Три главные ценности развития


Возможно ли сформулировать в рамках концептуального подхода, что мы имеем в виду, когда говорим, что развитие есть устойчивое движение всего общества и социальной системы к лучшей, более цивилизованной жизни? Что такое хорошая жизнь — такой же древний вопрос, как философия и само человечество; периодически ответ на него заново пересматривается вместе с меняющимися условиями жизни мирового сообщества. Для стран Третьего мира в 90-х гг. он совсем не обязательно такой же, каким был в прошедших десятилетиях.

Но мы согласны с профессором Гуле и другими учеными, что концептуальную основу и руководство к действию понятия "развитие" составляют, по меньшей мере, три важнейших компонента: обеспечение элементарных условий существования, самоуважение и свобода. К достижению этих общих целей стремятся как отдельные люди, так и общества. Почти во все времена и во всех обществах и цивилизациях они рассматривались как фундаментальные потребности человека. Остановимся на них подробнее.

Способность обеспечить основные потребности

К основным потребностям относятся предметы и условия, без колодах невозможна жизнь человека: пища, жилище, здоровье и безопасность. Отсутствие острый дефицит одного из этих компонентов имеют своим следствием состояние "абсолютной слаборазвитости". Поэтому главной целью экономической деятельности является создание для максимально возможного количества людей условий, когда они могли бы успешно противостоять угрозе голода, потери жилища и здоровья. С подобных позиций экономическое развитие представляет собой необходимое условие для улучшения качества жизни — развития в полном значении этого слова. Отдельные люди и все общество не смогут реализовать свой потенциал без постоянного и устойчивого экономического прогресса. Несомненно, "надо иметь достаточно, чтобы идти вперед". Повышение дохода на душу населения, устранение абсолютного обнищания, увеличение занятости и сокращение неравенства являются необходимыми, но недостаточными условиями для развития.

Самоуважение: быть личностью

Второй компонент нормальной жизни — самоуважение, чувство своей востребованности, а также уверенность, что ты не служишь орудием удовлетворения чуждых тебе интересов. Все народы и общества стремятся к поиску фундаментальных форм самоуважения. Они могут выражаться чувствами аутентичности, идентичности, достоинства, уважения, чести и признания. Характер и форма проявления самоуважения меняются от общества к обществу, от одной цивилизации к другой.

Широкое распространение "модернистских ценностей" развитых стран вызывает серьезное замешательство в странах Третьего мира, обладающих другим набором ценностей, когда они вступают в контакты с экономически и технологически передовыми обществами. Это связано с тем, что в настоящее время процветание страны стало почти единственным и всеобщим ценностным критерием. Из-за значения, придаваемого индустриальными странами материальным ценностям, преуспевающими и заслуживающими уважения считаются лишь "развитые" государства, которые обладают богатством и технологической мощью.

Вновь процитируем профессора Гуле:

Существенно то, что слаборазвитость стала судьбой для большинства населения мира. До тех пор, пока источником уважения не начало считаться материальное благополучие, человек мог не чувствовать себя униженным, даже впадая в нищету. Но, с другой стороны, как только материальное благополучие превратилось в одну из существенных предпосылок представления о лучшей жизни, материально "слаборазвитым" стало очень трудно чувствовать себя достойными и уважаемыми гражданами. Современный Третий мир стремится к развитию, чтобы завоевать уважение, в котором отказано живущим в позорной "недоразвитости" обществам... Развитие было зафиксировано в качестве цели, так как оно важное, если не неизбежное, условие обретения уважения.

Свобода от подчинения: право на выбор

Третьей фундаментальной характеристикой развития является концепция свободы личности. В данном контексте свобода означает способность противостоять враждебным воздействиям материальных и социальных условий окружения, таким, как природные катаклизмы, невежество, влияние других людей, бедствия, общественные институты и догматические воззрения. Свобода включает возможность выбора развития для общества и его членов в качестве социальной цели при минимальных внешних ограничителях. Артур Льюис, подчеркивая связь между экономическим ростом и свободой от подчинения, пишет, что "преимущество экономического роста состоит не в том, что оно делает людей более счастливыми, а в том, что расширяет их возможности выбора.

Богатство усиливает контроль над природой и материальными условиями жизни (например, в результате большего производства продовольствия, одежды, строительства жилья). Оно увеличивает свободное время, позволяет использовать больше товаров и услуг или вообще отрицать приоритетность материальных нужд и посвятить свои усилия духовному совершенствованию. Концепция свободы личности включает в себя (но не исчерпывается ими) такие компоненты политической свободы, как личная безопасность, господство закона, свобода слова, участие в политической жизни общества, равенство возможностей. Некоторые страны, добившиеся выдающихся результатов в экономическом росте (Саудовская Аравия, Чили, Южная Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Индонезия, Турция, Китай и др.), выглядят неважно в Индексе свободы человека Программы развития ООН.

Три цели развития

В любом обществе, каковы бы ни были его представления о "хорошей жизни", цели развития должны включать как минимум три компонента:

  1. Увеличение предложения и большая доступность таких необходимых для поддержания жизни товаров и услуг, как продовольствие, жилище, охрана здоровья и безопасность.
  2. Повышение уровня жизни, включающее наряду с ростом доходов увеличение числа рабочих мест, качественное образование, большее внимание культурным и гуманитарным ценностям. Такой комбинированный подход способствует росту материального благосостояния, личного и национального самосознания.
  3. Предоставление личности и обществу в целом больших возможностей выбора в экономике и социальной сфере, с тем чтобы ослабить их подчинение и зависимость от других людей и стран, защитить от страданий и невежества.