Иностранная помощь: дискуссия о ее роли в развитии


Концепция помощи и оценка масштабов

Наряду с экспортной выручкой и частными иностранными инвестициями важным источником валютных поступлений для стран Третьего мира является государственная дву- и многосторонняя помощь развитию, известная также как иностранная помощь.

В принципе все реальные ресурсы, переданные из одной страны в другую, должны рассматриваться как иностранная помощь. Однако на практике даже это простое определение поднимает целый ряд проблем. С одной стороны, во многих случаях передача ресурсов может осуществляться в скрытой форме, например, при предоставлении развитыми странами преференциальных (льготных) тарифов для экспортных промышленных товаров развивающихся стран, что позволяет последним реализовывать свои промышленные товары по более высоким ценам.

Развивающиеся страны получают чистый доход, в то время как для промышленно развитых стран это чистый убыток, что по сути означает для них перевод реальных ресурсов в развивающиеся страны. Такая передача капитала в скрытой, неявной форме должна была бы учитываться при оценке объема иностранной помощи, однако, как правило, этого не происходит.

Наряду с этим мы не должны включать в иностранную помощь все осуществляемые переводы капитала в развивающиеся страны, особенно это касается средств частных иностранных инвесторов. В течение ряда лет объем иностранной помощи определялся как сумма потоков государственного и частного капитала, хотя в настоящее время эти позиции приводятся раздельно. Частные потоки отражают обычные коммерческие сделки и определяются коммерческими соображениями и уровнем дохода на вложенный капитал, а потому не должны рассматриваться как помощь развивающимся странам. Коммерческие потоки частного капитала не являются формой иностранной помощи, даже в том случае, если принимающая страна получает при этом какой-то доход.

С учетом вышеизложенного экономисты определяют иностранную помощь как любой приток капитала в развивающуюся страну, отвечающий двум критериям: 1) для донора перевод капитала не должен быть коммерческим трансфертом, 2) передача средств должна осуществляться на льготных условиях, что означает более низкую процентную ставку и более мягкие условия возврата заемного капитала по сравнению с коммерческими займами. Но даже это определение может быть не совсем подходящим, поскольку оно включает в себя военную помощь, являющуюся некоммерческим переводом средств и отвечающую критерию льготности.

Однако обычно военная помощь в международной экономической статистике исключается из показателя иностранной помощи. Концепция иностранной помощи, которая сейчас принята и широко используется, включает в себя все государственные гранты и льготные займы в денежной или натуральной форме, предоставление которых имеет своей целью передачу ресурсов от промышленно развитых развивающимся странам (а в последнее время от стран ОПЕК другим странам Третьего мира) для осуществления программ развития или политики выравнивания доходов. К сожалению, часто очень трудно провести грань между грантами и займами на цели развития и средствами, поступающими в качестве военной помощи или в рамках коммерческих проектов.

Аналогично тому, что возникают проблемы концептуального порядка при определении понятия "иностранная помощь", вопрос измерения объема реальных потоков иностранной помощи также связан с рядом сложностей. В частности, при измерении объема иностранной помощи возникают три основных вопроса.

Мы не можем просто суммировать стоимость предоставленных грантов и займов в долларовом выражении, поскольку каждый из них имеет разное значение как для донора, так и для страны-получателя. Займы подлежат возврату, а потому их реальная стоимость как для донора, так и для получателя меньше, чем собственно номинальная стоимость. Теоретически мы должны были бы дефлятировать или дисконтировать долларовую стоимость займов, предоставляемых на процентной основе, прежде чем суммировать их с фантами.

Помощь может быть "привязана" либо к источнику использования (займы и фанты должны быть использованы на приобретение услуг и товаров страны-донора), либо к проекту (средства в этом случае могут направляться только на реализацию конкретного проекта, такого, например, как строительство дороги или сталеплавильного завода). В любом из указанных случаев реальная стоимость предоставляемой помощи уменьшается, поскольку оговорка, касающаяся источника использования, как правило, предполагает более высокие цены у поставщика товаров и услуг, а проект не всегда актуален для получателя займа, так как в противном случае не было бы необходимости оговаривать проектную привязку.

Более того, предоставление помощи может быть увязано с приобретением капиталоемкого оборудования, что для получающей страны будет означать дополнительные реальные ресурсные издержки, что выразится, например, в более высоком уровне безработицы. Или реализация проекта требует закупки новых машин и оборудования у производителей-монополистов, хотя уже имеющееся в стране производственное оборудование в той же самой отрасли промышленности используется не на полную мощность.

