Содержание, объем и структура изложения
Учебник используется при изучении курса "Экономика развития стран Африки, Азии и Латинской Америки" — регионов, которые часто объединяют в одно понятие Третий мир. Учебник написан и организован таким образом, что им могут пользоваться как студенты, освоившие азы экономики, так и люди, не имеющие экономического образования. Для последних основополагающие принципы и понятия экономики, непосредственно относящиеся к анализу отдельных проблем развития и принятию соответствующих решений, разъяснены по ходу изложения. Благодаря этому книга представляет особую ценность для студентов, специализирующихся в других дисциплинах, но желающих прослушать курс экономики развития. Вместе с тем охват проблем и методы анализа таковы, что отвечают большинству требований как университетского, так и более углубленного курса экономики.
По своей организации и ориентации книга является уникальной среди учебных изданий подобного рода. Более того, в ней применен ряд новых интересных методических приемов, что выгодно отличает ее от других учебников. Наиболее существенные инновации описываются ниже.
Книга ориентирована на дисциплину "Экономическое развитие" и посвящена комплексу фундаментальных проблем и задач, стоящих перед развивающимися странами. Внимание концентрируется прежде всего на таких актуальных проблемах, как бедность, неравенство, безработица, рост населения, деградация окружающей среды и стагнация аграрного сектора, а не на абстрактных и часто нереальных моделях странового развития и отвлеченных дискуссиях о сравнении сводных экономических показателей различных стран.
Развивающиеся страны анализируются не только на уровне независимых государственных образований, но и как субъекты в системе взаимоотношений с другими странами Третьего мира и развитыми государствами.
Признается необходимость применения к проблемам развития и слаборазвитости наряду с экономическими также институциональных и структурных (т.е. неэкономических) критериев, что означает определенную модификацию общих экономических принципов, теорий и политики. Иначе говоря, предпринята попытка соединить теорию с реалистичным институциональным анализом.
Развитие и слаборазвитость рассматриваются в двух контекстах — внутреннем и глобальном; подчеркивается увеличивающаяся взаимозависимость в мировом хозяйстве в таких областях, как продовольствие, энергия, природные ресурсы, технология и финансовые потоки.
В обучении используется подход, ориентированный на поиск решения, проблемы и выработку соответствующей политики. В основе такого метода лежат два соображения:
а) студенты лучше усваивают важнейшие экономические понятия и возможность их практического применения, когда эти понятия рассматриваются в контексте реальных экономических процессов, б) главной задачей любого курса экономики развития должно стать обучение студентов умению разобраться в экономических проблемах современного Третьего мира, самостоятельно дать им оценку и определить политический курс с целью их разрешения.
Осуществлен системный унифицированный подход к изложению материала. Каждая глава начинается с описания содержания и роли проблемы (например, народонаселение, бедность, сельское развитие, образование, распределение доходов, безработица), ее главных характеристик и проявлений в различных развивающихся странах. Обсуждаются главные цели и задачи, роль экономической науки в осмыслении проблемы, возможные политические выводы и ожидаемые последствия их применения. Я думаю, что такой подход помогает студентам в системном восприятии главных экономических процессов современности и, что еще более важно, вооружает их методологией и инструментами для анализа и оценки других современных и будущих проблем развития и необходимых политических решений.
Автор исходил из посылки о возможности объединения в одном учебнике, посвященном проблемам экономики развития, достоверной статистики по странам Африки, Азии, Латинской Америки с теоретическими инструментами для освещения общих проблем Третьего мира.
Эти проблемы, очевидно, различны по своим масштабам и значению применительно к таким неодинаковым во многих отношениях странам, как Индия, Индонезия, Кения, Нигерия, Бразилия, Мексика или Гватемала, но в сфере экономического развития у них много общего. Массовая нищета, увеличивающийся разрыв в уровнях доходов и богатства, быстрый рост населения, низкий уровень грамотности и недостаточное питание, рост безработицы в городах, застойный аграрный сектор и пренебрежение нуждами деревни, хроническая внешняя задолженность, неразвитые и часто не отвечающие местным условиям системы народного образования и здравоохранения, негибкие институциональные и административные структуры, высокая степень уязвимости к доминирующим внешним экономическим, технологическим и культурным силам, а также необходимость тяжелого выбора между стремлением к модернизации и сохранением культурной самобытности — эти и подобные им проблемы охватывают все стороны жизни развивающихся стран и фактически являются причиной их слаборазвитости.
