Стратегии торговли для развития: поощрение экспорта и замещение импорта


В этой главе мы рассмотрим торговую и финансовую политику развивающихся стран, в том числе импортные тарифы, количественные квоты, поощрение экспорта в сравнении с замещением импорта, валютное регулирование, международные товарные соглашения и экономическую интеграцию. Наша цель — выявить их целесообразность, значение и воздействие на процесс развития. Затем сравним различные позиции в незатухающей дискуссии между "торговыми оптимистами" (фритрейдерами) и "торговыми пессимистами" (протекционистами), оценим стратегии развития, ориентированные вовне и вовнутрь. Наконец, рассмотрим торговую политику развитых стран, чтобы установить, по каким каналам она оказывает прямое и косвенное воздействие на развивающиеся экономики.

Чтобы определить, соответствует ли подход к сложным проблемам торговой политики задачам развития, целесообразно рассмотреть эту политику в свете более широкой стратегии развивающихся стран, исходящей из ориентации вовне или вовнутрь. Говоря словами Пола П. Стриггена, политика внешне ориентированного развития "способствует не только свободной торговле, но и свободному движению капиталов, рабочей силы, предпринимателей и студентов..., транснациональному бизнесу, а также открытию системы коммуникаций". Напротив, политика внутрь ориентированного развития делает упор на необходимость разрабатывать собственные подходы к развитию и контролировать свою судьбу.

Это в сущности меры, поощряющие "обучение делом" в обрабатывающей промышленности, развитие собственных технологий, исходящих из обеспеченности страны ресурсами. По мнению сторонников ориентированной внутрь торговой политики, добиться большей самообеспеченности можно, только "если вы ограничиваете торговлю, движение рабочей силы и коммуникации, если вы не допускаете транснациональные предприятия с их неподходящей продукцией и искажающим воздействием на потребности, а стало быть, и с неподходящими технологиями".

В рамках этих двух широких философских подходов к развитию с начала 1950-х годов в литературе идет активная дискуссия. Это спор между фритрейдерами, которые отстаивают внешне ориентированную стратегию индустриализации, опирающуюся на поощрение экспорта, и протекционистами, т.е. сторонниками ориентированной вовнутрь им- портзамещающей стратегии. В течение 30 лет маятник этой дискуссии колебался: от преобладания точки зрения приверженцев импортзамещения в 1950-е и 1960-е годы до выхода на преобладающие позиции сторонников поощрения экспорта в конце 1970-х годов. Особенно популярна эта концепция была у экономистов Запада и Всемирного банка в 1980-е годы. Среди же экономистов Третьего мира философия импортзамещения и коллективной самообеспеченности в 1980-е годы оставалась почти столь же сильной, как и в предшествующие десятилетия.

Основное расхождение между этими двумя затрагивающими торговлю стратегиями развития заключается в следующем: приверженцы импортзамещения (ИЗ) полагают, что развивающимся странам следует сначала организовать собственное производство для замещения прежде импортировавшихся простых потребительских товаров (первая стадия ИЗ), а затем отечественным производством заменить более широкий круг сложных промышленных изделий (вторая стадия ИЗ), осуществляя все это под защитой высоких тарифов и импортных квот. В долгосрочном плане адепты ИЗ преследуют двоякую цель: диверсифицировать местную промышленность ("сбалансированный рост") и в перспективе, после того как в результате эффекта масштаба, низкой стоимости рабочей силы и овладения производственным опытом внутренние цены промышленных товаров станут конкурентоспособными, развернуть их экспорт.

Сторонники поощрения экспорта (ПЭ) как первичных, так и вторичных промышленных товаров, напротив, ссылаются на выгоды, которые дает свободная торговля и конкуренция в обеспечении эффективности и роста, на важность переориентации с узких национальных на емкие мировые рынки, на сопутствующие протекционизму перекосы в ценах и издержках производства, на огромные успехи ориентированных на экспорт восточноазиатских экономик — Южной Кореи, Тайваня, Сингапура и Гонконга.

