Деятельность человечества в XX в. приводит к стремительному повышению концентрации загрязняющих веществ в атмосфере, что вызывает угрозу разрушения ее озонового слоя и резкого изменения климата, в частности, глобального потепления. Для снижения угрозы глобального экологического кризиса необходимо повсеместно значительно сократить выброс в атмосферу вредных газов. Ответственность за снижение таких выбросов должна быть разделена между всеми членами международного сообщества, существенно различающимися по многим параметрам: уровню промышленного развития, доходу, социальной структуре и политической ориентации.
В силу этих различий неизбежно возникает вопрос, в какой степени национальное правительство обязано контролировать выбросы в атмосферу. Дискуссионность проблемы усиливается еще и тем фактом, что до настоящего времени не достигнуто согласия по вопросу о воздействии на окружающую среду возрастающего парникового эффекта. Однако растет понимание того, что с учетом угрозы глобального потепления со всеми вытекающими из этого разрушительными последствиями ограничение вредных выбросов в атмосферу становится задачей первостепенной важности.
Загрязняющие вещества и их воздействие на окружающую среду
Быстрый рост промышленных и других загрязняющих атмосферу выбросов привел к драматическому увеличению парникового эффекта и концентрации газов, разрушающих озоновый слой. Например, с момента начала промышленной революции концентрация в атмосфере углекислого газа (CO2) возросла на 26%, при этом более половины прироста приходится на период с начала 1960 г. Концентрация различных газообразных хлоридов, прежде всего разрушающих озоновый слой хлорфторуглеводородов (ХФУ), лишь за 16 лет (с 1975 по 1990 гг.) увеличилась на 114%. Уровень концентрации еще одного газа, участвующего в создании парникового эффекта, — метана, возрос на 143% с начала промышленной революции, в том числе около 30% этого роста приходится на период с начала 1970-х гг. До тех пор пока не будут приняты безотлагательные меры на международном уровне, быстрый рост населения и увеличение его доходов будут сопровождаться ускорением концентрации этих химических веществ.
Результаты исследования, финансированного Всемирной метеорологической организацией совместно с Программой охраны окружающей среды ООН (ЮНЕП), свидетельствуют о том, что при сохранении современных тенденций роста выбросов в атмосферу средняя мировая температура вероятнее всего будет возрастать на трии десяых градуса цельсия за каждое десятилетие, то есть на три градуса цельсия (5,4°F) к концу XXI в. В этом исследовании также содержится вывод о том, что нынешние выбросы в атмосферу скажутся на состоянии окружающей среды лишь через некоторое время, поэтому для стабилизации концентрации CO2 и ХФУ на нынешнем уровне необходимо принять срочные меры и сократить выбросы в атмосферу более чем на 60%. Институт мировых ресурсов пришел к выводу о том, что:
С того момента, когда началось тщательное документальное фиксирование данных о погодных условиях, 1980-е гг. явились наиболее теплым десятилетием. Семь из зафиксированных десяти наиболее жарких лет приходились на 1990, 1989, 1988, 1987, 1983, 1981 и 1980 гг., причем самым жарким за всю историю наблюдения, по оценке Британской метеорологической службы, был 1990-й год. Однако до настоящего времени ученые не могут сказать наверняка, является ли подобное потепление климата тенденцией под воздействием парникового эффекта или же это всего лишь естественные колебания.
До сих пор неясно, являются ли указанные параметры потепления климата действительно статистически значимыми. Так, например, некоторые исследователи отмечают, что данные, характеризующие потепление климата, существенно ниже показателей, рассчитанных с помощью компьютерных прогнозов на основе данных об уровне выбросов в предшествовавшие годы. Ученые знают, что некоторые типы загрязнителей на самом деле могут замедлять процесс потепления путем отражения в космическое пространство ультрафиолетовых лучей.
Так что вопрос о том, происходит ли последовательное изменение климата или же эти изменения носят временный характер, маскирующий долговременное воздействие возрастающих парникового эффекта и разрушения озонового слоя, является дискуссионным. Хотя на статистическом уровне мало доказательств того, что потепление климата — устойчивая тенденция, однако оценка потенциальных катастрофических последствий потепления климата вызвала всеобщие призывы к принятию предупредительных мер.
Возникновение парникового эффекта: степень ответственности промышленно развитых и развивающихся стран
Очевидная причина возникновения парникового эффекта — использование традиционных энергоносителей промышленностью и автомобилистами. К менее очевидным причинам можно отнести сведение лесов, скотоводство, чековую культивацию риса, переработку отходов, а также добычу угля. Значительно способствуют увеличению парникового эффекта хлорфторуглеводороды, углекислый газ, метан, окислы серы и азота.
Однако наибольшую роль в этом процессе играет все же углекислый газ, поскольку у него относительно длительный жизненный цикл в атмосфере и во всех странах его объемы непрестанно нарастают. Источники CO2 могут быть разделены на две большие категории: промышленное производство и прочие, составляющие соответственно 77% и 23% общего объема его выброса в атмосферу. На всю группу развивающихся стран (примерно 3/4 мировой численности населения) приходится менее 1/3 общего объема промышленных выбросов CO2.
Если мы исключим из этой группы стран Китай, то этот показатель снизится примерно до 1/5. Поскольку в более богатых странах уровень доходов, а соответственно и потребления выше, то и объем вредных выбросов в атмосферу на душу населения также значительно выше. Например, уровень выбросов на душу населения в США более чем в два раза превышает среднеевропейский, в 19 раз — неафриканский и в 25 раз — соответствующий показатель для Индии.
