Во всех наших политических дискуссиях мы, как правило, упоминали один из наиболее критикуемых недостатков процесса развития: препятствие, связанное с недостатком административных способностей у государственных (да и у частных) организаций, которое часто превращается в тормоз экономического развития. Многие наблюдатели согласились бы, что управленческие и административные способности являются самым крупным дефицитным государственным ресурсом в странах развивающегося мира.
Проблема заключается не только в недостатке профессиональной подготовки или опыта. Она также связана с политической нестабильностью во многих странах Третьего мира. При постоянной смене власти заботы об эффективности и общественном благосостоянии, вероятно, уступают место политической лояльности. Более того, чем большую группу официальных лиц вовлекает смена власти, тем труднее сохранять преемственность в формировании и проведении политики.
Маловероятно, что государственная администрация будет эффективно выполнять свои функции, когда ставится под сомнение главенство закона, когда происходят общественные беспорядки или существуют разногласия по основным вопросам. Острые ситуации, возникающие в результате классовых, национальных и религиозных конфликтов внутри общества, обычно отражаются на управлении и деятельности правительственных учреждений и государственных органов. В традиционном обществе, где сильны родственные связи и не укоренились прочно идеи государственности и служения обществу, нереально рассчитывать на формирование системы оценки по заслугам. Там, превалируют религиозные, трансцендентальные ценности и традиционные мотивы, забота об общественном благе не выглядит привлекательной.
Правительства многих развивающихся стран могут не уделять должного внимания таким задачам, как: устранение влияния традиционных элитарных групп, национализация гражданских служб, реализация правильной идеологической линии, учет и поддержка нормального развития этнических отношений, отражение интересов национальных меньшинств. Большая часть правительств имеет традиционную иерархическую структуру. Но некоторые пытаются формировать обратные иерархические структуры (снизу вверх), создавая временные, многоступенчатые образования (взаимодействие с внешними организациями), применяемые для привлечения опыта и знаний со стороны.
Штаты бюрократических систем практически всех слаборазвитых стран чрезмерно переполнены внизу и сильно недоукомплектованы наверху. Они испытывают тяжелый хронический недостаток в образованных компетентных работниках, способных принимать самостоятельные решения. Чем больше образуется государственных и полугосударственных организаций — государственных предприятий и национализированных отраслей, квазигосударственных организаций, корпораций развития и центров профессионального обучения, тем тоньше квалифицированная прослойка менеджеров.
Большинство экспериментов с национализированными производствами были губительны с экономической точки зрения и вызвали напряженность во всех центральных государственных службах. Кадровые государственные службы обычно не отвечают возросшим требованиям менеджмента на промышленных предприятиях. Параллельные кадровые системы лишь отягощают систему государственных служб, отвлекают специалистов, ведут к различным условиям деятельности для различных ведомств, порождают дефицит кадров и моральные проблемы. Принятие на работу компетентных менеджеров, обладающих специальными техническими знаниями, часто соотносится с политическими соображениями. Одним словом, во многих случаях национализация стала дополнительным финансовым бременем для государственных бюджетов.
Когда говорят о серьезных проблемах государственной власти в странах Третьего мира, наряду с организационными и политическими проблемами государственного управления, наиболее часто упоминают действительную трудность эффективного управления сложной современной экономической системой. В качестве яркого примера проблем управления можно привести случай с железной дорогой Тазара, проходящей через Танзанию и Замбию.