В действительности различия между стратегиями ИЗ и ПЭ значительно меньше декларируемых их сторонниками. Большинство развивающихся стран осуществляют обе

стратегии, время от времени смещая между ними акценты. Тем не менее Всемирный банк в своем Докладе о мировом развитии в 1987 г предпринял попытку произвести классификацию более чем 40 развивающихся стран в зависимости от их торговой ориентации в 1963-1985 гг.

Так, в 1950-е и 1960-е годы такие большие страны Латинской Америки и Азии, как Чили, Перу, Аргентина, Индия, Пакистан, Филиппины и Бангладеш, осуществляли стратегию вовнутрь ориентированной индустриализации, в огромной мере опираясь на ИЗ. К концу 1960-х годов к реализации стратегии ИЗ приступили некоторые ключевые страны Тропической Африки, например Нигерия, Эфиопия, Гана и Замбия, и их примеру последовал ряд малых стран Латинской Америки и Азии. С середины же 1960-х годов начало расти число стран, придерживающихся стратегии ПЭ. К первопроходцам ПЭ — Южной Корее, Тайваню, Сингапуру и Гонконгу — присоединились Бразилия, Чили, Таиланд и Турция, отказавшиеся от прежней стратегии ИЗ.

Необходимо, однако, подчеркнуть, что даже четыре восточноазиатские страны, наиболее преуспевшие в поощрении экспорта, последовательно и одновременно осуществляли в некоторых отраслях протекционистскую стратегию ИЗ. Поэтому было бы несправедливо причислять их к фритрейдерам, хотя они, безусловно, ориентированы вовне.

С учетом этой концептуальной и классификационной основы теперь можно более детально рассмотреть проблему внешней ориентации и поддержки экспорта в сравнении с внутренней ориентацией и импортзамещением по следующим четырем направлениям:

  1. Политика ориентации первичной продукции на внешние рынки (поощрение экспорта сельскохозяйственного и минерального сырья).
  2. Политика ориентации вторичной продукции на внешние рынки (поощрение экспорта промышленных изделий).
  3. Политика ориентации первичной продукции на внутренний рынок (главным образом самообеспеченности сельскохозяйственными продуктами).
  4. Политика ориентации вторичной продукции на внутренний рынок (самообеспечение промышленными товарами посредством импортзамещения).

Поддержка экспорта: ориентация вовне и торговые барьеры

Содействие экспорту первичной и вторичной продукции длительное время рассматривалось в качестве основы любой жизнеспособной долгосрочной стратегии развития. Колониальные территории Африки и Азии с находящимися в иностранном владении рудниками и плантациями служили классическим примером регионов с ориентированной вовне первичной продукцией. То обстоятельство, что новые независимые государства, как и прежние слаборазвитые страны, сфокусировали основное внимание на производстве промышленных товаров сначала для внутреннего рынка (ориентация вторичной продукции на внутренний рынок) и затем для экспорта (ориентация вторичной продукции на внешние рынки), частично представляет реакцию на анклавную структуру экономики, а частично является следствием стремления к индустриализации, возобладавшим в 1950-е и 1960-е годы. Поэтому вкратце остановимся на возможностях и пределах экспортной экспансии развивающихся стран сначала в отношении сырьевой продукции, а затем промышленных изделий.

Расширение экспорта сырьевых товаров: ограниченный спрос, сжимающиеся рынки

Как выяснили, первичные продукты все еще обеспечивают Третьему миру более 70% выручки от экспорта. Если исключить нефть и некоторые минералы, экспорт первичной продукции растет медленнее мировой торговли в целом. Более того, доля развивающихся стран в этом экспорте в последние два десятилетия сокращалась. Поскольку продовольствие, сельскохозяйственное и другое сырье обеспечивают почти 40% совокупного экспорта развивающихся стран и для громадного их большинства служат основным источником валютных доходов, необходимо рассмотреть факторы, воздействующие на спрос и предложение первичных продуктов на мировом рынке.