Хотя доля стран Третьего мира в промышленных выбросах CO2 относительно небольшая, на них приходится практически весь объем его прочих выбросов в атмосферу. Основная причина — применение техники выжигания лесов для вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Показатель объема выбросов в атмосферу по этой статье рассчитывается следующим образом: предполагается, что весь объем CO2 содержащийся в растениях, при сжигании попадает в атмосферу. Подсчитано, что на огневое сведение лесов приходится 25% всех выбросов в CO2 атмосферу.
Наверное, еще большее значение имеет тот факт, что в процессе сведения лесов уничтожается источник атмосферного кислорода. Влажные тропические леса представляют собой важный механизм самовосстановления экосистемы, поскольку деревья поглощают углекислый газ и выделяют в процессе фотосинтеза кислород. Уничтожение тропических лесов уменьшает способность окружающей среды поглощать углекислый газ. Таким образом, именно особенности процесса обработки земли в развивающихся странах определяют столь значительный вклад последних в повышение парникового эффекта.
Осознание этого факта привело к усилению давления на руководство стран Третьего мира с целью ограничения процесса сведения тропических лесов. Хотя в долгосрочной перспективе в сохранении лесов заинтересованы все, выполнение этой задачи в краткосрочном периоде затрудняет ряд международных и страновых экономических факторов.
Падение цен на сырье и потребность в иностранной валюте. Основная масса сохранившихся тропических лесов по стечению обстоятельств расположена в странах с наиболее высоким уровнем внешней задолженности, в которых вследствие низких цен на товары национального экспорта произошло значительное снижение экспортных доходов. Для увеличения валютных поступлений с целью обеспечения обслуживания внешнего долга эти страны вынуждены наращивать экспорт сырья в условиях вялого рынка и минимально низких цен.
Поскольку эластичность спроса по цене на сырье развивающихся стран, как правило, низка, их попытки увеличить объем реализации на мировом рынке приводят к дальнейшему снижению цен, убивая все надежды на рост валютной выручки. Экспорт леса является важным источником валюты в ряде развивающихся стран с большим объемом внешней задолженности, поэтому ухудшение условий торговли может привести к увеличению масштабов вырубки леса и тем самым снизить цены на лес значительно ниже уровня реальной общественной стоимости лесов.
Снижение товарных цен на мировых рынках может подорвать прибыльность многих экспорториентированных отраслей промышленности. Поэтому стремящиеся к получению валюты правительства стран Третьего мира часто прибегают к субсидированию экспортного производства. Иногда подобные меры наносят огромный ущерб окружающей среде, вызывая тем самым значительные потери для национального государства, как это было, в частности, с многими субсидируемыми государством животноводческими фермами и концессиями на вырубку леса.
Экономический застой в 1980-е годы. Переживаемые промышленно развитыми странами в 1980-х гг. застойные явления в экономике с еще большей силой сказались на экономике развивающихся стран. В странах с высоким уровнем внешней задолженности, где сосредоточены влажные тропические леса, впервые за 40 лет рост численности рабочей силы превысил темпы экономического роста. Этот факт, наряду с усилением неравенства в распределении земель, привел к падению заработной платы в городах, замедлению темпов миграции в них сельского населения, а также к увеличению числа безземельных крестьян.
Так, в Бразилии годовые темпы роста численности рабочей силы в сельском хозяйстве в 1981—1984 гг. составляли 4% (сравним с 0,6% в 1971—1976 гг.). Одновременно с этим реальная заработная плата в аграрном секторе в 1981—1985 гг. сократилась почти на 40%. Несмотря на то, что почвы влажных тропических лесов малопродуктивны, для многих бедняков в сельской местности это единственная возможность как-то добыть средства к существованию. Таким образом, все попытки правительства запретить вовлечение в сельскохозяйственный оборот земель под тропическими лесами обречены на неудачу до тех пор, пока оно не продемонстрирует готовность к проведению широких земельных реформ и не создаст альтернативных производственных возможностей.
Использование тропических лесов в качестве дополнительного источника земли, пусть даже с предельной продуктивностью и пригодной лишь для временного возделывания, предотвращает политическую конфронтацию, ведущую обычно к реформам. Правительства ряда стран Третьего мира поощряют использование земель под тропическими лесами путем передачи титула собственности работникам, осуществившим расчистку участков, или с помощью специальных миграционных программ. Подобная политика не требует серьезных затрат и является альтернативой более однако фундаментальным реформам, способствующим развитию.
Хотя с точки зрения долгосрочной перспективы последние более желательны и необходимы, государственные чиновники, ощущающие нехватку финансовых средств и давление в сторону уменьшения государственных расходов, могут не желать либо быть не в состоянии осуществлять программы, ориентированные на развитие. Кроме того, с политической точки зрения проще осуществить миграционную политику, поскольку любое долговременное продуктивное решение проблем безземельного крестьянства и снижение уровня бедности требуют проведения земельных реформ. Правительства, препятствующие захвату участков под влажными тропическими лесами, но не обеспечивающие проведение эффективных программ развития сельских районов, скорее всего ожидает перспектива нарастания политической нестабильности.
Зависимость от традиционных топливных ресурсов. Основная масса вырубаемых в странах Третьего мира лесов используется для бытовых целей. Дрова составляют 89% топливных ресурсов в странах Африки, 70% — в Южной Америке и 74% — в Азии. Для большинства бедняков развивающихся стран, не являющихся нефтеэкспортерами, эти традиционные топливные ресурсы — основной источник энергии. Введение запрета на использование древесины потребует увеличения импорта дорогостоящего топлива. Отказ от традиционных топливных ресурсов приведет к росту расходов иностранной валюты и потребует предоставления дешевого альтернативного энергоносителя мелким фермерам, применяющим в повседневном быту в качестве топлива древесину.