособности местной продукции с помощью мер торговой политики и установления рационального обменного курса национальной валюты.
Таким образом и Всемирный банк пересек границы территории, отведенной для МВФ. Поскольку сохранение равновесия текущих внешних операций не способствует целям долговременного экономического роста, наметились расхождения и даже противоречия в политике МВФ и Банка. Удивительное совпадение современной политики кондишнэлити МВФ и политики структурной адаптации Всемирного банка явилось результатом сближения подходов обеих организаций к проблемам 1970-х и 1980-х годов. Усилилось понимание что успешное решение как внешних, так и внутренних проблем требует изначальной координации макро- и микроэкономической политики. Таким образом, были заложены основы для более тесного сотрудничества между Всемирным банком и МВФ и сближения выполняемых ими функций.
Критические взгляды других организаций
Хотя 1970-е и 1980-е годы привели к большему переплетению политики Всемирного банка и МВФ, далеко не все международные организации в области развития приветствовали эти изменения. Выяснилось, что как политика структурной адаптации, так и стабилизационные меры ложатся наиболее тяжелым бременем на беднейшие слои населения в развивающихся странах. Это вызывается прежде всего сокращением государственных расходов, растущей безработицей, падением уровня реальной заработной платы и отменой продовольственных субсидий. В результате многие страны, в том числе находящиеся в стадии восстановления экономики, столкнулись с ростом детской смертности, недоеданием и сокращением контингента обучающихся. Критики утверждают, что условия, связанные с предоставлением адаптационных кредитов, не способствуют развитию, ибо не изменяют его направление и замедляют улучшение жизненных условий самых бедных слоев населения.
Многие организации в области развития делают больший упор на сокращение и искоренение нищеты, подчеркивая неправомерность включения стран с распространяющейся нищетой и ухудшающимся продовольственным рационом в число успешно осуществляющих адаптационную политику. В Докладе о развитии человека, 1990 г., Программа развития ООН (ПРООН) ввела индекс развития человека, который предлагает использовать в качестве альтернативного критерия экономического прогресса. В нем объединены показатели национального дохода, ожидаемой продолжительности жизни и уровня образования, что позволяет получить четкое представление о благосостоянии нации и использовать этот индекс в качестве реального критерия прогресса и адаптации к современным условиям.
Исследование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) "Адаптация с человеческим лицом" считает, что дети в результате жестких мер, навязанных стране макроэкономической и/или адаптационной политикой, стали ее первыми жертвами. Признавая необходимость осуществления структурных изменений для оздоровления экономической обстановки, авторы исследования утверждают, что в любом случае должны разрабатываться тщательно обоснованные программы защиты групп населения с самыми низкими уровнями дохода, чтобы не перекладывать на их плечи все тяготы преобразований.
Несмотря на обширную критику мирового сообщества с гуманитарных позиций Всемирному банку и МВФ в целом не удалось добиться принципиальных изменений политики перестройки и адаптации, наносящих урон беднейшим слоям населения. Хотя этому вопросу в обеих организациях уделяется все большее внимание, компенсационные программы принимаются обычно от случая к случаю, не предпринимаются решительные усилия к радикальной перестройке политики реструктуризации. Высказывается также глубокое сожаление неспособностью МВФ и Банка убедить индустриальные страны придерживаться честной торговой практики. Согласно данным доклада ПРООН "1992 Human Development Report", устранение торговых и других барьеров по отношению к продукции Третьего мира, в результате которых он лишается возможности ежегодного получения дохода порядка 500 млрд. долл., могло бы существенно снизить потребность в адаптационных кредитах МВФ и Всемирного банка.