Экономика Венесуэлы


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Каракас

Площадь — 912050 кв. км

Население — 18,9 млн. человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 2560 долл. (1990 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 2,8% (1980-1990 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения - минус 2,0% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП - 6% (1992 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1 000 живорожденных) — 24 (1992г.)

Ежедневное потребление калорий на душу населения - 2547 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 87% (1990 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) - 13% (1985 г.)

Индекс развития человека — 0,82 (высокий) (1990 г.)

Протяженность береговой линии Венесуэлы, расположенной на побережье Карибского моря и Атлантического океана, составляет 2816 км. Большинство жителей Венесуэлы имеют европейское, американо-индейское или африканское происхождение. Последняя волна европейской иммиграции отмечалась в начале 1950-х гг., когда в страну прибыло большое число испанцев, итальянцев и португальцев. Перепись свидетельствует о том, что 94% жителей являются уроженцами Венесуэлы. Среди лиц иностранного происхождения большинство составляют выходцы из Испании, Италии, Португалии, Колумбии и африканских стран.

Несмотря на то, что с 1950 г. темпы прироста населения превышали 3%, Венесуэла остается одной из наименее населенных стран Латинской Америки. Население страны быстро урбанизируется. Если в 1936 г. лишь 35% жителей проживало в городах с численностью населения свыше 1000 человек, то сейчас эта цифра достигает 80%. Каждый пятый венесуэлец живет в Каракасе.

Для Венесуэлы характерно неравенство в распределении доходов, вследствие чего многие люди испытывают проблемы с питанием, одеждой, образованием и жильем. Решение этих проблем усложняется стремительным ростом населения, удваивающимся каждые 26 лет. В настоящее время дети в возрасте до 15 лет составляют 40% населения страны, 70% жителей не достигли 30-летнего возраста.

До последнего времени основную проблему в области занятости составляла нехватка квалифицированных рабочих и менеджеров для управления активно развивающейся и переходящей на более высокий технологический уровень национальной экономикой. Для решения этой проблемы Венесуэла привлекает кадры из-за рубежа, расширяет сеть технического образования в стране и организует обучение своих граждан за рубежом. Несмотря на то что нехватка квалифицированных технических специалистов по-прежнему остается важной национальной проблемой, спад экономической активности в истекшем десятилетии выдвинул на первое место проблему растущей безработицы.

Венесуэла — крупный производитель и экспортер нефти на мировом рынке. Являясь членом Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК), она играет ключевую роль на мировом рынке нефти. Доходы, получаемые Венесуэлой и Мексикой от продажи нефти, позволяли этим государствам выступать в роли кредиторов стран Центральной Америки и Карибского бассейна.

В 1992 г. на нефть приходилось около 90% экспортных. валютных поступлений, 60% государственных доходов и примерно 22% ВВП. Правительство национализировало нефтяную промышленность 1 января 1976 года. С того времени занятость в стране выросла вдвое, в четыре раза возросли доходы, при том что произошло сокращение объема добычи нефти.

Максимальный объем добычи нефти отмечался в 1970 г. (3,7 млн. баррелей в день). В 1988 г. производство нефти было на уровне 1,7 млн. баррелей. Первоначально сокращение добычи обусловливалось политикой государства, направленной на консервацию скважин и уменьшение инвестиций в разведку и разработку месторождений нефти. Однако во второй половине 1980-х гг. это объяснялось общим спадом активности на мировом рынке нефти.

Доминирующее положение нефтяной промышленности в экономике объясняет, почему Венесуэла крайне болезненно реагирует на экономический кризис в промышленно развитых странах-потребителях нефти. Снижение цен на нефть с начала 1980-х гг. нанесло значительный ущерб экономике страны. Антиинфляционная политика США и стремление к сокращению потребления нефти негативно сказались на экономике Венесуэлы и других стран — членов ОПЕК. Снижение экспортных цен на нефть означало для Венесуэллы также ухудшение условий торговли, увеличение безработицы и дефицит текущего платежного баланса, финансирование которого осуществлялось за счет кредитов МВФ и зарубежных инвесторов. В результате в 1990 г. внешний долг страны достиг 33,3 млрд. долл. По размеру внешнего долга Венесуэла занимала пятое место в мире среди развивающихся стран, включая Польшу.

Таким образом, среди важнейших проблем, которые предстоит решать Венесуэле в текущем десятилетии, можно отметить внешнюю задолженность и установление оптимального соотношения сил частного и государственного секторов в национальной экономике. В 1986 г. Венесуэла вела с МВФ переговоры о займе в 6 млрд. СПЗ. Взамен руководство МВФ потребовало осуществления жесткой стабилизационной программы, включающей существенные бюджетные ограничения с целью обеспечения контроля над инфляцией и заработной платой, продажу государственных предприятий, девальвацию национальной валюты и развитие экспортного сектора, особенно туризма, а также сокращение дефицита платежного баланса по счету текущих операций.

Однако продолжающееся снижение дохода на душу населения (в период с 1988 по 1990 гг. ежегодно на 4,4%), усиление бедности и неравенства, рост безработицы вызвали массовое недовольство, приведшее в 1992 г. к попытке государственного переворота. После этих событий президент Карлос Андрее Перес провозгласил курс на осуществление политических реформ и отказался следовать рекомендациям жесткой стабилизационной программы МВФ. Несмотря на то, что начало 1990-х гг. отмечено положительными темпами экономического роста и сокращением уровня инфляции с 84% (1989 г.) до менее чем 35%, перспективы улучшения положения беднейших слоев населения страны представляются весьма туманными.