Наконец, многочисленные экономические, социальные и институциональные проблемы слаборазвитости рассматриваются в тесной взаимосвязи, поэтому их успешное решение возможно лишь при условии проведения согласованных по времени и содержанию действий на страновом и международном уровнях. При этом считается, что высокие темпы роста экономики и более равномерное распределение национального дохода и других возможностей представляют собой необходимую предпосылку, но еще не является развитием в полном объеме данного понятия. Было бы неверным отождествлять улучшение экономических показателей страны с развитием без учета поведения экономических переменных в конкретном контексте различных социальных и политических систем и институциональных структур. Анализ бедности, безработицы и неравенства во внутреннем и международном аспектах, игнорирующий неэкономические факторы, не отражает реальности и может привести к неверным выводам.
Содержание и структура
Книга состоит из четырех частей. Часть I рассматривает природу и сущность слаборазвитости и особенности ее проявления в различных странах Третьего мира. В ней также исследуются опыт экономического роста ныне развитых стран и возможные границы его применения к развивающимся странам в современных условиях.
Части II и III — основа учебника. Они посвящены главным проблемам развития, анализ которых ведется на двух уровнях — национальном и международном. Среди этих проблем: экономический рост, бедность и распределение доходов, население, безработица, миграция, урбанизация, технология, аграрное развитие и обустройство деревни, окружающая среда, образование, международные торговля и финансы, иностранная помощь, частные иностранные инвестиции и кризис внешней задолженности. В заключительной — части IV дается обзор возможных путей и перспектив развития Третьего мира.
Вслед за обсуждением теории и практики планирования развития, роли политики государства в этом процессе и ее пределах анализируются перспективы мирового хозяйства 90-х годов, а также место менее развитых стран во все более взаимозависимой, но крайне неравноправной мировой системе.
Во всех четырех частях книги я пытаюсь дать ответ на фундаментальные проблемы: Какой тип развития наиболее предпочтителен? Какими наиболее эффективными путями страны Третьего мира могут достичь поставленных экономических и социальных целей? Каждая самостоятельно или, что было бы лучше, в сотрудничестве друг с другом и в надежде на значительную поддержку своих усилий со стороны более развитых стран?
Критические проблемы развития обсуждаются с привлечением различных, часто не совпадающих, точек зрения экономистов, других представителей социальных дисциплин, плановиков и людей, находящихся непосредственно "на передовой", в министерствах и правительственных учреждениях стран Третьего мира. Если кое-где и проявляется пристрастие, то это — видимо, следствие попыток выдвинуть на передний план взгляды ученых в области социальных наук и практиков Третьего мира, которые начали в 70-х годах особенно активно формировать собственные взгляды на проблемы развития.
В настоящее время интеллектуальное воздействие на представления о развитии во все большей степени оказывает Третий мир. Развивающиеся страны стоят перед необходимостью поиска правильных ответов и разработки соответствующей стратегии. Представители этих стран будут оказывать доминирующее влияние на содержание и формы такой стратегии. Однако, если исследователи экономически развитых государств не будут обладать глубокими знаниями и пониманием подлинного значения слаборазвитости и ее многообразных проявлений в Третьем мире, то надежды на возможность проведения этими государствами просвещенной политики по отношению к бедным странам, где проживает более 3/4 населения Земли, станут еще более призрачными, чем в настоящее время.
Уместно еще одно предваряющее замечание. В конечном счете мы должны осознать, что развитие каждого индивидуума прямо или косвенно зависит от развития всех людей. Страны Третьего мира являются неотъемлемой частью все более сжимающейся экономической и политической системы Земли. Их экономическое значение и политическое влияние в предстоящие десятилетия, похоже, возрастут. Поэтому глубокое понимание уникальной природы экономических проблем и стремлений развивающихся стран, а также прямая или косвенная связь этих проблем со стремлениями и экономическим благополучием людей в развитых государствах должны стать важным компонентом экономического образования. Я надеюсь, что учебник в какой-то мере поможет студентам в более четком видении и лучшем понимании проблем, возможностей и перспектив экономического и социального развития стран Африки, Азии и Латинской Америки.