Ложная парадигма развития


Второе, менее радикальное направление подхода теории внешней зависимости, — ложная парадигма развития. Она объясняет отсталость стран Третьего мира ошибочными советами не знакомых с местной спецификой консультантов из развитых стран, которые работают в различных организациях международной двусторонней и многосторонней помощи развитию и зачастую, имея самые благие намерения, выступают с предвзятых этноцентрических позиций. Эти консультанты разрабатывают сложные концепции, "элегантные" теоретические построения, всякого рода эконометрические модели, реализация которых тем не менее приводит к неправильной и неадекватной политике.

В Третьем мире существует ряд особых институциональных факторов — различные традиционные структуры (племенные, кастовые, классовые и т.д.), крайне неравномерное распределение земли, крайне неравный доступ к банковскому кредиту, контроль узких элитных групп над непропорционально большой собственностью внутри страны и за рубежом. В этих условиях политика, построенная на таких ведущих западных теориях, как модели трудоизбыточной экономики Льюиса или структурных преобразований Ченери, во многих случаях играет на руку лишь интересам влиятельных элитных групп внутри страны и за ее пределами.

Кроме того, еще одним аргументом ложной парадигмы развития является тот факт, что в Третьем мире ведущие ученые, лидеры профсоюзов, экономические советники правительств и иные чиновники в свое время получили образование в развитых странах и в их сознании укоренились чуждые концепции, различные внешне привлекательные, но неприменимые к местной ситуации теоретические модели. Плохо либо вообще не зная, как решать реальные проблемы развития, они часто, невольно или сознательно, становятся апологетами существующих институциональных структур и узкогрупповых интересов.

В университетских курсах экономической теории, например, обычно изучаются неадекватные западные концепции и модели, при разборе государственной политики главное внимание уделяется увеличению сбережений и эффективности инвестиций либо максимизации темпов роста ВНП. В результате вне поля зрения остаются необходимые институциональные и структурные реформы.

Теория дуального развития

В неявном виде в модели структурных преобразований и в явном в теории зависимости содержится понятие дуальных обществ — бедных и богатых наций в мировом масштабе и островков богатства в море нищеты внутри развивающихся стран. Дуализм как понятие широко используется в теории развития. Оно означает воспроизводство и углубление разрыва между богатыми и бедными на всех уровнях. Основу дуализма составляют четыре положения.

  1. Набор специфических условий, когда в рамках одной системы появляются "высшие" и "подчиненные" уровни. Примерами дуализма являются соседство современного и традиционного секторов в модели Льюиса, наличие в рамках единого общества богатой высокообразованной элиты и массы неграмотного нищего населения, а также сосуществование в мировой экономике мощных и богатых промышленных наций наряду со слабыми и бедными аграрными странами.
  2. Дуальные структуры воспроизводятся постоянно: международные контрасты между богатством и нищетой не исчезают со временем и неравенство высших и подчиненных элементов системы сохраняется. В неявном виде такая посылка содержится уже в моделях стадий роста и структурных преобразований. В ее пользу говорит и растущее неравенство доходов между странами.
  3. Разрыв между высшими и низшими элементами системы не только не уменьшается, а возрастает: с каждым годом увеличивается отставание развивающихся стран в производительности труда.
  4. Высшие элементы практически ничем не содействуют развитию низших. В реальности они могут даже толкать их вниз, вызывая "развитие слаборазвитости".

Выводы

Несмотря на все идеологические различия, сторонники подходов неоколониальной зависимости, ложной парадигмы развития и дуального развития отвергают исключительную роль, которую традиционная экономическая теория на Западе отводит показателю роста ВНП. Теория зависимости ставит под сомнение значимость двухсекторной модели индустриализации Льюиса, указывая на спорность ее положений и на факты из недавней истории развития стран Третьего мира.

В равной мере этот подход отвергает выводы Ченери и других о том, что существуют эмпирически наблюдаемые направления и формы развития, общие для большинства бедных стран. В противоположность им теоретики зависимости отводят решающую роль дисбалансу в соотношении сил на международной арене и необходимости коренных экономических, политических и институциональных реформ как внутри стран, так и в мировом масштабе.

В крайнем варианте сторонники подобных теорий требуют экспроприации частной собственности, надеясь, что государственная собственность и контроль будут более эффективным способом борьбы с бедностью, позволят увеличить занятость, смягчить неравенство в доходах и поднять уровень жизни широких масс (включая развитие здравоохранения, образования и культуры). Хотя некоторые неомарксисты заходят настолько далеко, что отрицают важность экономического роста и структурных изменений, большинство серьезных исследователей считают наиболее эффективным путем решения наболевших проблем общества и ускорения экономического роста проведение реформ внутри страны и на международном уровне при разумном сочетании усилий государственного и частного секторов.

Теория внешней зависимости имела большую популярность в 1970-е годы как среди западных исследователей, так и среди экономистов Третьего мира. Однако вскоре началась неоклассическая контрреволюция в экономической теории, отражавшая главным образом развитие западной экономической мысли в 1980 — 1990-е годы.