Экономика Республики Гана


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Аккра

Площадь — 238538 кв. км.

Население — 16 млн. человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 390 долл. (1990 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 3,4% (1980-1990 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения - минус 0,6% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП - 48% (1990 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся) — 86 (1990 г.)

Ежедневное потребление калорий на душу населения - 2209 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 63% (1990 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) - 40% (1985 г.)

Индекс развития человека — 0,31 (низкий) (1990 г.)

Республика Гана расположена в Западной Африке вблизи Гвинейского залива, лишь несколькими градусами севернее экватора. Значительная часть населения проживает на побережье Гвинейского залива либо в северных районах, прилегающих к Кот-д’Ивуару. Крупнейшие города — Аккра и Кумаси. Кумаси находится во внутренней части страны в районе Ашанти. Большинство жителей Ганы происходит из кочевых племен, которые, по-видимому, пришли сюда в начале XIII в. из долины реки Вольта.

Сведения об истории Золотого Берега (древнее название Республики Гана) с начала XIII до последней четверти XV вв. черпаются в основном из сохранившихся родовых преданий и народного фольклора. Многие традиции были привнесены в национальную культуру выходцами из древних государств западного Судана (ныне это территории Мавритании и Мали).

В мае 1956 г. Премьер-министр правительства Золотого Берега Кваме Нкрума опубликовал "Белую книгу", содержащую предложения о провозглашении независимости и переименовании этой английской колонии в Республику Гана (по названию одного из княжеств, расположенного во внутренней части страны). Правительство Великобритании заявило, что оно признает независимость колонии, если после выборов Законодательной Ассамблеи Золотого Берега большинство ее членов проголосует за получение независимости. Гана стала первым независимым государством Африки в постколониальный период. Это произошло 6 марта 1957 г., когда Великобритания отказалась от осуществления контроля над колониями Золотой Берег и Ашанти, а также от протектората над Северными Территориями и Британским Тоголендом.

По сравнению с другими странами Западной Африки Гана располагает сравнительно широким набором природных ресурсов. В экономике страны доминирует сельское хозяйство, причем большинство населения занято в натуральных фермерских хозяйствах. Товарное производство представлено в основном какао и какаопродуктами, обеспечивающими две трети экспортных доходов, лесоматериалами, кокосовыми орехами и другими продуктами переработки пальмовых деревьев, земляными орехами (производство пищевых жиров) и кофе. Основными продуктами питания являются кукуруза, рис, маниока и арахис. Кроме того, в рационе важное место занимают рыба, домашняя птица и мясо.

Страна производит и экспортирует минеральное сырье. В основном это золото, алмазы, марганцевая руда и бокситы. Разведано одно месторождение нефти, где осуществляется нефтедобыча в коммерческих целях. Правительство рассчитывает обнаружить в будущем новые нефтяные и газовые месторождения.

Гана — страна с довольно развитой, по сравнению с другими африканскими странами, промышленной базой. Импортзамещающее производство включает в себя текстильную промышленность, производство стали из металлолома, шин и технологически несложных потребительских товаров, а также сборку легковых автомобилей, грузовиков и автобусов. Однако деятельность этих отраслей промышленности сильно зависит от импорта сырья, материалов и комплектующих, что в условиях экономического застоя 1980-х гг. вызывало хроническое недоиспользование производственных мощностей.

В момент получения независимости в 1957 г. Гана располагала значительной производственной и социальной инфраструктурой, ее иностранные резервы составляли 481 млн. долл. Однако в период правления К. Нкрумы инвестиции осуществлялись в малодоходные проекты общественных работ и слабо разработанные и неэффективно управляемые сельскохозяйственные и промышленные программы. Падение мировых цен на какао и уменьшение финансовых резервов привели к необходимости привлечения внешних кредитов для финансирования многих проектов. К середине 1960-х годов Гана исчерпала свои внутренние резервы, и стало очевидно, что страна будет не в состоянии осуществлять выплаты по займам в установленные сроки.

