Для чего необходимо изучать экономику развития?


Вступительный курс в эту дисциплину должен помочь студентам в лучшем понимании актуальных проблем экономики стран Третьего мира. Ниже приводится перечень 20 таких проблем с указанием глав, в которых они рассматриваются. Он дает представление о характере проблем, с которыми сталкивается почти каждая развивающаяся страна и каждый специалист в данной области науки.

  1. Что такое развитие? В какой мере различные экономические понятия и теории способствуют лучшему пониманию процессов развития?
  2. Каковы источники экономического роста отдельных стран и мирового хозяйства? Кто оказывается в выигрыше? Почему несколько бедных стран быстро развиваются, в то время как большинство пребывает в крайней нищете?
  3. Каковы наиболее распространенные теории развития и насколько они совместимы? Вызвана ли слаборазвитость внутренними или внешними (международными) причинами?
  4. Какие выводы можно сделать на основе изучения исторического опыта экономического прогресса ныне развитой части мира? Являются ли стартовые условия современных развивающихся стран идентичными стартовым условиям развитых стран накануне индустриализации последних или отличаются от них?
  5. Каким образом изменение роли и положения женщины в обществе может оказать наиболее сильное положительное воздействие на перспективы его развития?
  6. Угрожает ли быстрый рост населения экономическому прогрессу развивающихся стран? Рациональна ли с экономических позиций многочисленная семья в условиях повальной нищеты и жалкого финансового положения?
  7. Каковы причины столь высокой безработицы в Третьем мире, особенно городской, и почему не прекращается миграция деревенского населения в города, несмотря на слабую надежду получить работу?
  8. Каковы наиболее эффективные средства стимулирования аграрного сектора и комплексного развития деревни, где во многих развивающихся странах проживает от 70 до 80% населения? Достаточно ли для увеличения производства продовольствия поднять уровень цен на него или также необходимы институциональные реформы (перераспределение земли, строительство дорог, развитие транспорта и образования, кредитных учреждений и т.п.)?
  9. Что имеется в виду под "устойчивым экологическим развитием"? Связано ли устойчивое развитие с серьезными дополнительными издержками по сравнению с простым ростом производства? Кто — богатые или бедные страны — несет главную ответственность за глобальный ущерб окружающей среде?
  10. Способствуют ли системы образования в Третьем мире экономическому развитию или они служат для избранных групп и классов лишь средством сохранения власти, богатства и влияния?
  11. Отвечает ли чаяниям бедных стран развитая система мировой торговли? Кто в действительности получает выгоду от мировой торговли и как эта выгода распределяется между странами?
  12. Каким образом возник кризис задолженности Третьего мира и каковы его последствия для экономики как развитых, так и развивающихся стран?
  13. Следует ли развивающимся странам наращивать экспорт таких необработанных товаров, как продукция сельского хозяйства, или все они должны возможно быстрее осуществить индустриализацию путем создания собственной тяжелой промышленности?
  14. Когда, при каких условиях правительствам стран Третьего мира целесообразно устанавливать контроль за операциями по обмену иностранной валюты, поднимать уровень тарифов и устанавливать квоты на импорт товаров "не первой необходимости" для поддержки своей промышленности или уменьшения хронического отрицательного сальдо платежного баланса? Каково влияние "стабилизационных программ" Международного валютного фонда и кредитов Всемирного банка на проведение "структурной перестройки", на состояние платежного баланса и перспективы роста менее развитых стран с высоким уровнем внешнего долга?
  15. Следует ли поощрять инвестиции мощных транснациональных корпораций в экономику бедных стран и, если да, то на каких условиях? Каким образом возникновение "мировых фабрик" и глобализация торговой и финансовой систем влияют на международные экономические отношения?
  16. Каково воздействие иностранной экономической помощи богатых стран? Следует ли развивающимся странам стремиться к дальнейшему получению помощи, и если да, то на каких условиях и с какими целями? Следует ли развитым странам продолжить предоставление помощи, и если да, то на каких условиях и с какими целями?
  17. Решат ли проблемы развития свободные рынки и приватизация или государство в странах Третьего мира должно сохранять господствующие позиции в экономике?
  18. Какова роль кредитно-денежной и налоговой политики в ускорении развития? Являются ли большие военные расходы стимулятором или тормозом экономического роста?
  19. Каким образом переход от коммунизма к капитализму в бывшем Советском Союзе и странах Восточной Европы скажется на иностранных частных инвестициях в страны Третьего мира и на иностранной помощи?
  20. Какие наиболее актуальные проблемы предстоит решать развивающемуся миру в 90-х годах? Будет усиливающаяся взаимозависимость Первого и Третьего миров способствовать или препятствовать процессу развития?

В книге анализируются и исследуются эти и им подобные проблемы. Ответы часто оказываются намного сложнее, чем можно было ожидать. Конечная задача любого курса экономики, включая экономику развития, — научить студента системному осмыслению экономических проблем и ситуаций, умению давать оценки и делать выводы на основе правильных аналитических методов и надежной статистики.

Современные проблемы Третьего мира так уникальны и велики, что применение к ним традиционных теорий не раскрывает картины: необходимы нестандартные подходы к кажущимся традиционными экономическим проблемам. Обращение к традиционным экономическим принципам полезно для лучшего понимания проблем развития, но они не должны мешать нам видеть своеобразие реальных местных условий в менее развитых странах.