Экономика Саудовской Аравии


Географические, социальные и экономические характеристики

Столица — Эр-Рияд Площадь — 2 330 000 кв. км

Население — 16,1 млн. человек (1992 г.)

ВНП на душу населения — 6 020 долл. (1989 г.)

Среднегодовой темп роста населения — 4,8% (1980-1990 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения -5,6% (1980-1990 гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВВП — 8% (1990 г.)

Уровень младенческой смертности (на 1 000 родившихся живыми) — 65 (1990 г.) Ежедневное потребление калорий на душу населения - 2832 (1988 г.)

Уровень охвата начальным образованием — 60% (1990 г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) — 49% (1985 г.)

Индекс развития человека — 0,69 (средний) (1990 г.)

Саудовская Аравия занимает примерно 4/5 территории Аравийского полуострова. По последним оценкам, численность ее населения составляет примерно 16 млн. человек, включая 4 млн. постоянно проживающих в стране иностранных граждан. До начала 1960-х гг. большинство населения вело кочевой или полукочевой образ жизни, однако бурное экономическое развитие привело к быстрой урбанизации страны, и в настоящее время около 95% населения является оседлым. В ряде городов и оазисов плотность населения достигает 770 человек на 1 кв. км.

Стремительный рост доходов вследствие скачка цен на нефть в 1974 г. привел к тому, что Саудовская Аравия превратилась в страну с наиболее высокими темпами роста экономики в мире. Саудовская Аравия добилась значительного положительного сальдо торгового баланса, быстро рос объем импорта, а масштаб получаемых государством доходов позволял с избытком удовлетворять потребности развития, сохранять высокий уровень военных расходов и предоставлять помощь другим арабским и исламским государствам. Зарубежные активы Саудовской Аравии в период с 1973 по 1982 гг. выросли с 4,3 до 150 млрд. долл.

Однако нефтяной кризис 1982 г. впервые внес элементы некоторой неопределенности в программы развития. Производство нефти, достигшее в 1980-1981 гг. 10 млн. баррелей в

день, упало до 2 млн. баррелей в августе 1985 г. Возникла проблема бюджетного дефицита, которая решалась за счет сокращения зарубежных активов, уменьшившихся с 1982 г. на 60 млрд. долл. Под давлением финансовой ситуации Саудовской Аравии пришлось отказаться от статуса ведущего независимого производителя нефти в рамках ОПЕК и летом 1985 г. перейти к регулируемому производству нефти в пределах полученной квоты. С этого момента нефтяная политика Саудовской Аравии определялась стремлением сохранить рынки сбыта и поддержать существующие производственные квоты.

Правительство предполагало в рамках пятилетних планов развития использовать нефтедоллары для преобразования относительно неразвитой, базирующейся на производстве нефти экономики в современное индустриальное государство при одновременном сохранении традиционных ценностей ислама. Несмотря на то, что не все поставленные цели были достигнуты, экономика быстро развивалась и жизненный уровень большей части населения страны значительно вырос. Необходимо отметить, что на фоне сохранения общей зависимости от нефтедоходов происходит увеличение доли сельскохозяйственного и промышленного производства в ВВП Саудовской Аравии. Основным препятствием на пути экономического развития и диверсификации производства является нехватка национальной квалифицированной рабочей силы всех уровней. По этой причине Саудовская Аравия широко привлекает иностранных рабочих, число которых приближается к 4 млн. человек.

В первых планах пятилетнего развития, принятых в 1970-е г., основное внимание обращалось на развитие инфраструктуры — коммуникаций, дорог, портов, энергосистем и систем водоснабжения. Результат оказался впечатляющим: общая протяженность асфальтированных дорог увеличилась втрое, в 28 раз возросло производство электроэнергии, в 10 раз повысилась пропускная способность морских портов.

В третьем пятилетнем плане 1985 гг.) произошла смена приоритетов. Значительно уменьшилась доля затрат на инфраструктурные проекты и существенно выросли ассигнования на образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Не произошло, хотя это и предусматривалось планом, увеличения затрат на расширение и диверсификацию производственных секторов экономики (в основном это касалось промышленности), однако в основном завершилось строительство городов Джубейль и Янбо. Эти новые промышленные центры были специально созданы в районах месторождений нефти, чтобы использовать местные источники энергии для коммунальных нужд, а также для развития металлургии (сталь), нефтепереработки и производства химических удобрений и других продуктов.

В четвертом плане (1985—1990 гг.) указанные приоритеты были сохранены. В основном завершено создание инфраструктурных объектов в стране, но проблемы образования и профессиональной подготовки кадров по-прежнему находятся в центре внимания правительства. Всемерно поощряется частное предпринимательство, приветствуется приток иностранных инвестиций в форме создания совместных компаний с национальным частным и государственным капиталом. Роль частного сектора в экономике Саудовской Аравии постоянно возрастает, в 1987 г. в нем было произведено около 70% общего объема продукции, не связанной с нефтяным сектором.

Хотя частные инвестиции по-прежнему сконцентрированы в торговле, в последние годы отмечался приток частного капитала в промышленность, сельское хозяйство, банковскую сферу и строительство. Государство оказывает щедрую финансовую помощь частным национальным инвесторам, для них действуют специальные системы стимулов. В планы правительства Саудовской Аравии входит постепенная передача частному сектору всех отраслей экономики, за исключением нефтедобычи.

Пятый план развития экономики (1990-1995 гг.) основное внимание уделял укреплению национальной обороны, повышению эффективности государственного сектора, созданию большего числа рабочих мест для коренного населения в частном секторе, сокращению числа иностранных рабочих и проблемам регионального развития. Несмотря на то, что военные действия в Персидском заливе в 1991 г. серьезно сказались на финансовом положении Саудовской Аравии, страна не понесла материальных разрушений и по- прежнему сильна экономически.