Правительство Базиа в 1969—1972 гг. предприняло попытку либерализации экономики с целью привлечения иностранных инвесторов и стимулирования национального предпринимательства. Инвесторы, однако, проявили осторожность, а новое падение цен на какао совпало по времени с необходимостью увеличения объема импорта, что привело к быстрому росту торгового дефицита. Несмотря на то, что Гане удалось получить внушительную иностранную помощь и пересмотреть условия погашения внешней задолженности, устранить возникшие при прежнем правительстве кризисные явления не удалось. Среди них можно отметить такие, как необходимость обслуживания внешней задолженности, несбалансированность платежного баланса, нехватка иностранной валюты и несовершенство системы управления.

Получение иностранной помощи помогло предотвратить крах национальной экономики, однако 10-летний период до прихода к власти в 1972 г. Совета Национального Спасения можно охарактеризовать только как стагнацию. Рост населения сводил "на нет" незначительное увеличение ВВП, уменьшались реальные доходы многих слоев населения.

Пришедшее к власти в сентябре 1979 г. гражданское правительство Хилла Лиманна также столкнулось с проблемой ухудшения состояния национальной экономики.

Предшествовавшее пятилетие характеризовалось уменьшением реального дохода на душу населения, застоем в сельскохозяйственном и промышленном производстве из-за нехватки импортных сырья, материалов, запасных частей и оборудования, а также обострением проблем снабжения населения импортной продукцией и товарами местного производства. Бюджетный дефицит в 1979 г. составлял 40% государственных расходов, уровень инфляции, хотя и уменьшился до 54% в 1979 г., все еще оставался высоким, постоянно завышался курс национальной валюты. В стране процветал "черный рынок"; контрабандная торговля и спекуляция, безработица и неполная занятость, особенно среди сельской молодежи, приняли широкие масштабы, ухудшалось транспортное обслуживание, сохранялись ограничения на операции с иностранной валютой.

К тому же соседняя Нигерия объявила, что проживающие в ней иностранцы, не имеющие соответствующих документов, обязаны покинуть пределы страны. Это означало, что около 1 млн. ганцев должны были вернуться на родину. Чрезвычайно низкий уровень осадков, нехватка продуктов питания, топлива, финансовых средств, электроэнергии и воды затруднили выполнение программы экономического оздоровления, провозглашенной в 1983 г. Жесткая бюджетная программа включала изменение политики в отношении валютного курса и краткосрочную программу восстановления и развития экспортного сектора.

В 1985 г. Нигерия предприняла еще одну попытку очистить страну от незаконно проживающих в ней иностранцев, в ходе которой осуществила экспатриацию почти 100 000 ганцев, не прошедших официальной регистрации. Несмотря на это экономика Ганы в 1985 г. начала проявлять признаки медленного, но стабильного оздоровления, в связи с чем правительство смогло принять среднесрочную программу, в которой основной упор был сделан на восстановление сферы социального обслуживания, особенно образовательной системы.

Программа экономического оздоровления на первом этапе позволила остановить снижение реального дохода на душу населения, начавшееся в 1970-е — начале 1980-х гг. Начиная с 1983 г. годовые темпы экономического роста составляли 4%. Тем не менее, Гана, имевшая прежде один из наиболее высоких уровней жизни среди африканских стран, расположенных южнее Сахары, в настоящее время может похвастаться лишь очень высоким уровнем безработицы.

Более половины населения страны живет в абсолютной нищете, а уровень образования и здравоохранения не намного превышает соответствующие показатели других стран Африки. Величина долгосрочного государственного долга по отношению к ВВП является одной из самых высоких в мире (46%). Сохранение сильной зависимости Ганы от экспорта какао и колебаний цен на него не позволяют рассчитывать на устойчивый рост экономики в долгосрочной перспективе.

Многое зависит от того, насколько успешно осуществятся рыночные реформы и возродится ли интерес иностранных инвесторов к участию в развитии экономики Ганы. На первом этапе, в начале 1980-х гг., реформы были довольно успешными, однако в 1990-е гг. резкое падение темпов экономического роста, новое ускорение инфляции, растущий бюджетный дефицит, значительное сокращение объемов сельскохозяйственной и промышленной продукции похоронили надежды на успешное завершение реформ.