Некоторые политические подходы


Какова же должна быть в отношении этих общих целей и задач экономическая и социальная политика правительств развивающихся и развитых стран и соответствующих международных учреждений, чтобы добиться устойчивого снижения темпов роста населения?

Три направления политики могут оказать серьезное (прямое и косвенное) воздействие на настоящее и будущее благополучие человечества:

  1. Общая и специфическая политика правительств развивающихся стран, которая может повлиять на рост и распределение населения (и даже контролировать).
  2. Общая и специфическая политика правительств развитых стран по снижению избыточного потребления мировых ресурсов и более справедливому распределению достижений мирового экономического прогресса.
  3. Общая и специфическая политика правительств развитых стран и международных учреждений по оказанию помощи развивающимся странам в решении их демографических проблем.

Рассмотрим каждое из этих направлений

Что могут сделать развивающиеся страны

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что размеры спроса на детей на уровне семьи определяются в наибольшей степени концепцией развития. Таким образом, правильная политика развития является решающей при переходе от быстро к медленно растущему населению.

Цели такой политики состоят в ликвидации абсолютного обнищания; уменьшении неравномерного распределения доходов, в расширении возможностей получить образование, особенно для женщин; росте занятости как мужчин, так и женщин; в распространении достижений современной профилактической медицины (в первую очередь обеспечение сельской и городской бедноты чистой питьевой водой и средствами гигиены); в заботе об улучшении здоровья матерей и детей с помощью более полноценного и правильного питания, что необходимо для снижения детской смертности; создании систем более справедливого распределения других социальных услуг среди широких слоев населения.

Повторим еще раз, демографическая проблема вызвана не количеством людей в Третьем мире и не неосмотрительностью родителей, а пронизывающей все общество нищетой и низким уровнем жизни; именно они делают большие семьи и рост населения экономически выгодными.

И хотя именно такая всеохватывающая, требующая длительного времени для своего осуществления политика развития необходима для окончательной стабилизации численности населения, существуют некоторые специфические виды политики, которые правительства развивающихся стран могут применить, чтобы снизить темпы рождаемости в более короткое время.

Осуществление контроля за рождаемостью возможно шестью способами.

С помощью средств массовой информации и через системы образования для взрослых и детей убеждать людей в преимуществах небольших семей.

Осуществлять программы планирования семьи, обеспечивая население контрацептивами и медицинскими услугами, чтобы добиться от людей нужной линии поведения. Широко рекламируемые, субсидируемые и поддерживаемые официальными властями программы реализуются в настоящее время в 47 странах Третьего мира. Только несколько крупных стран (Мьянма, Эфиопия, Нигерия и Заир) не имели таких программ.

С помощью экономических рычагов побуждать людей иметь меньшие семьи; например, посредством упразднения или сокращения денежных пособий и отпусков по уходу за детьми или введением денежных штрафов для тех, кто имеет детей больше определенной нормы; принятием систем пенсионного обеспечения и законов, запрещающих использование детского труда до достижения определенного возраста; повышением платы за школьное обучение и упразднения субсидий на обучение в средней и высшей школе; введением системы прямых денежных субсидий малым семьям. В той или иной форме программы ограничения размеров семьи осуществляются сейчас более чем в 30 странах, но особенно интересен опыт Сингапура, Индии, Тайваня, Южной Кореи и Китая. Например, в Сингапуре государственное жилье распределяют, не учитывая размеры семьи.

Кроме того, оплачивается отпуск матери по уходу за детьми максимум до второго ребенка, размеры пособий ставятся в зависимость от количества детей в семье, предоставляются налоговые льготы семьям с третьего (раньше — с пятого) ребенка. В 1984 г. здесь пошли еще дальше — преимущество при принятии в школу имеют дети матерей с высшим образованием, что поставило в невыгодные условия женщин без образования, имеющих более двух детей. Предполагалось, хотя это и не бесспорно, что нужно помогать женщинам с образованием, которые теоретически должны иметь более смышленых детей, и побуждать женщин без образования воздерживаться от рождения большого числа детей.

В Индии в середине 70-х годов на чайных плантациях проводили эксперимент: открывали накопительные сберегательные счета работницам до их беременности. Вклады были дифференцированны в зависимости от количества детей, и счет мог быть аннулирован, если женщина рожала слишком часто. Накопленные сбережения (своего рода пенсия) выплачивались женщинам при достижении ими 45-летнего возраста вместо пособия на детей. Сегодня в северной Индии женщинам (или чаще их мужьям) выдается денежное вознаграждение за стерилизацию. На Тайване в сельской местности открываются в банках счета для молодых пар, чтобы они могли заплатить за будущее обучение первых двух детей. Однако при рождении третьего ребенка часть этих денег конфискуется.

Деньги конфискуются полностью, если родится четвертый ребенок. Программа явно предназначена для того, чтобы стимулировать семьи иметь меньшее количество более образованных детей. В Южной Корее также начала действовать национальная система вознаграждений и санкций, способствующая уменьшению размеров семьи. Она предусматривает льготы в получении образования и бесплатное медицинское обслуживание семьям, имеющим двух детей, при условии, что один из родителей стерилизован.

