Мы показали, как велика опасность чрезмерных обобщений по отношению к столь многочисленной группе азиатских, африканских и латиноамериканских стран. Тем не менее общие экономические характеристики делают оправданным анализ их проблем в рамках единого подхода. Здесь будет предпринята попытка на основе конкретных данных показать схожесть развивающихся стран и значение этого феномена.
Для удобства изложения общие черты развивающихся стран сведены в шесть групп:
Низкий уровень жизни
Жизненный уровень большинства населения развивающихся стран остается крайне низким, причем это проявляется в сравнении не только с развитыми государствами, но и с малочисленными элитными группами в своих странах. Количественные и качественные показатели подтверждают это плачевное положение: низкий уровень доходов (нищета), плохие жилищные условия, неудовлетворительное здоровье, недостаточное образование или его отсутствие, высокий уровень младенческой смертности, низкие показатели средней продолжительности жизни и занятости, апатия и чувство безнадежности.
Рассмотрим статистические данные для сравнения жизненных уровней в развивающихся и развитых странах. Хотя национальная статистика оперирует агрегированными показателями, которые могут быть неточными и ошибочными, не всегда полностью сопоставимыми из-за различий в обменных курсах валют, все же она позволяет сравнивать уровень жизни в различных странах.
Доход на душу населения
Валовой национальный продукт (ВНП) в расчете на душу населения часто используют как обобщенный показатель для сравнения уровня жизни в различных странах. Он также чаще всего применяется и в качестве универсального измерителя экономической активности. ВНП рассчитывается сложением добавленной стоимости, произведенной в стране и за рубежом, использованной без вычета амортизации, и населением этой страны. Валовой внутренний продукт (ВВП) показывает стоимость конечной продукции, предназначенной для потребления и произведенной в стране как ее гражданами, так и нерезидентами.
Таким образом, ВНП состоит из ВВП плюс разница между зарубежными доходами резидентов за оказанные там услуги (рабочая сила и капитал) и минус выплаты нерезидентам за их вклад в национальную экономику. В странах со значительной численностью иностранцев, играющих важную роль в национальной экономике (например, иностранные корпорации), разница между ВНП и ВВП может быть весьма значительной.
В 1990 г. стоимость мирового производства составила 20 трлн. долл. Из них 16,6 трлн. долл. было произведено в развитых и 3,4 трлн. долл. — в развивающихся странах. Следовательно, на 23% населения Земли, проживающего в развитых странах, пришлось примерно 83% всего мирового производства, а на 3/4 — только 17%. Еще важнее, что 77% населения — жители Третьего мира — обречены на сведение концов с концами за счет менее 20% мировых доходов. Средний доход на душу населения в развивающихся странах в 12 раз меньше, чем в богатых государствах.
Рисунок наглядно иллюстрирует глубину пропасти между душевыми доходами в развитых и развивающихся странах. В 1990 г. доход жителя Швейцарии в 270 раз и более превышал доход жителя одной из беднейших стран — Эфиопии, и в 93 раза — жителя одной из крупнейших стран мира — Индии.
Темпы роста доходов
Для многих развивающихся стран характерен не только более низкий уровень дохода на душу населения, чем в развитых государствах, но и более медленный рост ВНП. В 80-х гг. развивающиеся страны существенно замедлили свой экономический рост (см. рис. 2.3), а реальный доход на душу населения в 1990 г. сократился на 0,2% и продолжал уменьшаться в 1991 г. Если в азиатских странах продолжается рост, хотя и более низкими темпами, то средние показатели для стран Латинской Америки и Карибского бассейна и Африки были отрицательными: - 0,4 и — 1,7% соответственно. В таблице приводятся данные о динамике реальных доходов на душу населения в некоторых развивающихся странах за десятилетие 1980—1990 гг.
Очевидно, что с позиций развития эти 10 лет оказались для некоторых стран потерянными. Более того, в 1980—1990 гг. разрыв в уровнях доходов между развитыми и развивающимися странами увеличивался стремительнее, чем за предыдущие три с лишним десятилетия. Последствия этого процесса потрясают: в 1960 г. соотношение между доходами 20% наиболее богатого населения мира и доходами беднейших 40% равнялось 30:1, а в конце 80-х годов разрыв стал почти 60-кратным. В таблице приводятся данные о росте ВНП в расчете на душу населения в период 1980—1990 гг. для той же группы из 17 развивающихся стран. Наконец, далее иллюстрируется растущий разрыв между 20%-ными группами наиболее обеспеченного и беднейшего населения Земли.
