Финансовые системы и кредитно-денежная политика


Различия финансовых систем развитых и развивающихся стран

В развитых странах кредитно-денежная и финансовая политика и прямо и косвенно играет важную роль в деятельности правительства, направленной на расширение экономической активности в период безработицы и избыточных мощностей, и на сдерживание этой активности в период избыточного спроса и инфляции.

Кредитно-денежная политика оперирует главным образом двумя основными экономическими переменными: денежной массой и уровнем процентных ставок. Думается, что величина денежной массы (наличность плюс счета до востребования в коммерческих банках) напрямую связана с уровнем экономической активности в том смысле, что рост величины денежной массы, дающей населению возможность покупать больше товаров и услуг, способствует росту экономической активности. По сути, это теория монетаризма. Приверженцы этой теории считают, что, контролируя рост денег в обращении, правительства развитых стран могут регулировать экономическую деятельность и осуществлять контроль над инфляцией.

Другой подход к проблеме у последователей кейнсианской теории, которые считают, что увеличение массы денег в обращении увеличивает предложение ссудных капиталов.

Превышение предложения ссудных капиталов над спросом на них ведет к снижению процентных ставок. Поскольку предполагается, что частные инвестиции имеют обратную связь с существующими процентными ставками, предприниматели увеличат свои инвестиции, если процентные ставки снизятся, а кредиты станут более доступны. Возросший объем инвестиций в свою очередь стимулирует совокупный спрос, ведя к более высокому уровню экономического развития (рост занятости и ВНП). Аналогично в период превышающего совокупного спроса и высокой инфляции правительства проводят ограничительную кредитно-денежную политику, направленную на сдерживание роста совокупного спроса посредством снижения массы денег в обращении, уменьшения предложения ссудных капиталов, роста процентных ставок и за счет этого снижения уровня инвестиций и, как предполагается, уровня инфляции.

Хотя такое описание кредитно-денежной политики в развитых странах представляет сложный процесс в очень упрощенном виде, оно выделяет два важных аспекта, отсутствующих в развивающихся странах. Первый — способность правительств развитых стран увеличивать и уменьшать общую массу денег в обращении и повышать и снижать стоимость займов в частном секторе (посредством прямого и косвенного манипулирования процентными ставками) стала возможной благодаря наличию высокоорганизованных, экономически взаимосвязанных и эффективно функционирующих денежных рынков и рынков ссудных капиталов.

Почти беспрепятственно происходит перелив финансовых ресурсов между сберегательными, коммерческими банками и другими контролируемыми правительством государственными и частными финансовыми посредниками. Кроме того, регулирование процентных ставок органами кредитного контроля и рынком посредством спроса и предложения ведет к предсказуемости и относительному единообразию ставок в различных секторах экономики и во всех регионах страны.

В отличие от этого рынки и финансовые учреждения во многих развивающихся странах в высшей степени неорганизованны, часто внешне зависимы и пространственно обо- соблены3. Коммерческие банки многих развивающихся стран являются всего лишь заграничными отделениями крупных банковских учреждений развитых стран. Возможно, поэтому они, подобно транснациональным корпорациям, ориентируются главным образом на положение на внешних кредитно-денежных рынках, нежели на внутренних. Способность правительств стран Третьего мира регулировать массу денег в обращении ограничивается также открытостью их экономик и тем, что аккумулирование доходов в иностранной валюте является значительным, но очень изменчивым источником внутренних финансовых ресурсов. Измерить величину денежной массы трудно, еще труднее ее контролировать. Большинство развивающихся стран сталкиваются с проблемой валютного замещения, когда иностранная валюта служит альтернативным инструментом измерения стоимости и накопления (например, доллары США в северной Мексике).

Еще более важно то, что деятельность коммерческих банков многих менее развитых стран ограничивается размещением дефицитных ссудных средств среди "кредитоспособных" средних и крупных предприятий в современном промышленном секторе. Мелкие фермеры и местные предприниматели и торговцы в формальном и неформальном секторах производства и услуг обычно вынуждены искать финансовые ресурсы в другом месте — иногда у членов своих семей и родственников, но чаще всего у местных ростовщиков и в ломбардах, которые взимают непомерно высокие ставки процента.