В Китае используется наиболее полный ассортимент побудительно-принудительных мер для сокращения рождаемости. В 1980 здесь была начата новая жесткая кампания, имевшая целью довести в течение 10 лет среднегодовой коэффициент рождаемости до 1%. Строгие, зачастую драконовские меры для достижения этой цели были введены в 1982—1983 гг., когда китайское правительство выбрало политику "один ребенок в семье". Социальное и политическое давление включало требование, чтобы женщины обращались в местные органы власти за разрешением иметь ребенка. Первые роды по заведенному порядку санкционировали, вторые же разрешали только в случае, если первый ребенок родился ущербным или если женщина вышла замуж во второй раз.

Экономическое давление состояло в том, что семьям с одним ребенком предоставлялись преимущества в получении жилья, медицинского обслуживания и образования. Матерей двоих и более детей не повышали по службе, взимали с них штрафы, иногда более чем в 10 раз превышавшие годовой доход на душу населения. Такая суровая политика и предпочтение детям мужского пола привели к тому, что появились сообщения о тревожащем росте числа убийств новорожденных девочек. Первые результаты, казалось, подтверждали, что многие из этих экономических и социальных экспериментов достигли своей цели.

В середине 70-х годов в Индии также осуществлялась большая программа, которая предусматривала прямые выплаты наличными, выдачу транзисторных приемников и даже бесплатных билетов на матчи чемпионата мира по футболу мужчинам, которые согласятся подвергнуться стерилизации. Но программа не получила поддержки, что задержало отдачу от деятельности правительства по планированию размеров семьи на несколько лет. Результаты новой китайской программы по контролю за численностью населения представляются еще более неопределенными.

Только время покажет, стоило ли добиваться с помощью такого жесткого социального и экономического давления минимальных размеров семьи (один ребенок), стоило ли ломать традиционные семейные нормы и представления о значимости детей в семье. Сопротивление этой политике в сельских районах, где все еще проживает 80% населения, было явным и носило всеобщий характер; и когда в августе 1988 г. китайское правительство с удивлением обнаружило, что численность населения страны уже превышает 1,1 млрд., было решено умножить усилия для того, чтобы один ребенок в семье стал нормой и для города, и для деревни.

Страны могут попытаться переориентировать население на отток из городов в сельскую местность путем ликвидации дисбаланса в экономических и социальных возможностях города и деревни. Как мы увидим, в современных стратегиях развития стран Третьего мира аграрным программам уделяется все большее внимание в связи с тем, что они призваны обеспечить более сбалансированное распределение населения.

Правительства могут пытаться заставить людей иметь меньшие семьи с помощью законодательства, различного рода санкций и штрафов. Однако лишь немногие из правительств решаются на подобные шаги, и не потому, что это несовместимо с моралью и неприемлемо с политической точки зрения, а потому, что это исключительно сложно. Поражение правительства Индиры Ганди на выборах в марте 1977 г. в значительной степени связано с неприятием населением правительственной политики стерилизации.

Возвращение И.Ганди к власти в 1980—1984 гг. объясняется тем, что были даны обязательства не возобновлять политику принудительного контроля над рождаемостью. Современная политика китайского правительства граничит с неприкрытым принуждением.

Никакие усилия не сделают контроль за рождаемостью успешным, если не будут приняты меры по улучшению экономического и социального положения женщин, и пока не будут созданы препятствия для ранних браков и высокой рождаемости. Краеугольный камень любой программы, нацеленной на снижение темпов рождаемости, — это создание рабочих мест для женщин. Перспективы иметь собственный заработок могут заставить женщин отложить брак на более позднее время, давая им возможность стать экономически самостоятельными и, следовательно, с более выгодных позиций выбирать партнера и время замужества. Женщина может уменьшить давление с целью побудить ее к раннему замужеству, внося деньги в бюджет своей семьи.

Собственный источник доходов также укрепляет позицию замужних женщин в семье, уменьшает их материальную зависимость от других членов семьи, прежде всего от мужей. Кроме того, это дает женщинам возможность выбора: иметь ли еще одного ребенка или работать, получая собственный доход. Наличие источников дохода за пределами семьи является реальной альтернативой раннему замужеству и частым беременностям, что чаще всего вызывается недостатком средств. Кроме того, занятость вне дома избавляет женщин от общественной изоляции, мешающей осуществлению программ по планированию семьи. И, наконец, учреждения и производство — это самый удобный плацдарм для распространения нужной информации и социальной поддержки. Исключительный пример эффекта такого подхода дает Китай.

Что могут сделать развитые страны: ресурсы, население и окружающая среда

Если рассматривать проблемы народонаселения с точки зрения перспектив общемировых ресурсов и окружающей среды, особенно важным становится вопрос взаимосвязи между размерами населения и распределением уменьшающихся многих невосполнимых ресурсов. В мире, где немногим более 20% населения ежегодно потребляют 80% мировых ресурсов (в частности, США, где сосредоточено 6% общего числа жителей Земли, потребляют около 40% мировых ресурсов), следует в первую очередь иметь дело не с численностью населения. Необходимо сосредоточить внимание на последствиях крайне неравномерного распределения богатства и доходов, на истощении невосполнимых ресурсов, таких, как нефть, некоторые металлы, другие виды сырья.

