Природа планирования развития


Основные концепции

Экономическое планирование можно представить как сознательные усилия государства, направленные на координацию экономических решений долгосрочного характера, их прямое и косвенное воздействие, а в ряде случаев и контроль над состоянием и ростом основных экономических переменных (доход, потребление, занятость, инвестиции, сбережения, экспорт, импорт и т.п.) в целях решения поставленных задач в сфере развития. Экономический план — это определенный набор экономических задач в количественном выражении, которые должны быть выполнены в какой-то установленный период времени. Комплексный план устанавливает задания для всех основных сфер национальной экономики.

Отраслевой план относится только к части национальной экономики — промышленности, сельскому хозяйству, государственному или внешнему сектору и т.п. Наконец, сам процесс планирования может быть представлен как особый вид деятельности, в ходе которой правительство сначала намечает социальные цели, затем определяет конкретные задания и создает некую структуру для реализации, координации и контроля за выполнением плана развития.

В 1951 г. в одной из первых публикаций по развивающимся странам Департамент экономических проблем ООН выделил четыре типа планирования, которые в той или иной мере использовались большинством развивающихся стран:

Во-первых,... оно (планирование) относится только к программам государственных расходов, рассчитанным на период от одного, скажем, до десяти лет. Во-вторых, оно иногда включает определение производственных заданий как для частных, так и государственных предприятий, в том числе по занятости, затратам капитала и других дефицитных ресурсов или выпуску продукции В-третьих, это слово используется как обозначение документа, определяющего задания для всей экономики с целью распределения дефицитных ресурсов между различными ее отраслями И, в-четвертых, данное слово служит для обозначения средств, которые использует государство, чтобы понудить частный сектор выполнять заранее поставленные задачи.

Сторонники использования в развивающихся странах экономического планирования утверждают, что неконтролируемая рыночная экономика может и часто ведет в этих странах к дуализму, неустойчивым ценам, нестабильному рынку и низкому уровню занятости. В частности, по их мнению, рыночная экономика не подходит для решения основной задачи бедных стран: мобилизации ограниченных ресурсов, которая позволила бы осуществить необходимые структурные изменения, способные стимулировать устойчивый, сбалансированный рост всей экономики. Поэтому чуть ли не во всех странах Третьего мира планирование должно использоваться в качестве основного рычага управления и ускорения экономического роста.

Планирование в смешанных развивающихся экономиках

Большинство планов развития формулировалось и осуществлялось в рамках смешанных экономик Третьего мира. Для этих экономик характерны общественные институты, при которых часть производственных ресурсов находится в частном владении, а часть контролируется государством. Соотношение государственной и частной собственности от страны к стране существенно варьируется, и ни частный, ни государственный сектор не могут рассматриваться вне связи друг с другом. Однако в отличие от рыночных экономик, где обычно существует лишь сравнительно небольшая государственная собственность, смешанные экономики развивающихся стран характеризуются значительной государственной собственностью и контролем.

Типичный частный сектор представлен четырьмя различными формами индивидуальной собственности:

  1. традиционным потребительским сектором, состоящим из небольших частных крестьянских хозяйств и ремесленных мастерских, реализующих часть своей продукции на местных рынках;
  2. небольшими индивидуальными или семейными фирмами в торговле и сфере услуг формального и неформального городского секторов;
  3. средними по размерам сельскохозяйственными, промышленными, торговыми и транспортными предприятиями, принадлежащими местным бизнесменам и управляемыми ими;
  4. крупными совместными или принадлежащими иностранному капиталу промышленными предприятиями, добывающими компаниями и плантациями, ориентированными главным образом на внешние рынки, но иногда реализующими существенную часть продукции и на внутреннем рынке (капитал для таких предприятий обычно поступает из-за границы, туда же переводится и весомая доля прибылей).

В подобной институциональной и имущественной структурах можно выделить два основных компонента планирования развития в смешанных экономиках.

Целенаправленное использование правительством местных сбережений и финансовых поступлений из-за рубежа для осуществления государственных инвестиционных проектов, а также мобилизация для направления дефицитных ресурсов в сферы, которые предположительно могут в наибольшей степени способствовать выполнению долгосрочных экономических задач (например, железные дороги, школы, гидроэнергетические сооружения и другие объекты экономической инфраструктуры, а также развитие импортзамещающей промышленности).

Государственная экономическая политика(например, налогооблажение, промышленное лицензирование, использование тарифов и квот, а также регулирование заработной платы, процентных ставок и цен), призванная стимулировать, направлять и в ряде случаев даже контролировать частную экономическую деятельность, чтобы обеспечить гармонизацию устремлений частного бизнеса и социальных целей центрального правительства.

Из нашей упрощенной характеристики планирования в смешанных экономиках очевидно, что оно представляет в сущности попытку компромисса между крайностями рыночного стимулирования и централизованного контроля.