Проблемы государственного вмешательства и усиление рыночных предпочтений
Разочаровавшись в централизованном планировании и осознав провалы государственного вмешательства, в последние годы все возрастающее число (главным образом западных) экономистов, некоторые министры финансов развивающихся стран и главы основных международных организаций, занимающихся проблемами развития, начали выступать за более активное использование рыночного механизма в качестве основного инструмента повышения эффективности и ускорения экономического роста.
Широкую известность приобрели слова президента Соединенных Штатов Рональда Рейгана в его выступлении в 1981 г. в Канкуне (Мексика) о «магической силе рынка». Некоторые страны Третьего мира уже приступили к рыночным экономическим реформам в надежде, что «невидимая нога» рынка может сообщить более мощный толчок экономическому росту и развитию, чем «видимая рука» централизованного планирования. Если 70-е годы можно назвать периодом возросшей экономической активности государства в поиске более справедливых путей развития, то 80-е годы отмечены возрождением свободных рыночных экономик, что свидетельствует о непрестанно изменяющихся стратегиях развития.
Среди первых новообращенных — некоторые страны Латинской Америки, в том числе Чили (1973), Уругвай (1974) и Аргентина (1976), хотя, по-видимому, их правые правительства едва ли нуждались в «просвещении». Несколько позднее ряды рыночников пополнили и другие, начиная с традиционно более рыночно ориентированных стран типа Кении, Перу, Филиппин, Кот-д’Ивуара и кончая в прошлом тяготевшим к социализму Индией, Шри-Ланкой, Ямайкой и Турцией. В рамках программ либерализации отечественных рынков эти страны добиваются уменьшения роли государственного сектора, активизации частного предпринимательства, а также устранения перекосов в нормах процента, уровнях заработной платы, ценах потребительского рынка.
Цель подобных изменений — «смазать шестеренки» рыночного механизма. Кроме того, эти страны, снижая обменные курсы, стимулируя экспорт и ослабляя протекционизм, стремятся улучшить свои сравнительные преимущества в мировой экономике. Наконец, увлечение рынком не ограничивается развивающимися странами. Почти все страны бывшего Второго мира, начиная от постсоветских республик и кончая государствами Восточной Европы, находятся ныне в процессе болезненного перехода к рыночной экономике.
К международным организациям, проповедующим достоинства свободного рынка, относятся МВФ и Всемирный банк. МВФ требует от своих клиентов осуществления программы макроэкономической стабилизации и рыночной либерализации для улучшения сравнительных преимуществ как условие доступа к своим ресурсам. Всемирный банк кредитует только такие проекты, которые частный сектор не может осуществить самостоятельно. С этой целью проводится тщательная экспертиза. При кредитовании же структурной адаптации он делает особый упор на совместные государственно-частные предприятия.
Каковы же причины этого внезапного «рыночного сумасшествия»? Частично оно подогрето успехами стран Восточной Азии, прежде всего Кореи и Тайваня, которые широко опирались на частное предпринимательство, особенно на более поздних стадиях развития. Однако в основном разочарование вызвано государственным вмешательством вообще и централизованным планированием в частности. Низкие темпы роста, массивную инфляцию, большой долг и растущие дефициты платежных балансов многие связывают с увеличением бремени государственных расходов, чрезмерным искажением цен и вовнутрь ориентированной торговой политикой.
В последние три десятилетия в большинстве развивающихся стран произошел драматический рост государственного сектора, на долю которого ныне приходится 15—20 % ВВП и 50—60 % совокупных инвестиций. Однако этот рост сопровождался ощутимым снижением эффективности и увеличением расточительности. С 1960 по 1980 гг. отдача государственных инвестиций, выражаемая приростом ВВП, сократилась почти на 25 %. Такое сокращение во многом вызвано необоснованными инвестиционными решениями, низкой загруженностью производственных мощностей, «долгостроем» и недостаточной поддержкой государственных проектов. Исходя из этого многие приверженцы свободного рынка утверждают, что более весомая роль частного сектора в осуществлении проектов могла бы обеспечить более эффективное использование ресурсов.
По мнению Всемирного банка, замедлению роста ВВП во многих развивающихся странах способствовало и искажение цен. Среднегодовые темпы роста стран с сильно перекошенной структурой цен в среднем были на 2% ниже, чем для Третьего мира в целом. Кроме того, исследованиями Всемирного банка установлено, что методы распределения кредитов и субсидирования процентных ставок обусловили сдвиг к капиталоемким промышленным технологиям. Введение минимальных ставок зарплаты уменьшило спрос на труд, а субсидируемые цены на потребительские товары, особенно продовольствие, нередко ослабляли стимулы к их производству и тем самым способствовали распространению всевозможных дефицитов.
В итоге многие настаивают на устранении вызванных политикой государства перекосов в процентных ставках, оплате труда и потребительских ценах в надежде, что рыночный механизм сгладит возникшие диспропорции и обеспечит более эффективное распределение ресурсов.
Но как и провалы рынка не всегда оправдывают государственное вмешательство, так и провалы государства не могут служить основанием для поддержки рынка. Например, государственная сталелитейная компания в Южной Корее очень эффективна, а имеющая аналогичный статус сталелитейная корпорация в Индии является образцом неэффективности. Субсидируемые ставки процента используются как в Восточной Азии, где произошло ускорение темпов роста, так и в Латинской Америке, экономика оказалась в состоянии стагнации.
Наносящий вред экономике поиск привилегий можно без труда обнаружить и на плохо функционирующих рынках и при неэффективной деятельности государства. Поэтому вне контекста конкретных стран и без учета конкретных ситуаций нельзя делать упрощенные выводы о достоинствах государственной или частной экономической деятельности. Чтобы реализовать в развивающихся странах рыночные реформы (будь они вызваны разочарованием в государственном секторе или давлением МВФ и Всемирного банка), необходимо создать определенные социокультурные и экономические предпосылки.