Растущий разрыв по уровням дохода на душу населения в богатых и бедных странах — далеко не единственное проявление экономического неравенства между ними. Чтобы правильно оценить масштабы и глубину нищеты в Третьем мире, необходимо учитывать пропасть между богатыми и бедными в самих этих странах.
Прежде всего отметим, что неравенство в распределении доходов является в той или иной мере актуальной проблемой для всех стран как развитых, так и развивающихся. Но разрыв в развивающихся странах, как правило, значительно больший, чем в более развитых странах. Так, если сравнить доходы 40% беднейшей части населения с доходами 20% наиболее обеспеченных групп внутри страны, то выясняется, что в Бразилии, Венесуэле, Гватемале, Кении, Колумбии, Мексике, Сьерра-Леоне, Эквадоре, Южной Африке и на Ямайке неравенство весьма существенное; в Коста-Рике, Ливии, Малайзии, Танзании и Чили — умеренное; в Гонконге, Индонезии, Канаде, Тайване, Швеции, Южной Корее и Японии — сравнительно небольшое.
При этом следует отметить, что нет прямой связи и зависимости между уровнем душевого дохода и степенью равенства в его распределении. В Кении, имеющей примерно одинаковый с Индией низкий уровень дохода, разрыв между "верхними" 20% и беднейшими 40% населения намного больше, чем в Индии. Подобное же положение и в Кувейте, доходы на душу населения в котором сопоставимы с Бельгией: на долю беднейших 40% кувейтцев приходится значительно меньшая часть доходов, чем в Бельгии. Это явление подтверждает положение о неправомерности оценки развития лишь по уровню и темпам роста национального дохода в целом и в расчете на душу населения: необходимо принимать во внимание характер его распределения и прежде всего в чьих интересах оно осуществляется.
Масштабы бедности
Степень и масштабы бедности в стране определяются двумя факторами: 1) уровнем дохода на душу населения и 2) степенью неравномерности его распределения. Чем выше неравномерность в распределении достигнутого уровня доходов, тем больше масштабы нищеты. Соответственно при сложившейся системе распределения чем ниже уровень дохода, тем шире распространение нищеты. Но как измерить бедность качественными показателями?
В 70-х годах, когда эта проблема стала объектом пристального внимания, была предпринята попытка измерить ее размеры в отдельной стране и в мировом масштабе посредством установления общей черты бедности. Было также введено понятие абсолютного обнищании. Его определяли как минимальный уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных потребностей в еде, одежде и жилище, с тем чтобы поддержать существование индивидуума.
Однако оказалось, что этот уровень неодинаков в странах одного региона и в различных регионах и отражает разнообразие социальных и экономических условий и физиологических потребностей населения. Поэтому экономисты относятся к этому общему показателю с большой осторожностью, с тем, чтобы не допустить необоснованного обострения проблемы. Общий методологический подход состоял в установлении международной черты бедности, например на уровне 370 долл. в ценах 1985 г., с последующим определением покупательной способности (эквивалента) данной суммы, переведенной в национальные валюты.
Рисунок показывает долю населения, живущую за международной чертой бедности (абсолютно бедные), а также количество людей в этой имущественной группе. В 1989 г. почти 1,25 млрд. человек, или 23% населения мира, жили в условиях абсолютной бедности, а в развивающихся странах — каждый третий житель. Наиболее тяжелой была ситуация в Африке к югу от Сахары — 62% населения в группе абсолютной бедности и в Азии — 675 млн. человек — наибольшее число абсолютно бедных. Ухудшение экономического положения многих развивающихся стран в начале 90-х годов и быстрый рост населения дают основание утверждать, что число абсолютно бедных продолжает быстро увеличиваться.
Здоровье
Многие жители стран Третьего мира страдают не только от низких доходов, но и от недоедания, болезней, неудовлетворительного физического состояния. Несмотря на существенный прогресс по сравнению с шестидесятыми годами, средняя продолжительность жизни в наименее развитых стран (1992 г.) составляет 52 года по сравнению с 61 годом для всего Третьего мира и 75 годами в развитых странах. Количество умерших детей в возрасте до одного года на тысячу родившихся живыми (младенческая смертность) достигает почти 99 младенцев в наименее развитых странах по сравнению с 74 в остальных развивающихся странах и 11 в развитых государствах. Данные о коэффициенте младенческой смертности в отдельных странах приведены на риснке.
