Экономика Мексики


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Мехико

Площадь 1 973000 кв.м.

Население — 87,7 млн.человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 2490 долл (1990 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 2,0% (1980-1990 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения - минус 0,9% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП - 9% (1990 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1 000 живорожденных) — 47 (1992 г.)

Ежедневное потребление калорий на душу населения - 3138 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 100 % (1992 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) - 10% (1985г.)

Индекс развития человека — 0,80 (высокий) (1990 г.)

Мексика, территория которой составляет почти 2 млн. кв.км, — третья (после Бразилии и Аргентины) крупнейшая страна Латинской Америки. На севере она граничит с Соединенными Штатами Америки, на юге — с Гватемалой и Белизом. Завоевание Империи ацтеков испанскими конкистадорами в 1519 г. положило начало трехсотлетней истории колониального рабства Мексики. Испанцы оказали сильное влияние на язык, религию, экономику и политику страны.

Разразившаяся в начале XIX в. Война за независимость привела к хаосу и разрушениям. Именно в этот период Мексика утратила половину своей территории, захваченную Соединенными Штатами. Идеи национализма, распространенные с давних времен среди населения, получили мощный импульс в ходе революции в начале XX в. Ее лидеры боролись за проведение земельной реформы, национализацию компаний, находившихся в собственности Соединенных Штатов, и достижение социальной справедливости.

Подобно Бразилии, Мексика относится к новым индустриальным странам с богатыми природными ресурсами и значительным экономическим потенциалом. По масштабам экономики она занимает пятнадцатое место в мире и является четвертым крупнейшим нефтеэкспортером. Мексика располагает мощной промышленной базой, продуктивными сельскохозяйственными угодьями и огромным потенциальным рынком в США для товаров национального экспорта. Однако перед Мексикой стоят те же проблемы, что и перед Бразилией: высокие темпы роста населения, массовая нищета, крайнее неравенство в доходах, высокая безработица (особенно в городах) и огромный внешний долг.

В силу благоприятно сложившейся для страны конъюнктуры экономика переживала бурное развитие во время Второй мировой войны и в 40-е гг. Развитие национальной промышленности в этот период также стимулировалось возросшим внутренним спросом, формировавшимся государством в процессе осуществления стратегии импортзамещения и введения контроля над импортом. Соединенные Штаты Америки были в прошлом и являются до настоящего времени крупнейшим торговым партнером Мексики. В течение первых трех послевоенных десятилетий экономика получала роста в основном от развития промышленности северного соседа.

Столь бурное экономическое развитие требовало адекватного финансирования, что обеспечивалось наращиванием сельскохозяйственного экспорта. К 1974 г. Мексика превратилась в индустриальную державу. Доля промышленных товаров в экспорте составила 50%, а продукции сельского хозяйства снизилась до 39%. Однако в конце 70—начале 80-х гг., после обнаружения крупных запасов нефти и природного газа, а также второго нефтяного шока, появилась возможность финансировать развитие национальной промышленности за счет возросших нефтяных доходов.

Чрезмерные государственные расходы вызвали огромный дефицит государственного бюджета и высокие темпы инфляции. С целью увеличения доходов от экспорта нефти в условиях неэластичного спроса правительство искусственно завышало курс песо. Но подобная политика негативно сказалась на других товарах национального экспорта, спрос на которые являлся эластичным, поскольку они стали менее конкурентоспособными на мировом рынке. К 1980 г. доля нефтяных доходов в экспортной выручке Мексики составляла 75%.

В 1982 г. в стране начался резкий спад производства и разразился финансовый кризис, вызванный целым рядом причин, в числе которых можно отметить возросший дефицит госбюджета, ухудшение торгового баланса, общий экономический спад в про- мышленно развитых странах, перенасыщенность мирового нефтяного рынка, растущую внешнюю задолженность и истощение валютных резервов. Для сбалансирования экономики проводилась политика жесткого ограничения государственных расходов, а также была осуществлена девальвация песо.

С помощью МВФ Мексике удалось урегулировать отношения с 530 кредиторами. Утечка капитала из страны вследствие утраты доверия к национальной валюте — песо — еще более обострила все указанные проблемы.

