Налоговая политика в интересах развития


Большая часть мер по стабилизации направлена на снижение правительственных расходов с целью сбалансирования бюджета. Но бремя мобилизации ресурсов для финансирования важных проектов общественного развития должно лежать на доходной части бюджета. Государственные внутренние и иностранные займы могут восполнить частично недостаток сбережений. В конечном счете, правительство должно строить планы развития, исходя из своих возможностей эффективного и справедливого сбора налогов. В отсутствии хорошо организованных и локально контролируемых денежных рынков большая часть развивающихся стран для стабилизации экономики и мобилизации внутренних ресурсов была вынуждена прежде всего опираться на инструменты налоговой политики.

Прямое и косвенное налогообложение

В большинстве развивающихся стран прямые налога — налоги на доходы физических лиц и корпораций и налоги на собственность — обычно составляют от 20 до 30% совокупных налоговых поступлений и от 12 до 20% ВНП. Косвенные налоги, такие, как экспортные и импортные пошлины, акцизы (налоги на продажи и покупки, налог с оборота), составляют главный источник финансовых доходов. В таблице показаны налоговая структура и источники доходов 22 развивающихся стран, а в следующей таблице представлен более детализированный структурный анализ развивающихся стран, сгруппированных по размеру дохода. В таблице на примере 12 развивающихся стран показано, как налоговое бремя распределяется между различными группами населения. Отметим, что налоговые системы (и прямые и косвенные налоги) во многих странах Третьего мира далеко не прогрессивны. В некоторых, таких, как Мексика, они могут быть в высшей степени регрессивны (низкодоходные группы выплачивают большую долю своих доходов в виде налогов, чем высокодоходные группы).

Традиционно налогообложение в развивающихся странах преследовало две цели.

- Налоговые льготы и аналогичные фискальные поощрения считались средством стимулирования частных предприятий. Такие льготы и стимулы обычно предоставлялись иностранным частным инвесторам с целью заинтересовать их в размещении своих предприятий в менее развитых странах. Подобные налоговые стимулы действительно могут увеличить приток ресурсов частных иностранных инвесторов, но, в целом выгоды от создания таких особых условий для иностранных фирм не очевидны.

- Мобилизация ресурсов для финансирования государственных расходов имеет более важное значение. Какая бы политическая или экономическая идеология не преобладала в слаборазвитой стране, ее экономические и социальные программы зависят главным образом от способности правительства генерировать достаточное количество доходов для финансирования программ расширения необходимых, но не приносящих доходов общественных услуг (здравоохранение, образование, транспорт, средства связи и другие элементы экономической и социальной инфраструктуры). Кроме того, правительства большинства стран Третьего мира принимают непосредственное участие в экономической жизни своих стран, в их владении и под их контролем действуют государственные корпорации и государственные торговые агентства. Взимаемые прямые и косвенные налоги позволяют правительству финансировать инвестиции и текущие расходы этих общественных предприятий, многие из которых часто убыточны.

В 1980-е гг. многие развивающиеся страны столкнулись с проблемой растущего финансового дефицита — государственные расходы значительно превышали государственные доходы Это было следствием как претенциозных программ развития, так и неожиданных внешних потрясений. Растущее бремя долга, падение товарных цен, обострившийся торговый дисбаланс и снижение иностранных частных и государственных инвестиций, наряду с растущим давлением со стороны МВФ, не оставили правительствам стран Третьего мира иного выбора, как проведение жесткой фискальной политики.

Она предполагала снижение государственных расходов (главным образом на социальные услуги) и увеличение доходов посредством более эффективного и полного сбора налогов Вообще потенциал налогообложения страны определяют пять факторов:

  1. Уровень реального дохода на душу населения
  2. Степень неравномерности распределения дохода
  3. Производственная структура экономики и значение различных видов экономической деятельности (например, важность внешней торговли, вес отраслей современного производства, иностранного участия в частных предприятиях, значимость сельскохозяйственного сектора с точки зрения получения дохода, а не только обеспечения необходимыми продуктами питания)
  4. Социальные, политические и институциональные условия и относительное влияние различных групп (например, землевладельцев по сравнению с промышленниками, профсоюзами, сельскими и районными общественными организациями)
  5. Компетентность в административных вопросах, добросовестность и честность правительственных служб по сбору налогов.

Теперь мы рассмотрим основные источники прямых и косвенных государственных налоговых поступлений. Затем обсудим, как можно использовать налоговую систему для реализации модели более справедливого и устойчивого роста.