Со стороны спроса быстрому расширению экспорта первичной, особенно сельскохозяйственной, продукции Третьего мира в развитые страны, где находятся ее главные рынки, препятствуют по меньшей мере пять факторов. Во-первых, эластичность спроса по доходу на продовольствие и сырые материалы ниже, чем на топливо и промышленные товары. Так, эластичность спроса по доходу на сахар, какао, чай, кофе и бананы составляет меньше 1 и находится в диапазоне 0,3—0,5. Это значит, что только при поддержании высоких темпов роста дохода на душу населения в развитых странах возможно умеренное расширение экспорта названных товаров из развивающихся стран.

Столь высокие темпы роста преобладали в 1960- е годы, но не сохранились в 70-е и 80-е. Во-вторых, ныне темпы роста населения в развитых странах находятся на уровне простого воспроизводства или близки к нему, так что возможность экспансии за счет этого источника ограничена. В-третьих, эластичность спроса по цене на большинство нетопливных первичных продуктов сравнительно низка, хотя данные по этому вопросу не очень надежны. Когда относительные цены на сельскохозяйственную продукцию снижаются, как это было на протяжении большей части двух последних десятилетий, особенно во время "свободного падения" в 1980-е годы, низкая эластичность по цене ведет к снижению общих доходов экспортирующих стран.

Так, с июня 1980 по июнь 1982 г. цены на сахар снизились на 78%, каучук — на 37 и медь — на 35%. В 1989—1991 гг. цены на сырьевые товары упали примерно на 20%. Цены олова настолько снизились, что его выплавка оказалась неприбыльной, а цены на кофе и чай опустились до самого низкого с начала 50-х годов уровня. Рисунок показывает, что с 1957 по 1992 г., за исключением середины 1970-х годов, реальные цены на нетопливные сырьевые товары снизились почти на 50%. Это падение с наибольшей силой ударило по развивающимся странам, особенно в 80-е и начальные 90-е годы, когда оно превысило 40%.

Чтобы переломить тенденцию снижения относительных цен на первичную продукцию в сравнении с другими товарами, были попытки использовать международные товарные соглашения. Цель этих соглашений — исходя из уровней производства, при которых обеспечивается стабилизация мировых цен, установить для стран-производителей определенные квоты по производству таких товаров, как кофе, чай, медь, свинец, сахар.

Товарные соглашения призваны также защищать отдельные страны-экспортеры от чрезмерной конкуренции и перепроизводства в глобальном масштабе, поскольку излишнее предложение в тенденции ведет к снижению цен и сдерживает рост доходов всех стран. Таким образом, товарные соглашения направлены на обеспечение странам- участницам гарантий фиксированной доли мировой выручки от экспорта и более стабильных цен на экспортируемые ими товары.

Поэтому Конференция Объединенных Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД) на своих заседаниях в Найроби (Кения) в мае 1976 г. предлагала учредить общий фонд в 11 млрд. долл. для финансирования "буферных запасов" по поддержке цен на 19 первичных товаров (включая сахар, кофе, чай, бокситы, джут, хлопок, олово и растительные масла), производимых различными странами Третьего мира. Как ни прискорбно для развивающихся стран-экспортеров, но многие предложения ЮНКТАД оказались нереализованными: большинство соглашений по нетопливным товарам либо потерпело неудачу (по олову), либо в основном игнорировалось производителями (по кофе и сахару).

Особенно важны, быть может, четвертый и пятый факторы из числа препятствующих росту доходов развивающихся стран от экспорта первичной продукции — развитие синтетических заменителей и повышение аграрного протекционизма в развитых странах. Синтетические заменители таких товаров, как хлопок, каучук, сизаль, джут, кожа и даже медь (в связи с развитием стекловолоконных коммуникационных сетей), не только оказывают понижательное давление на цены этих товаров, но и напрямую конкурируют с ними. Как показано, доля доходов, получаемых от экспорта синтетических заменителей, неуклонно растет, а натуральных продуктов — падает.

