Дискриминация по половому признаку. Женщины и образование


Практически во всех развивающихся странах женщины менее образованны, чем мужчины. В 66 из 108 стран охват девушек начальным и средним образованием на 10% меньше, чем юношей. Дискриминация в доступе к образованию по половому признаку особенно сильна в беднейших странах и в регионах Ближнего Востока и Северной Африки.

В целом по развивающимся странам уровень женской грамотности был на 31% ниже, чем мужской; продолжительность обучения (в годах) на 46% меньше, и охват тремя ступенями обучения ниже на 7%, 27% и 47% соответственно.

Острота данной проблемы не исчерпывается лишь неравенством женщин. Получены убедительные доказательства, что дискриминация женщин в образовании не только усиливает социальное неравенство, но и становится тормозом экономического развития. Преодоление неравноправия женщин в сфере образования с позиций экономики целесообразно по четырем соображениям:

  1. В большинстве развивающихся стран эффективность затрат на обучение женщин выше, чем мужчин.
  2. Улучшение обучения женщин не только повышает производительность их труда в сельском хозяйстве и промышленности, но и увеличивает численность рабочей силы. Более образованные женщины позже вступают в брак, меньше рожают, а их дети лучше питаются и более здоровы.
  3. Лучшее питание и здоровье детей, их более образованные матери оказывают благотворное влияние на качество трудовых ресурсов общества на протяжении нескольких последующих поколений.
  4. Поскольку на долю женщин выпадают главные невзгоды, связанные с нищетой и безземельем, любое существенное повышение их роли и статуса в обществе с помощью системы образования может внести вклад в разрыв порочного круга "нищета из-за отсутствия образования, отсутствие образования из-за нищеты".