Глобализация и международная финансовая реформа


Три истекших десятилетия характеризовались значительной глобализацией мировой экономики. Все возрастающая интеграция национальных экономик в мировое хозяйство, похоже, приведет к коренному изменению объемов и характера международных потоков ресурсов. Дальнейшее расширение мировой торговли в основном сдерживается банковским сектором, обеспечивающим финансирование международных сделок.

Рост мировых финансовых рынков, повышение их конкурентоспособности и расширение сферы деятельности будут способствовать большему интегрированию стран с низким уровнем доходов в мировую экономику. Для стран Третьего мира, имеющих серьезные финансовые проблемы (что приводит к ограничению объема инвестиций и импорта оборудования, сырья и запасных частей, а также снижает надежность заключаемых ими торговых контрактов), активизация участия в расширяющихся мировых финансовых рынках может существенно улучшить перспективы роста и повысить их мобильность в решении экономических проблем

Однако в настоящее время неясно, действительно ли страны Третьего мира выиграют от глобализации международных рынков. В силу ряда причин полноценное участие развивающихся стран в мировой экономике — все еще дело будущего. В то время когда национальные рынки активно раскрываются, по иронии судьбы доступ на мировые рынки все еще ограничен. Так, протекционизм в отношении продукции стран Третьего мира существенно возрос за последнее десятилетие, и эта группа стран по-прежнему получает заемные средства по реальной ставке процента, в пять раз превышающей аналогичный показатель по займам для промышленно развитых стран. Таким образом, глобализация международных рынков снижает трансакционные издержки торговли стран-участниц, имеющих доступ на мировые рынки, одновременно увеличиваются относительные потери тех стран, которые не могут воспользоваться результатами глобализации.

Однако даже в тех случаях, когда развивающиеся страны непосредственно вовлечены в процесс глобализации, долгосрочные перспективы их развития весьма неопределенны. В настоящее время перевод финансовых средств в любую точку земного шара может осуществляться практически мгновенно. Многонациональные корпорации создают глобальные фабрики с горизонтальной и вертикальной интеграцией производства в рамках многих стран. Немногочисленная группа богатых стран осуществляет все большую часть международных потоков товаров и услуг.

Последствия такого рода глобализации носят двойственный характер. С одной стороны, происходит ослабление силы и влияния отдельных государств, особенно стран Третьего мира. Развивающиеся страны, не связанные каким-либо образом с вновь формирующимися региональными торговыми блоками в Северной Америке, Азиатско-Тихоокеанском регионе или Европе, ожидают особенно трудные времена. С другой стороны, увеличиваются риски, связанные с нестабильностью финансового рынка, весьма вероятно затруднение доступа на мировые рынки для производителей, не использующих высокие технологии.

К тому же экономический рост Севера может не означать автоматического выигрыша для беднейших стран Юга. Действительно, характер взаимоотношений Север—Юг в прошлом сдерживал активность менее развитых стран на международной арене. Когда мировые товарные рынки находятся в состоянии застоя, когда экспорт развивающихся стран наталкивается на дискриминационный протекционизм промышленно развитых стран, когда реальные ставки процента упорно держатся на высоком уровне, несмотря на спад в мировом хозяйстве (тем самым утяжеляя бремя обслуживания внешнего долга развивающихся стран), когда Третий мир превращается в чистого экспортера капитала по отношению к промышленно развитым странам, МВФ и Всемирному банку и когда возобновление экономического роста и развития человеческих ресурсов в африканских странах к югу от Сахары остается весьма отдаленной перспективой, трудно утверждать, что расширение мировых рынков при существующем характере торговых отношений явится благом для всех участников.

Для того чтобы в конце XX — начале XXI вв. существенно улучшилось социально- экономическое положение многих обойденных прогрессом развивающихся стран, необходимо сформировать эффективную международную систему, способную найти решения глобальных проблем в области финансов, окружающей среды, международного перемещения ресурсов и трансферта технологий.

Среди необходимых реформ чаще всего называют:

  1. Сокращение бремени по обслуживанию долга для тех развивающихся стран, которые более не в состоянии осуществлять жесткие программы экономии.
  2. Увеличение объемов государственной помощи развитию с целью достижения определенного ООН показателя в 0,7% ВНП стран-доноров.
  3. Предоставление развивающимся странам возможности увеличения их доли в мировой торговле путем отмены протекционистских мер промышленно развитых стран, особенно если они продолжают формирование региональных торговых блоков.
  4. Реформирование МВФ и Всемирного банка.

В отношении последнего пункта можно отметить, что МВФ должен выступать в большей степени как институт развития и в меньшей мере в роли международного полицейского промышленно развитых стран и международных банков. Его руководству необходимо проявлять большую гибкость при формировании условий предоставления финансирования и концентрировать свое внимание на проблемах восстановления роста национальных экономик, обремененных большой задолженностью, а не настаивать упорно на жестких требованиях стандартных стабилизационных программ. Странам Третьего мира должна быть предоставлена большая квота при голосовании, возможность более активно участвовать в работе подразделений, занимающихся разработкой политики фонда, а также больший доступ к специальным правам заимствования.

Всемирный банк, так же как и МВФ, в 1980-х гг. разработал негибкую программу предоставления займов на осуществление структурной адаптации экономики, что в итоге, возможно, нанесло больше вреда, чем пользы большинству бедных стран-заемщиков. Банк, который изначально создавался в качестве института для аккумулирования сбережений богатых стран и кредитования за счет этих средств тех проектов в развивающихся странах, за финансирование которых не брались частные инвесторы (инфраструктурные проекты, вложение в здравоохранение и образование), в последние годы на самом деле "откачивал " ресурсы (более 500 млн. долл. в 1990 г.) из стран Третьего мира.

Предоставлением займов во Всемирном банке занимаются два подразделения. Наиболее крупное подразделение — Международный банк реконструкции и развития (МБРР) в настоящее время предоставляет займы только на условиях плавающей процентной ставки, привязанной к мировым ставкам процента. Это явный отход от первоначальной концепции деятельности МБРР, который создавался для страхования развивающихся стран от колебаний процентной ставки и субсидирования предоставляемых этой группе стран займов за счет частично собственных фондов, а частично — поддержки промышленно развитых стран-доноров.

Второе подразделение — Международная ассоциация развития (MAP) — осуществляет льготное кредитование (предоставляет беспроцентные займы сроком на 40—50 лет) стран, в которых показатель ВНП на душу населения в 1992 г. был менее 700 долл. Однако доля MAP в общем объеме кредитования Всемирного банка составляет не более 20—25%

После продолжавшейся целое десятилетие почти мессианской пропаганды программ стабилизации с уклоном в рыночную экономику МВФ, а еще в большей степени Всемирный банк вновь сконцентрировали свое внимание на проблемах борьбы с бедностью, осознав необходимость более гибкого подхода к составлению программ помощи Задачей этих международных организаций на 90-е годы является увеличение объема ресурсов, поступающих с Севера на Юг, и адаптация условий финансирования к реальным нуждам развития стран-получателей. Осуществление указанных мер могло бы способствовать интеграции стран Третьего мира в глобальные рынки и получению ими выгод от расширения мировой торговли