Начиная с 1982 г. Мексика осуществила несколько программ по реструктуризации долга зарубежным банкам, что дало ей возможность добиться отсрочки в погашении задолженности и снижения процентных ставок. Значительная доля экспортных валютных поступлений пошла на обслуживание долга, хотя в иных условиях могла бы быть использована на цели развития.

Несмотря на высокие темпы роста экономики в 50—60 гг., распределение дохода и богатства было и по-прежнему остается крайне неравномерным. По данным Всемирного банка, на 10% наиболее обеспеченных слоев населения приходится 40,6% национального дохода, в то время как беднейшие 20% получают лишь 2,9%.

Начиная с 1973 г., когда темпы роста населения страны составили 3,4%, мексиканское руководство осуществляет политику ограничения роста населения. В результате предпринятых усилий к 1990 г. удалось снизить этот показатель до 2%. Хотя эту кампанию можно было бы назвать образцовым вариантом осуществления программы планирования семьи, экономическое развитие Мексики по-прежнему будет сдерживаться инерционным характером последствий бума рождаемости, поскольку с течением времени возрастут расходы, связанные с образованием, увеличением занятости и социальным обеспечением подрастающего поколения.

Еще одна важная проблема — высокие темпы урбанизации. Сельские мигранты заполонили города в поисках более высокой оплаты труда в современных секторах производства. В настоящее время в городах проживает более 70% населения страны. По некоторым оценкам, Мехико-сити, население которого в 1992 г. составляло 20 млн. чел., может в недалеком будущем превратиться в крупнейший в мире мегаполис Правительство Мексики предпринимало усилия по децентрализации промышленности и переносу части производств в сельские районы. Однако эти попытки не увенчались успехом, и крестьяне по-прежнему устремляются в столицу, подстегиваемые иллюзорной надеждой на получение работы. Некоторые преуспевают в этом, но многие устремляются далее на север и пытаются пересечь границу и найти работу в США. Нелегальная эмиграция в США поглощает значительное количество "избыточного" населения Мексики.

В последние годы руководство страны предприняло активные усилия для структурной перестройки национальной экономики. Осуществление строгой кредитно-денежной и фискальной политики, а также стабилизационной программы позволило снизить темпы инфляции с более чем в 1987 г. до 10% в 1991 г. Рыночно-ориентированные реформы способствовали повышению темпов роста реального ВВП с 2% в 1987 г. до 4% в 1990 г. Постепенно уменьшается зависимость Мексики от экспорта нефти: в 1990 г. ее доля в экспорте составляла лишь 34% по сравнению с 75 % в 1982 г.

Правительство пыталось решить финансовые проблемы осуществлением приватизации, предоставлением большей свободы действий предприятиям, находящимся в государственной собственности, прекращением субсидирования нерентабельных предприятий, резким сокращением тарифных ставок. Дефицит госбюджета сократился с 17% ВВП в 1987 г. до 2% в 1991 г. Если в 1982 г. в собственности государства находилось предприятий, то к концу 1990 г. их оставалось лишь 452. Реальные ставки процента по краткосрочным займам к середине 1991 г. упали до 9%, тогда как годом ранее они составляли 30%.

Мексика стала первым государством, которое в 1989 г. в рамках плана Брейди, инициированного США, добилось сокращения своей задолженности зарубежным коммерческим банкам. Реализация этого плана позволила уменьшить внешний долг со 107 млрд. долл. в 1987 г. до 97 млрд. долл. в 1990 г. Все это укрепило доверие деловых кругов и способствовало возвращению на родину экспатриированного ранее национального капитала. Одной из наиболее значительных акций мексиканского руководства явилось участие в Североамериканской зоне свободной торговли (НАФТА) наряду с Канадой и Соединенными Штатами Америки. Этим шагом правительство Мексики рассчитывает привлечь в национальную экономику частных иностранных инвесторов. Ожидалось, что участие в НАФТА может способствовать созданию уже к 1995 г. 600 тыс. новых рабочих мест.

Будущее Мексики зависит от того, в какой степени ей удастся диверсифицировать национальное производство, мобилизовать усилия на выплату огромного внешнего долга, ограничить импорт и удерживать контроль над инфляцией путем осуществления жесткой фискальной и кредитно-денежной политики. В то же время правительство должно вести борьбу с бедностью, обеспечивать работой быстро растущую рабочую силу и препятствовать миграции населения из сельских районов в города. Безусловно, это трудная, однако посильная задача.