Разорительным для доходов Третьего мира от экспорта может стать и аграрный протекционизм, который обычно осуществляется посредством тарифов, квот и нетарифных барьеров типа законов о санитарных нормах на импортируемое продовольствие и волокна. Характер общей аграрной политики Европейского Союза, например, более дискриминационный в отношении продовольственного экспорта развивающихся стран, чем политики, ранее преобладавшей в отдельных странах ЕС.

Со стороны предложения также действует ряд факторов против быстрого роста выручки от экспорта первичных продуктов. Важнейший из них — структурная жесткость многих систем сельскохозяйственного производства в Третьем мире (ограниченность ресурсов, неблагоприятный климат, бедные почвы, архаичные институциональные, социальные и экономические структуры аграрного сектора и неэффективные системы землевладения). Какой бы ни была ситуация с международным спросом на конкретные товары (а она, естественно, от товара к товару различается), едва ли можно ожидать сколько-нибудь значительного роста экспорта, если социальные и экономические структуры препятствуют увеличению предложения со стороны крестьян-фермеров, не расположенных к риску.

К тому же любой рост экспортных доходов в развивающихся странах с ярко выраженными дуалистическими аграрными структурами (когда крупные корпоративные капиталоинтенсивные фермы сосуществуют бок о бок с тысячами раздробленных низкопродуктивных крестьянских наделов) распределяется среди сельского населения крайне неравномерно.

Все это позволяет утверждать, что если социальные и экономические структуры деревни не будут преобразованы в направлении, обеспечивающем общий подъем сельского хозяйства и более равномерное распределение выгод, то стимулирование экспорта первичных продуктов не принесет ожидаемых результатов. Главная задача любой стратегии сельскохозяйственного развития стран Третьего мира состоит в том, чтобы прежде всего обеспечить достаточный объем продуктов питания для местного населения и только после этого думать о наращивании экспорта.

Но, решив и эту наиболее сложную внутреннюю проблему развития, страны Третьего мира обретут возможность реализовать потенциальные выгоды своих сравнительных преимуществ на мировых рынках первичных товаров, только если смогут 1) наладить сотрудничество друг с другом, 2) получить помощь от развитых стран в разработке и выполнении эффективных международных товарных соглашений и 3) добиться более широкого доступа к рынкам этих стран.

Между тем при нынешней структуре мирового спроса на первичную продукцию, угрозе нехватки местного продовольствия и стимулируемом ею стремлении к аграрной самообеспеченности, неизбежности дальнейшего развития синтетических заменителей и малой вероятности снижения уровня аграрного протекционизма в развитых странах реальные возможности увеличения экспорта первичных продуктов для отдельных развивающихся стран представляются ограниченными.

Расширение экспорта промышленных товаров: определенные успехи, множество барьеров

Экспансия промышленного экспорта Третьего мира в течение трех последних десятилетий была обеспечена в значительной мере впечатляющими успехами таких стран, как Южная Корея, Сингапур, Гонконг, Тайвань и Бразилия. Так, совокупный экспорт Тайваня возрастал ежегодно более чем на 20%, а Южной Кореи — даже еще быстрее. В обоих случаях основу этого роста составлял экспорт промышленных товаров, обеспечивавший свыше 80% валютной выручки. Доля промышленных изделий в совокупном товарном экспорте всего Третьего мира возросла с 6% в 1950 г. до 45% в 1988 г. (напомним, однако, что 55% этого экспорта приходилось на Южную Корею, Тайвань, Сингапур и Гонконг). Тем не менее доля развивающихся стран в совокупном мировом экспорте промышленных изделий осталась сравнительно небольшой, хотя и повысилась с 7% в 1965 г. до 18% в 1990 г.

Экспортные успехи последних десятилетий, наиболее впечатляющие у четырех "азиатских тигров", дали повод к оживлению аргументов неоклассических контрреволюционеров, особенно работающих во Всемирном банке и МВФ. Они утверждают, что экономический рост обеспечивается прежде всего свободой рыночных сил и предпринимательства в открытых экономиках при минимизации государственного вмешательства. Однако реалии стран Восточной Азии не подкрепляют этой точки зрения. В Южной Корее, на Тайване, в Сингапуре (как и раньше в Японии) формирование производства и структуры экспорта проходило не по воле рынка, а во многом в результате тщательно спланированного вмешательства государства.