Что касается продуктов питания, то здесь зерновые — пшеница, кукуруза, рис — доминируют и, потребляемые в чистом виде, составляют 52% рациона человека. Потребляемые кроме того и косвенно (зерно скармливается домашнему скоту для производства говядины, мяса домашней птицы, свинины и баранины, молока, сыра и яиц), зерновые оставляют далеко позади все другие продукты питания. Более 70% мировых посевных площадей используется для производства зерна. Прямо и косвенно среднестатистический житель Северной Америки потребляет зерновых (а также всего, что необходимо для их производства — земли, удобрений, воды) в пять раз больше, чем его собрат в Индии, Нигерии или Колумбии.

Что касается энергии — второго жизненно важного для современного общества ресурса, то в среднем американец потреблял в 1990 г. топлива (нефти, угля, атомной и гидроэнергии) в 25 раз больше, чем бразилец, в 60 раз больше, чем индиец, в 191 раз больше, чем нигериец, и в 351 раз больше, чем житель Эфиопии! Использование этих видов энергии для личных автомобилей, бытовой техники (начиная с кондиционеров и кончая электрическими зубными щетками) означает, что развитые страны являются "основными поставщиками" углекислого газа в атмосферу, вызывающего появление озоновых дыр и парниковый эффект. Это означает также уменьшение возможностей бедных фермерских семей в развивающихся странах, так как они вынуждены платить больше за удобрения и другие материалы, необходимые для повышения урожайности.

Можно привести множество примеров неравномерного использования мировых ресурсов и их расточительности в богатых странах. Поэтому любая широкомасштабная программа, призванная улучшить баланс между ресурсами и численностью населения посредством ограничения роста населения в Третьем мире с помощью социальных мер и планирования размеров семьи, должна также включать обязательства богатых стран систематически снижать свои потребности и упрощать стиль жизни. Это способствовало бы высвобождению ресурсов, которые бедные страны могли бы использовать для социального и экономического развития и, тем самым, для снижения темпов роста населения.

Есть еще один вид внутренней политики, которой богатые страны могли бы следовать (хотя и не применяют ее) для смягчения современных демографических проблем, — либерализация законодательства в отношении миграции неквалифицированных рабочих и их семей из Африки, Азии и Латинской Америки в Северную Америку, Европу, Японию и Австралию. Международная миграция крестьян из Европы в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию в XIX и в начале XX веков была основным фактором ослабления демографического пресса и экономического развития в странах Европы. Сегодня такого выхода у стран Третьего мира нет.

Совершенно ясно, что малонаселенные регионы мира и многие страны, где недостает трудовых ресурсов, выиграли бы в экономическом плане в результате международной миграции, а эффект для развивающихся стран был бы огромным. Например, по оценкам, которые были сделаны недавно ООН, законодательство, препятствующее международной миграции из стран Третьего мира в Первый, обходится развивающимся странам по меньшей мере в $ 250 млрд. в год.

Как развитые страны могут помочь развивающимся в осуществлении демографических программ

Существует много путей, которыми правительства богатых стран и международные организации могут содействовать правительствам развивающихся стран в достижении целей их демографической политики в кратчайшие сроки. Самое главное здесь — это готовность богатых стран искренне помочь бедным странам в их стремлении к развитию. Такая поддержка состоит не только в финансовой помощи, но также и в улучшении торговых отношений, передаче наиболее подходящих технологий, в создании местных научно- исследовательских организаций, в усовершенствовании политики ценообразования в мировой торговле, в более равномерном потреблении природных ресурсов.

Есть еще два вида деятельности, способствующих снижению рождаемости, где правительства богатых стран и международные организации могут сыграть важную роль. Во-первых, научные исследования в области технологии ограничения рождаемости: разработка различных видов контрацептивов, процедуры добровольной стерилизации и, особенно в Африке, эффективных противозачаточных мер для молодежи, не достигшей совершеннолетия. Такие исследования продолжаются в течение многих лет, почти все они финансируются международными организациями, частными фондами и агентствами помощи развитых стран. Дальнейшие усилия по повышению эффективности контрацептивов должны сопровождаться работой по минимизации риска для здоровья применяющих их людей.

Второе направление состоит в финансовой поддержке программ планирования семьи, систем образования и научных исследований в развивающихся странах. Это всегда было приоритетным направлением помощи развитых стран в вопросах народонаселения. Затраты на эту деятельность выросли с 2 млн. в 1960 г. до 3 млрд. долл. к началу 1980-х. Остается, однако, открытым вопрос, не могут ли эти средства (особенно те, которые идут на поспешные, неотработанные программы планирования семьи) использоваться более эффективно для повышения жизненного уровня беднейших слоев населения развивающихся стран. Как мы видели, значение умозрительных программ планирования семьи невелико, если у людей нет стимулов сокращать ее размеры.