Итак, мы охарактеризовали проблемы бедности и распределения доходов и пришли к выводу, что масштабы абсолютного обнищания зависят как от величины доходов на душу населения, так и от степени неравенства в их распределении. При неизменном характере распределения дохода его рост ведет к снижению количества абсолютно бедных. В то же время высокий уровень дохода еще не является гарантией отсутствия бедных слоев населения. Поэтому понимание характера распределения дохода по размеру служит основой для анализа проблем бедности в развивающихся странах.
Для разработки эффективных программ и политики по ликвидации бедности необходимо знать характеристики различных групп бедного населения. Неверно сосредоточить внимание только на темпах роста ВНП, ожидая, что этот процесс автоматически приведет к улучшению условий жизни самых бедных. Наоборот, многие эксперты отмечают, что решение проблемы бедности за счет целенаправленной политики и продуманных планов более эффективно как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Но для успешной борьбы с бедностью надо точно знать места ее сосредоточения, масштабы и основные характеристики
Известно, что наиболее бедные слои населения сконцентрированы в основном в непромышленных районах и заняты главным образом в сельском хозяйстве. Этот факт подтверждают и собранные данные по различным странам Третьего мира. Например, известно, что 2/3 беднейшего населения заняты в сельском хозяйстве (мелкие фермеры или низкооплачиваемые наемные рабочие), из оставшейся 1/3 часть людей также живет в деревне и занята в сфере услуг; другая часть ютится на окраинах крупных городов (мелкий бизнес, уличная торговля и т.п.) Таким образом, в среднем от 80 до 90% всех бедняков в Африке и Азии и около 50% в Латинской Америке сосредоточены в сельской местности.
В этой связи интересен следующий факт. Подавляющая часть государственных инвестиций большинства слаборазвитых стран в 70 — 80-х гг. направлялась в промышленные районы, а внутри них — в относительно доходные отрасли (современная промышленность и торговля). Такой уклон в сторону "городских" отраслей в затратах правительства
Женщины и бедность
Если сравнивать уровень жизни жителей наиболее бедных районов в странах Третьего мира, то обнаруживается, что почти везде женщины и дети испытывают тяжелейшие лишения. Женщины и дети больше всех страдают от недоедания, недостатка медицинского обслуживания, чистой питьевой воды и т.д.
Большое число хозяйств, во главе которых стоят женщины, в сочетании с более низкой оплатой их труда и ограниченные возможности распоряжаться доходами семьи усугубляют ситуацию.
У женщин меньше возможности получить образование, работу в формальном секторе экономики, участвовать в правительственных программах занятости и социального обеспечения.
Самая бедная часть населения Третьего мира представлена семьями, возглавляемыми женщинами и в которых нет работающих по найму мужчин. Женщины возглавляют приблизительно 20% семей в Индии, 17% — в Коста-Рике, 40% — в сельскохозяйственных районах Кении. Число таких семей растет повсеместно в развивающихся странах. Поскольку женщины получают заработную плату ниже своих коллег-мужчин, то их семьи, вероятнее всего, оказываются среди наиболее бедных слоев. В целом женщины, возглавляющие домашние хозяйства, менее образованны, получают более низкие доходы, хотя и перегружены работой, и чаще рожают. В подобных семьях затраты на питание в расчете на одного человека низки.
Неравенство в доходах домохозяйств, возглавляемых мужчинами и женщинами, объясняется существенной разницей в оплате их труда. В городах женщинам реже удается устроиться в частные компании или в государственные учреждения, и они обычно получают низкооплачиваемую, часто нелегальную работу в неформальном секторе, что лишает их доступа к системе социального обеспечения, выводит за рамки законодательства о минимальной заработной плате. Не лучше положение женщины и в деревне. Законодательство часто запрещает женщинам владеть собственностью или подписывать финансовые обязательства без ведома супруга, им затруднен доступ к кредитам и ссудам на получение образования. За небольшим исключением, правительственные программы повышения уровня занятости или доходов рассчитаны исключительно на мужчин. Таким образом, усиливается существующее неравенство между полами.
Однако только на основе величины дохода невозможно описать все лишения женщин. Поскольку большинство семей, возглавляемых женщинами, живет в самых бедных районах, то их члены имеют ограниченный доступ к социальным благам, таким, как государственное здравоохранение, водоснабжение и т.д. В результате они чаще болеют и не получают удовлетворительной медицинской помощи. Дети в таких семьях реже посещают школу и в основном работают для получения дополнительного дохода.