Подоходный налог с физических лиц и налог на собственность

Подоходные налоги с физических лиц в отношении к ВНП дают гораздо меньше доходов в менее развитых странах, чем в более развитых. Структура подоходного налогообложения в более развитых странах имеет прогрессивный характер: люди с более высокими доходами теоретически выплачивают большую долю своих доходов в виде налогов. Однако на практике уровни налогообложения среднедоходных и высокодоходных граждан в странах, подобных США, отличаются незначительно. Из таблицы видно, что во многих развивающихся странах ситуация аналогична, поскольку для состоятельных граждан существует множество способов избежать налогов. В развивающихся странах многочисленные освобождения от налогов, более низкие ставки на меньшие доходы и вообще низкая собираемость подоходного налога, ведут к тому, что менее 3% населения стран Третьего мира действительно его платят в отличие от 60—80% в развитых странах.

Попытки собирать больше подоходного налога с бедных граждан были бы очень дороги с административной и экономической точек зрения. Но реальность такова, что правительства многих развивающихся стран проявляют недостаточную настойчивость во взимании налогов с очень состоятельных граждан. Господствующая в большинстве стран Третего мира несправедливость в распределении доходов означает, что существуют огромные возможности для роста доходов государства за счет налогообложения богатых слоев населения.

Более того, в странах, где большая часть собственности сконцентрирована в руках немногих и поэтому обладание собственностью является решающим фактором неравных доходов (например, в большинстве стран Азии и Латинской Америки), налоги на имущество могут быть действенным и административно простым способом получения государственных доходов и устранения явной несправедливости в распределении доходов. Но, как можно видеть из таблицы, только в одной из 22 перечисленных стран налог на имущество составляет более 4,2% совокупных налоговых поступлений. Более того, несмотря на многочисленные заявления об уменьшении несправедливости в распределении доходов, доля налогов на имущество, равно как и в целом прямых налогов, в большинстве стран Третьего мира практически не изменилась за последние два десятилетия.

Очевидно, этот феномен нельзя отнести только на счет несостоятельности правительства в сборе налогов: в большей степени он следствие политического и экономического давления крупных землевладельцев и других господствующих классов во многих странах Азии и Латинской Америки. Политическая настойчивость в реализации планов развития должна поэтому подкрепляться умением мобилизовать государственные доходы, предназначенные для финансирования проектов развития, за счет справедливого обложения всех слоев населения. Без соблюдения этих двух условий нереально рассчитывать на успех.

Налоги на доходы корпораций

Налоги на прибыли корпораций (и отечественных и иностранных) составляют в большинстве развивающихся стран менее 3% ВВП по сравнению с 6% в развитых странах. Основная причина, почему эти налоги приносят такие ограниченные доходы в странах Третьего мира, заключается в относительно низкой доле корпоративного сектора в экономике. Возможно, еще более важная причина — предоставление правительствами развитых стран всех видов налоговых стимулов и льгот промышленным и коммерческим предприятиям.

Новые предприятия обычно на длительное время (иногда до 15 лет) освобождаются от налогообложения, а затем могут воспользоваться преимуществами крупных

налоговых скидок на амортизацию инвестиций, особого списания налогов и другими возможностями снижения своего налогового бремени.

Правительства часто оказываются не в состоянии собирать значительные налоги с транснациональных корпораций (ТНК). Действующие здесь предприятия через систему трансфертных цен могут переводить прибыли компаниям- партнерам, расположенным в странах с наименьшим уровнем налогообложения. Когда местный филиал ТНК осуществляет куплю-продажу с компаниями-партнерами, расположенными в других странах, такая сделка производится по внутренним расчетным ценам данной корпорации; на общий показатель прибылей корпорации не влияет цена, которую один филиал платит другому, поскольку расходы одного будут компенсироваться доходами другого.

Например, экспорт ТНК, расположенной в стране с высокими налогами, в филиалы, находящиеся в стране с низкими налогами, может оформляться по заниженным ценам. Благодаря такой практике уменьшаются прибыли корпораций в странах с высокими налогами и увеличиваются в странах с низкими налогами, которые называют налоговыми оазисами. Используя трансфертные цены, ТНК переводят свои прибыли из одной страны в другую, чтобы сохранить налоги и оставить неизменным уровень общей прибыли. Пока существуют налоговые оазисы, практика распределения прибыли в значительной степени ограничивает способности отдельных развивающихся стран увеличивать государственные доходы путем повышения налогов на иностранные корпорации.