Еще более показательны сведения, содержащиеся в таблицах. В середине 70-х годов рацион более 1 млрд. человек — почти половины населения развивающегося мира (без Китая) — не обеспечивал необходимое число калорий, причем каждый третий из них был ребенком в возрасте до двух лет. Большинство этих людей — жители самых бедных стран, а внутри них — самая неимущая часть населения.
В 80-е и начале 90-х годов ситуация к югу от Сахары продолжала ухудшаться, и голод принял широкие масштабы. В Азии и Африке свыше 60% населения получали количество калорий, которых едва хватало на поддержание здоровья. Дефицит в калориях можно было бы удовлетворить, выделив 2% мирового производства зерновых. Это противоречит широко распространенному мнению, что причиной недоедания является дисбаланс между количеством населения и предложением продовольствия. Более верное объяснение — колоссальное неравенство в распределении доходов. Недоедание и плохое здоровье в развивающихся странах — в большей степени следствие бедности, чем недостаточного производства продовольствия, хотя оба этих фактора взаимосвязаны.
Часто для измерения недоедания используется другой показатель — суточное потребление человеком протеина, которое колеблется от 97 грамм в до 63, 48 и 43 граммов в Бразилии, Индии и Гане соответственно. По зерновому эквиваленту душевое потребление составляло в 80-х годах порядка 670 кг в развитых странах по сравнению со 185 кг в развивающихся.
Трудно переоценить важность доступа населения к чистой питьевой воде. Такие болезни, как брюшной тиф, холера, многие крайне опасные и смертельные желудочные заболевания, ставшие причиной 35% смертей детей младшего возраста в Азии, Африке и Латинской Америке, передаются через воду. Обеспечение населения чистой водой привело бы к быстрому искоренению большинства этих болезней.
Здравоохранение во многих частях развивающегося мира находится в плачевном состоянии. В наиболее развитых странах на 100 тыс. населения приходится в среднем 4,8 врача по сравнению с 210 в развитых странах, также велики различия и в количестве больничных коек на одного жителя. К тому же, в развивающихся странах почти все медицинские учреждения сконцентрированы в городах, где проживает всего 25% населения, а остальное население практически лишено медицинской помощи. Например, 80% врачей Индии обслуживают города, т.е. 20% населения. В городах Боливии живет лишь 1/3 населения, но в них размещено 90% медицинских учреждений.
В столице Кении Найроби один врач обслуживает 672 жителя, а в сельской местности, где сосредоточено 87% всего населения, это соотношение составляет 20000:1. Более 75% государственных расходов развивающихся стран на здравоохранение направляются в городские больницы, применяющие дорогостоящие методы лечения западного типа. Согласно исследованию Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) снижение подобных расходов на 50% и использование высвобожденных средств для обучения 1 млн. медицинских работников могло бы обеспечить 1 млрд. человек из беднейших слоев населения медицинской помощью.
Народное образование
Еще одно свидетельство низкого уровня жизни в развивающихся странах — состояние образования. Попытка введения всеобщего начального образования может рассматриваться как наиболее важное достижение этих стран. Расходы на образование занимают верхнюю строку в бюджетах большинства из них. И все же, несмотря на все усилия и существенный рост численности учеников, уровень грамотности остается крайне низким.
Так, средний уровень грамотности в наиболее развитых странах составляет в среднем 45% по сравнению с примерно 64% во всем Третьем мире и 99% в развитых странах. По имеющимся оценкам более 300 млн. детей покинули первую и вторую ступени общеобразовательных школ, а среди 1 млрд. неграмотных взрослых свыше 60% составляют женщины. Школьные программы часто не ориентированы на потребности национального развития.
Заканчивая наше обсуждение, сведем общие характеристики развивающихся стран в шесть групп:
Особо следует отметить, что большинство развивающихся стран испытывает на себе одновременное воздействие всех перечисленных выше явлений, что обостряет хронические проблемы нищеты, невежества и болезней, омрачающих жизнь людей.