Но и в самой семье не существует равенства в распределении дохода. Как отмечалось, величина ВНП на душу населения не является точным показателем благосостояния, так как не отражает масштабов абсолютного обнищания. Так же и доход семьи еще не отражает индивидуального достатка ее членов. Лучшее представление о нем можно получить по положению в семье женщины и детей. Исследования показали, что во многих странах мира интересы женщин в семье в таких областях, как питание, здравоохранение, образование, право наследования отодвинуты на второй план. Известно, что в Индии вчетверо больше девочек, чем мальчиков, страдают от острого недоедания, а вероятность госпитализации для них в случае необходимости в 40 раз меньше. Подобное распределение средств в семье приводит к снижению выживаемости среди девочек. Поэтому показатель соотношения полов в некоторых странах, например Китае, деформирован: страна недосчитывает 200 млн. девочек. Предпочтение, отдаваемое мальчикам, объясняется тем, что потенциальный финансовый вклад мужчин в благосостояние семьи ожидается значительно большим.
Там, где доля дохода женщин в семейном бюджете относительно высока, дискриминация девочек проявляется гораздо реже, и женщины способны в большей степени удовлетворять как собственные потребности, так и запросы своих детей. Если же доход семьи незначителен, то фактически 100% дохода женщин идет на питание. У мужчин же затраты на питание составляют меньшую часть дохода, поэтому одновременно с ростом их заработка доля повседневных расходов, выраженная в процентах, увеличивается в меньшей пропорции, чем сам доход. Таким образом, программа по поддержанию уровня жизни малообеспеченных семей наиболее эффективна, если помощь оказывается непосредственно женщинам.
Контроль женщин над доходами и ресурсами домохозяйств ограничен рядом причин. Во-первых, относительно большая доля работы, выполняемая женщинами, не оплачивается (приготовление пищи) или вообще не видна (воспитание детей). Во-вторых, труд женщин, работающих в семейном бизнесе или на собственных фермах, также не вознаграждается. Так, в Мексике 22,5% женщин в сельском хозяйстве и 7,63% в других секторах экономики, работая полный день, не получают никакого дохода. В действительности, эти цифры сильно преуменьшены: не учитывают труд женщин, отдающих семейным предприятиям только часть времени. В целом мужчины полностью контролируют все финансовые средства домохозяйств независимо от вклада женщин в общий доход. Во многих странах традиции ограничивают роль женщины в доходах семьи, поэтому ее вклад не признается и замалчивается. Все это способствует сохранению низкого экономического статуса женщин и ограничивает их контроль над ресурсами домохозяйств.
Политика стимулирования роста усиливает различия в производительности труда мужчин и женщин, его оплате, что способствует дальнейшему ухудшению экономических позиций женщин внутри домохозяйств.
Ориентация правительственных программ сокращения уровня бедности на мужчин обостряет неравенство полов. Городские образовательные программы, дающие возможность получать более высокую заработную плату и работать в формальном секторе экономики, недоступны женщинам. В деревне проявляется тенденция к расширению посевов культур, требующих преимущественно мужского труда (зерновые), за счет овощеводства, в котором заняты в основном женщины. Проводимые исследования показали, что политика роста может увеличить объем работ, выполняемых женщинами, и одновременно сократить контролируемую ими долю финансовых ресурсов домохозяйств. Следовательно, в развивающихся странах женщины и их семьи по-прежнему остаются экономически наиболее уязвимой категорией.
Тот факт, что благосостояние женщин и их детей во многом зависит от выбранной модели экономического роста, подчеркивает необходимость учета интересов женщин в различных экономических программах. Для улучшения условий жизни наименее обеспеченных слоев населения женщины должны более активно вовлекаться в экономическую жизнь, особенно в формальном секторе хозяйства. Необходимо обеспечить женщинам равные права в таких сферах, как обучение, занятость, социальное обеспечение. Легализация неформальных секторов экономики, где занято большинство женщин, также позволит поднять экономический статус женщин.
Снижение общественного статуса женщин имеет как этические, так и долгосрочные экономические последствия. Поэтому любая политика роста, пренебрегающая интересами наиболее нуждающихся членов общества (обычно это женщины и дети), обречена на неуспех. В долгосрочном плане ухудшение экономического статуса женщин может стать причиной снижения темпов экономического роста, так как уровень образования и будущее материальное состояние детей в большей степени определяются экономическим положением матери, нежели отца. Текущие затраты на вовлечение женщин в процесс развития дадут отдачу в виде повышения качества человеческого капитала в будущих поколениях. Учитывая, что человеческий капитал является одним из главных источников роста, образование и повышение экономического статуса женщин становится важнейшей долгосрочной целью развития.