Таким образом, большая часть развивающихся стран живет в условиях двойственной денежной системы: небольшой и часто контролируемый извне и испытывающий внешнее влияние организованный денежный рынок с жесткими законодательными ограничениями на максимальный уровень номинальных процентных ставок обслуживает финансовые потребности местных и иностранных предприятий среднего и крупного размеров в современном индустриальном секторе, а на обширный, но хаотичный неорганизованный денежный рынок, неконтролируемый, незаконный и часто ростовщический, вынуждена обращаться большая часть населения с низкими доходами. Это всего лишь отражение дуальной экономической структуры многих слаборазвитых стран и тенденции, умышленной или вынужденной, обслуживать потребности состоятельной элиты, пренебрегая нуждами относительно бедных слоев населения.

Возможным шагом устранения основы для сосуществования организованного и неорганизованного денежных рынков, ликвидации сильного ценового искажения и финансовой либерализации (например, либерализации обменных курсов иностранных валют) могла бы быть отмена искусственно заниженного максимума номинальных процентных ставок на организованном рынке. Более высокие процентные ставки привели бы к увеличению внутренних сбережений, в то время как ориентированные на рынок реальные процентные ставки способствовали бы размещению ссудных средств среди наиболее эффективных проектов. Однако маловероятно, что такая скоординированная либерализация местных финансовых и валютных рынков решит проблему получения кредитов мелкими инвесторами и предпринимателями. Это потребует целенаправленных новых инициатив. Позже в этой главе мы обсудим и реформу финансового рынка, и меры по улучшению условий финансирования неформального сектора экономики.

Второй важный ограничитель применения классической (западной) монетарной теории и политики — допущение о существовании прямой связи более низких процентных ставок с большим объемом инвестиций и выпуска. В странах Третьего мира инвестиционные решения часто не очень чувствительны к изменениям процентных ставок. Кроме того, как мы вскоре обнаружим, ряд крупных и более передовых в плане индустриального развития стран Латинской Америки (например, Бразилия и Аргентина) проводят политику инфляционного финансирования промышленного роста, при которой экспансионистская денежная политика вместе с большим бюджетным дефицитом привели к отрицательным реальным процентным ставкам (темпы инфляции превышают номинальные ставки процента).

Основная идея состояла в том, что искусственно заниженные ставки должны были стимулировать инвестиции и способствовать росту промышленного производства. Но возможны жесткие структурные ограничения предложения (низкая эластичность предложения), препятствующие расширению производства, даже когда спрос на него растет. Эти ограничения включают плохое руководство, отсутствие важных (обычно импортируемых) полуфабрикатов, костную бюрократическую систему, ограничения на лицензирование и полное отсутствие взаимосвязей в промышленном секторе.

Каковы бы ни были причины, структурная замороженность предложения означает, что любой рост спроса на товары и услуги, вызванный ускоренным созданием денег, не будет сопровождаться ростом предложения. Вместо этого повышенный спрос (в данном случае на капитальное оборудование и материалы) только поднимет цены и ускорит инфляцию. В некоторых странах Латинской Америки такая структурная инфляция является хронической проблемой, которая усугубляется более высоким темпом увеличения издержек, связанным с постоянным ростом заработной платы. Рабочие, пытаясь сохранить реальный уровень заработной платы, требуют ее индексации по мере роста цен. Споры о причинах хронической инфляции, ведущиеся долгие годы между латиноамериканскими монетаристами и структуралистами, сохраняют свою актуальность и по сей день.

Тем не менее, несмотря на ограничения, финансовые системы стран Третьего мира остаются неотъемлемой частью всей экономической системы. Так, в условиях серьезной

макроэкономической неустойчивости, характерной для многих стран Латинской Америки (высокая инфляция сопровождается большим бюджетным и торговым дефицитом), они являются основным инструментом любых мероприятий политики стабилизации. Кроме того, финансовые системы обеспечивают ряд необходимых услуг, включая мобилизацию сбережений, размещение кредитов, ограничение риска, страховую защиту и управление валютными средствами. Поэтому начнем рассмотрение структуры финансовых систем слаборазвитых стран с центрального банка.