Широкое принятие на начальных этапах планирования как средства развития обусловлено в своей основе рядом аргументов экономического и институционального характера. Особенно часто используются четыре таких аргумента.
Провалы рынка
Рынки развивающихся стран характеризуются структурным и функциональным несовершенством. Рынки товаров и факторов производства нередко плохо организованы, из-за перекосов в структуре цен к производителям и потребителям зачастую поступают экономические сигналы и импульсы, слабо отражающие реальную стоимость для общества товаров, услуг и ресурсов. Поэтому утверждается, что важная роль в интеграции рынков и структурировании цен должна принадлежать государству. Кроме того, существует мнение, что неспособность рынка сформировать правильные цены факторов производства оборачивается огромными разрывами в оценках общественных и частных издержек альтернативных инвестиционных проектов.
Поэтому без корректирующего вмешательства государства рынок неправильно распределяет нынешние и будущие ресурсы или, по меньшей мере, ведет к такому распределению, которое едва ли наилучшим образом отвечает долгосрочным интересам общества. Аргумент о провалах рынка, возможно, чаще других используется для объяснения возросшей роли государства в слаборазвитых странах.
Эта точка зрения была представлена в 1965 г. в Докладе конференции ООН по планированию, где утверждалось:
Важнейшая задача планирования — добиться оптимального использования дефицитных ресурсов для экономического развития... Потребность в выявлении подходящих критериев для выбора проектов обусловлена неспособностью рыночного механизма обеспечить надлежащие ориентиры. В развивающихся экономиках рыночные цены таких факторов производства, как рабочая сила, капитал и иностранная валюта, существенно отклоняются от их общественной стоимости и поэтому не могут служить объективным мерилом относительной дефицитности или обилия искомого фактора.
В публикации Организации промышленного развития ООН (ЮНИДО) 1970 г. приводится следующий аргумент в пользу планирования в развивающихся странах, опирающийся на тезис о несостоятельности рынка:
Государство не может и не должно занимать пассивную позицию в промышленном развитии Планирование превратилось в важную составную часть программ промышленного развития, так как рыночные силы самостоятельно не могут преодолеть глубоко укоренившуюся структурную жесткость экономик развивающихся стран... Сегодня потребность в определенном
использовании планирования признана повсеместно. Эта потребность — органическая составная часть экономики Советского Союза и других стран с централизованным планированием... В развивающихся странах планирование осуществлять легче и оно более желательно, чем в развитых рыночных экономиках. Большая реализуемость связана с меньшим числом переменных, которые должны приниматься во внимание; большая потребность обусловлена тем, что спонтанные механизмы координации разрозненных индивидуальных действий в развивающихся экономиках работают хуже, чем в развитых. Необходимость планирования в развивающихся странах диктуется, помимо прочего, неадекватностью рынка как механизма, способного гарантировать оптимизацию хозяйственной деятельности на основе индивидуальных решений с точки зрения общественных предпочтений и экономических целей... Неспособность рыночного механизма направить ресурсы в промышленное развитие подчас является следствием самой государственной политики или использования теоретических постулатов (в частности, в отношении мобильности факторов производства), не применимых к реальной экономической ситуации. Еще более важно, что механизм рынка не может надлежащим образом корректировать внешний (экстернальный) эффект инвестиций.
Мобилизация и распределение ресурсов
Экономики Третьего мира не вправе растрачивать свои ограниченные финансовые и кадровые ресурсы на непродуктивные авантюры. Инвестиционные проекты следует выбирать не только на основе анализа производительности, определяемой индивидуальными коэффициентами капиталоемкости, но и в контексте общей программы развития, которая принимает во внимание внешнюю экономию, косвенную отдачу и долгосрочные цели. Квалифицированная рабочая сила должна использоваться там, где она может обеспечить наибольшую отдачу. Предполагается, что экономическое планирование способствует смягчению ресурсных ограничений, поскольку при этом учитываются конкретные узкие места, ведутся отбор и координация инвестиционных проектов для направления дефицитных факторов в объекты с наивысшей производительностью.
При этом утверждается, что конкурентные рынки в тенденции генерируют меньше инвестиций, направляют их в сферы с низкой социальной приоритетностью (например, потребительские товары для богатых) и пренебрегают дополнительными выгодами, которые обеспечиваются планированием и координацией долгосрочных инвестиционных проектов.
Роль плана в формировании отношения населения к процессу и развитию
Многие полагают, что детальная формулировка национальных экономических и социальных целей в рамках конкретных планов развития способна оказывать большое влияние на позицию и психологию разных, подчас разрозненных слоев населения. Она может способствовать сплочению народа вокруг правительства при проведении в стране кампаний по ликвидации бедности, невежества и болезней. Существует мнение, что просвещенное центральное правительство может мобилизовать с помощью экономических планов всех граждан на совместную работу по устранению нищеты, невежества и болезней и построению национального государства.
Это способствует преодолению классовых, кастовых, расовых, религиозных и племенных противоречий, сопротивлению разъединяющих сил сек- танства и традиционализма на пути совместного поиска материального и социального прогресса.
Иностранная помощь
Разработка детальных планов развития с конкретными заданиями для секторов по выпуску продукции и тщательно продуманными инвестиционными проектами нередко является необходимым условием получения иностранной помощи на двусторонней и многосторонней основе. Некоторые циники даже утверждают, что подлинная цель разработки странами Третьего мира планов развития — добиться большей иностранной помощи.
Представляя перечень проектов, правительства этих стран тем самым получают возможность лучше обосновывать просьбы об иностранной помощи и убеждать доноров в том, что их деньги будут использованы как существенная часть хорошо продуманного, внутренне согласованного плана действий. До известной степени этот процесс представляет некую загадку, порожденную желанием развитых стран увидеть в рамках комплексных планов развития детальное обоснование конкретных проектов.