Наконец, мы всегда должны иметь в виду различие между номинальной и реальной стоимостью иностранной помощи, особенно в периоды высокой инфляции. Потоки иностранной помощи обычно рассчитываются на базе номинальной стоимости и показывают устойчивую тенденцию к росту. Однако после дефлятирования этого показателя становится очевидно, что за истекшее десятилетие произошло значительное снижение реальных объемов помощи, предоставленной большинством государств-доноров. Весьма наглядно это подтверждают следующие данные: в период с 1960 по 1990 гг. номинальный объем предоставленной США помощи возрос на 130%, однако в реальном выражении она сократилась почти на 30%.

Масштабы и распределение ГПР

Стоимостный объем государственной помощи развитию (ГПР), включающей в себя фанты, займы и техническую помощь, предоставляемой как на двусторонней, так и на многосторонней основе, возрос с 4,6 млрд. долл. в 1960 г. до 54 млрд. долл. в 1990 г. Однако анализ показывает, что доля ГПР в ВНП стран-доноров стабильно снижается: с 0,51% в 1960 г. до 0,35% в 1990 г. Распределение помощи странами-донорами в стоимостном выражении и ее долю в ВНП иллюстрирует таблице, данные которой свидетельствуют о том, что хотя США занимают лидирующее положение по объемам предоставляемой помощи, тем не менее они находятся на последнем месте по показателю ее доли в ВНП (0,2% в 1990 г.).

Более того, произошло резкое сокращение этого показателя: в 1970 г. он равнялся 0,31%. Аналогичный показатель для всей группы промышленно развитых стран в 1990 г. составлял 0,35%, хотя и в этом случае он существенно отличался от согласованного в ООН уровня в 0,7%. Лишь Скандинавские страны в последние годы предоставляют помощь в объеме, превышающем 0,7% их ВНП.

Однако более интересным, чем характеристика объемов ГПР, представляется географическое распределение выделяемых средств. Распределение помощи выглядит случайным и даже странным. Южная Азия — регион, в котором проживает 50% беднейшего населения в мире, получает на каждого жителя 5 долл. В странах Ближнего Востока, где доход на душу населения в три раза выше, чем в Южной Азии, каждый житель получает 55 долл., что в 11 раз превышает региональный показатель Южной Азии. Таблица иллюстрирует региональное распределение помощи в 1989—1990 гг. Весьма существенны и необъяснимы межстрановые различия.

Сопоставление распределения ГПР с показателем уровня бедности дает еще более странную картину. Так, лишь 27% ее объема поступает в 10 развивающихся стран, где проживает 72% беднейшего населения планеты. В то же время 40% наиболее богатых людей Третьего мира получают вдвое больший подушевой объем помощи, чем 40% наиболее бедных. Причем этот разрыв существенно вырос с 1970 г. Наконец, если мы сопоставим распределение ГПР с уровнем военных расходов, то заметим, что страны с более высокими расходами на военные нужды (свыше 4% ВНП) получают вдвое больший объем ГПР в расчете на душу населения, чем остальные.

Как видим, распределение иностранной помощи редко осуществляется с учетом потребностей развивающихся стран. Представляется, что в большинстве случаев (за исключением Скандинавских стран) двусторонняя помощь практически не соотносится с приоритетами развития. Решение о ее предоставлении определяется в основном соображениями политического и военного порядка и в большой степени зависит от непредсказуемых капризов стран-доноров. Многосторонняя помощь, поступающая от Всемирного банка и различных организаций ООН, носит более обоснованный (с точки зрения) характер, хотя и в этом случае, по-видимому, более богатые страны получают больший объем ГПР, чем бедные.

Поскольку иностранная помощь имеет разную смысловую нагрузку для донора и для страны-получателя, мы должны рассмотреть процесс передачи и процесс получения средств с учетом порой весьма противоположных позиций сторон.

В литературе по иностранной помощи наиболее дискутируемый вопрос — утверждение, что ее предоставление мотивируется прежде всего интересами и целями стран-доноров, в то время как мотивам и целям ее принятия практически не уделяется должного внимания. Далее рассмотрим проблему иностранной помощи с учетом приведенных выше соображений, проанализируем порой радикально противоположные выводы о последствиях предоставления помощи за последние десятилетия, а также рассмотрим возможные пути повышения ее эффективности.