Косвенные налоги на товары

Самым крупным источником государственных доходов в развивающихся странах является налогообложение товаров в виде импортных, экспортных и акцизных пошлин и сборов. Такие косвенные налоги, выплачиваемые частными лицами и корпорациями при покупке товаров, относительно легко вводить и собирать. Особенно это справедливо в отношении товаров, являющихся объектом внешней торговли. Они проходят через ограниченное количество портов, операции обычно ведут небольшое число оптовиков. Простота сбора таких налогов — одна из причин, почему в странах, ведущих интенсивную внешнюю торговлю, импортные и экспортные пошлины составляют, как правило, большую долю государственных доходов, чем в странах с менее развитой внешней торговлей.

Например, в странах с открытой экономикой, до 40% ВНП которых формируется за счет внешней торговли, средняя импортная пошлина в размере 25% принесет налоговых доходов на сумму, эквивалентную 10% ВНП. По сравнению с этим в таких странах, как Индия и Бразилия, где экспорт составляет порядка 7% ВНП, та же тарифная ставка дает налоговых поступлений в казну лишь 2% ВНП.

Обсуждая в 14 торговую политику развивающихся стран, мы уже затрагивали импортные и экспортные пошлины, сейчас обратим внимание на еще одну особенность этих налогов, которой часто не придают значения. Импортные и экспортные пошлины, являющиеся крупным источником государственных доходов во многих развивающихся странах, также могут служить эффективным замещением налога на доходы корпораций. В той степени, в которой импортеры не могут переложить все свои расходы по налогам на местных потребителей, импортные пошлины можно рассматривать как налог на прибыли импортера (часто иностранной компании), а местный потребитель платит лишь его часть. Аналогично экспортная пошлина может быть эффективным способом налогообложения прибылей компаний-производителей, включая расположенные здесь транснациональные фирмы, практикующие трансфертные цены. Но экспортные пошлины, являясь источником государственных доходов, не должны превышать уровень, при котором местные производители отказались бы от расширения экспортного производства.

При выборе форм налогообложения товаров, будь то импортные и экспортные пошлины или акцизные сборы на местные товары, чтобы минимизировать затраты на обеспечение максимальных доходов, нужно придерживаться определенных общих экономических и административных принципов: 1) товар должен импортироваться или производиться относительно небольшим числом лицензированных фирм, что облегчает контроль за уклонением от налогов; 2) эластичность спроса товара по цене должна быть низкой, чтобы рост потребительских цен, вызванный ростом налогов, не подорвал совокупного спроса; 3) товар должен иметь высокую эластичность спроса по доходу, т. е. чем выше доход, тем больше налоговых поступлений; 4) в целях справедливости налогообложения следует облагать налогами такие товары, как автомобили, холодильники, импортные деликатесы и современная бытовая техника, которые преимущественно потребляются высокодоходными группами населения, и в то же время освободить от налогообложения товары массового потребления, такие, как основные продукты питания, простая одежда и домашняя утварь, даже если они удовлетворяют трем первым критериям.

Проблемы управления налогами

В конечном итоге способность развивающихся стран аккумулировать налоги для финансирования программ государственных расходов и с помощью налоговой системы влиять на распределение персональных доходов зависит не только от принятия соответствующего налогового законодательства, но, что более важно, от эффективности и честности налоговых властей, которые должны обеспечивать выполнение этих законов.

Как отмечал Николас Калдор три десятилетия назад:

Единственная причина низких налоговых доходов во многих развивающихся странах — невыполнение положений налогового законодательства, являющееся следствием либо неспособности администрации воплотить их в жизнь, либо откровенной коррупции. Ни одно налоговое законодательство, даже тщательно продуманное, не может противостоять тайным сделкам между налоговыми инспекторами и налогоплательщиками: эффективность административных органов, где работают честные люди, является важнейшим условием получения максимальных доходов и полного использования потенциала налогообложения страны.

Таким образом, способность правительств стран Третьего мира взимать налоги с высокодоходных групп населения и сократить до минимума уклонение от налогов местных и иностранных граждан и корпораций будет зависеть от эффективности выполнения налоговой системой двух ее функций — обеспечения уровня государственных доходов, достаточного для финансирования широких программ развития, и перераспределения налогового бремени между обеспеченными и бедными группами населения в целях борьбы с нищетой и несправедливостью в распределении дохода. Многое же будет зависеть от готовности политиков принять и реализовать программы прогрессивного налогообложения.