Хотя проблемы спроса на растущий экспорт промышленных товаров развивающихся стран отличаются по экономическому содержанию от проблем спроса на первичную продукцию, тем не менее они имеют и много общего. Эластичность международного спроса на промышленные товары по доходу и ценам в целом выше, чем на первичные продукты, но это не облегчает положение развивающихся стран, склонных к расширению экспорта. Основная причина — рост протекционизма в развитых странах против промышленного экспорта развивающихся стран, который в известной мере представляет ответную реакцию на успешную экспансию в 1960-е и 1970-е годы дешевых трудоемких промышленных изделий, производимых в странах типа Тайваня, Гонконга и Южной Кореи. Вот как характеризует суть дела канадский экономист Джеральд К. Хеллейнер:

Перспективы промышленного экспорта Третьего мира в решающей степени ограничиваются барьерами, с помощью которых развитые страны сдерживают доступ этих товаров на свои рынки. Тарифы, квоты и другие барьеры на рынках богатых стран — главное препятствие на пути широкомасштабного промышленного экспорта. Структура тарифов в богатых странах такова, что обеспечивает наибольшую степень эффективной защиты своих производителей именно в тех промышленных отраслях, где особенно велика вероятность успешной конкуренции со стороны бедных стран. Это отрасли легкой промышленности, относительно интенсивно использующие неквалифицированный труд (текстильная, обувная, производство ковров, спортивной одежды, сумок, переработка продовольствия и т.п.). Неспособность названных отраслей с относительно высокой заработной платой занятых свободно конкурировать с трудоемкой продукцией, произведенной с использованием дешевой рабочей силы, лежит в основе возведения торговых барьеров развитыми странами.

Торговые барьеры индустриальных стран имеют тенденцию к росту вширь и вглубь. В 1980-е годы, например, 20 из 24 индустриальных стран усилили защиту своих рынков от промышленных изделий и переработанного сырья, импортируемых из развивающихся стран. Причем их тарифные ставки на экспортную продукцию развивающихся стран были выше, чем на продукцию других индустриальных стран. Положение усугублялось тем, что уровень таможенной защиты от импорта сырьевых товаров из развивающихся стран часто повышается по мере углубления их переработки. (Так, обычно тарифы на ввоз какао вдвое выше пошлин на импорт какао-бобов, что делает невыгодным закупку в развивающихся странах шоколада; таможенные пошлины на сахар-сырец — 2%, а ввоз переработанного сахара блокируется во много раз более высоким тарифом).

Помимо этого, широко практикуются нетарифные барьеры, ныне ставшие основной формой защиты от экспорта промышленных товаров Третьего мира и затрагивающие до трети его объема. К важнейшим относится Многостороннее соглашение по текстилю (MFA), которое, по оценке Программы развития ООН, ежегодно обходится Третьему миру потерей 24 млрд. долл. в доходах от экспорта текстиля и одежды. В целом же торговые ограничения, введенные развитыми странами, наносят Третьему миру ущерб, составляющий по меньшей мере 40 млрд. долл. в год и снижающий его совокупный ВНП более чем на 3%". Если бы эти ограничения были устранены, промышленный экспорт развивающихся стран ежегодно мог бы обеспечивать доход на 30—40 млрд. долл. больше нынешнего. Однако пока такая перспектива просматривается слабо.

Как в случае с сельскохозяйственным и другим сырьевым производством, неопределенность экспортных перспектив не должна сдерживать необходимую экспансию промышленного производства, обслуживающего внутренние рынки развивающихся стран. Возможности взаимовыгодной торговли этих стран промышленными изделиями в свете наметившейся интеграции их экономик поистине огромны. Чрезвычайно много внимания уделяется анализу торговых перспектив отдельных развивающихся стран с развитыми государствами (торговля Север — Юг), но недостаточно — перспективам взаимовыгодной торговли развивающихся стран друг с другом (торговля Юг — Юг).