Миграция и урбанизация: двуединая проблема


Эта глава посвящена одной из наиболее сложных проблем: невиданной в истории массовой миграции сельского населения в разбухающие города Африки, Азии и Латинской Америки. В гл. 6 приведены данные о беспрецедентном росте населения, особенно в Третьем мире, за несколько последних десятилетий. Население Земли может достичь к 2000 г. от 6,3 до 6,4 млрд. человек. Хотя более точные данные о снижении плодовитости женщин позволяют считать эти цифры завышенными, одна проблема не теряет своей остроты — громадный рост населения в крупных городах развивающегося мира.

После рассмотрения тенденций и перспектив увеличения городского населения исследуем в этой главе рост городского неформального сектора экономики и попытаемся определить его потенциальную роль и функции. Затем обратимся к известной теоретической модели перелива рабочей силы из сельской местности в город на фоне быстро растущего и высокого уровня городской безработицы. Наконец, дадим оценку различным подходам правительств развивающихся стран к ограничению массовой миграции из деревни в город и смягчению тяжелых проблем безработицы — своеобразной чумы перенаселенных городов.

Урбанизация. Тенденции и прогнозы

Одной из наиболее значительных, а в будущем еще более масштабных демографических тенденций послевоенного периода является быстрый рост населения городов в развивающихся странах. В 1950 г. там жили 275 млн. человек, или 38% всего городского населения (724 млн.). Согласно подсчетам ООН, в 1990 г. городское население Земли составило 2,4 млрд. человек, из которых 1,45 млрд. (60%) жили в крупных городах развивающихся стран. По этим же подсчетам в 2000 г. в крупных городских поселениях этих стран будут жить 2,1 млрд. человек, или 66% всего городского населения планеты. В зависимости от выбранных стратегий развития эти показатели могут сдвинуться в любую сторону. На рисунке показаны три этапа роста городского населения между 1950 и 2000 гг. в регионах Третьего мира и в Китае; более подробные данные приведены в таблице.

В настоящее время годовые темпы прироста населения в крупнейших городах колеблются между 1% (Нью-Йорк и Лондон) и 7% во многих африканских городах, включая Найроби, Лагос и Аккру. Во многих городах Азии и Латинской Америки прирост превышает 5% в год В таблице. 8.2 приведены данные о численности населения 25 крупнейших городов мира в 1990 г. и прогноз ООН до 2000 г. Обратите внимание, что из 25 только шесть городов расположены в развитых странах. Их население в 1950 г. насчитывало 42 млн. человек, а к 2000 г увеличится еще на 36 млн. (86%). В 19 городах развивающегося мира в 1950 г жили 58 млн. человек; согласно прогнозам их население вырастет к 2000 г на 350%, что означает появление 203 млн. новых горожан. К 2000 г. самыми большими городами станут Мехико и Сан-Паулу с населением в 24,4 и 23,6 млн. человек соответственно. В Калькутте и Бомбее будет по 16 млн. жителей, в Шанхае — около 15 млн., а в Тегеране, Джакарте, Буэнос-Айресе, Рио-де-Жанейро, Сеуле, Дели и Лагосе — свыше 12 млн. в каждом.

Главным в связи с беспрецедентными размерами городских агломераций Третьего мира является поиск решения экономических, экологических и политических проблем в условиях гигантской концентрации населения. Хотя городские агломерации обеспечивают снижение затрат из-за высокой плотности заселения и масштабов производства, а также доступ к другим экономическим и социальным благам (например, наличие квалифицированной рабочей силы, социальных и культурных учреждений и т.п.), издержки общества из-за усиливающегося давления на жилищно-коммунальное хозяйство и социальную сферу (оставляем в стороне преступность, загрязнение окружающей среды, перенаселенность) начинают постепенно превышать исторически сложившиеся преимущества городских поселений. Бывший президент Всемирного банка Роберт МакНамара считает, что гигантские городские агломерации вообще не могут нормально функционировать.

Размеры перечисленных городов так велики, что экономия за счет концентрации населения и производства сводится на нет из-за высоких издержек перенаселенности. Быстрый рост населения, создавший эти гигантские агломерации, намного обгоняет развитие их социальной и материальной инфраструктуры, необходимой для поддержания хотя бы умеренной экономической эффективности, сохранения нормальной политической атмосферы и общественного спокойствия, не говоря уже о комфорте горожан.

Ускоренная урбанизация сопровождается гигантским разрастанием трущоб и "шанхаев". Их население в Рио-де-Жанейро, Лиме, Калькутте и Дакаре удваивается каждые 5 — 10 лет. В настоящее время в трущобах живет до 1/3 всего городского населения развивающегося мира, а в некоторых странах — более 60% горожан. В конце 80-х гг. 72 из каждых 100 новых жилищ в городских поселениях развивающихся стран строились в районах трущоб и "шанхаев". В Африке это соотношение было даже 92:100 Большинство таких поселений не имеет чистой питьевой воды, канализации и электричества. Так, в Каире с населением в 10 млн. человек система водоснабжения и канализации рассчитана лишь на 2 млн. жителей.

Основной причиной бурного разрастания трущоб и "шанхаев" являются рост населения и ускорение миграции сельских жителей в города, но часть вины должны принять на себя и правительства. Их неправильная градостроительная политика и устаревшее жилищное законодательство часто лежат в основе того факта, что от 80 до 90% новых жилищ считается "незаконно построенными". Согласно принятому еще в колониальный период жилищному кодексу в Найроби (Кения) не разрешается возведение жилого дома стоимостью менее 3500 долл. Закон также требует проведения к каждому дому автомобильного подъезда. В результате на 2/3 площади города проживает 10% населения, а 100 тыс. "незаконных" трущоб не подлежат модернизации. Аналогичная ситуация и в Маниле: 88% населения не имеет возможности приобрести или арендовать "законное" жилище.

Степень озабоченности и тревоги правительств Третьего мира ростом городского населения наглядно отражена в докладе ООН по проблемам политики в области народонаселения (1978). Доклад констатирует, что 73 страны из общего числа 158, в том числе 68 развивающихся, считают географическое распределение своего населения "в высшей степени неприемлемым". Другие 66 стран (из них 42 — развивающиеся) указали, что размеры их городского населения "неприемлемы в определенной степени".

И только шесть стран Третьего мира посчитали географическую структуру населения приемлемой. При этом все недовольные страны называют главной причиной роста городов внутреннюю миграцию из сельской местности. Статистические данные свидетельствуют, что на долю сельских мигрантов приходится от 35 до 60% зафиксированного прироста городского населения. Поэтому 90 из 116 развивающихся стран, давшие ответ на вопросы обзора ООН в 1978 г., заявили, что намерены проводить политику замедления темпов миграции сельского населения в города или даже изменить направления потоков.

Критической проблемой в данной области является способность национальных правительств разработать политику развития, которая оказывала бы сдерживающее воздействие на тенденции увеличения численности городского населения. Ясно, что безоглядное применение ортодоксальных стратегий развития последних десятилетий, делающих упор на индустриальную модернизацию, технологический прогресс и городские агломерации, стало причиной резкого нарушения баланса экономических возможностей между отдельными местностями и внесло существенный вклад в процесс массовой миграции сельских жителей в города.

Возможно ли и желательно ли предпринять попытки с целью изменения этой тенденции в результате выбора иной демографической политики и стратегии развития? В условиях снижения рождаемости в некоторых странах Третьего мира бурный рост городов и приток в них сельских жителей становятся центральными проблемами демографической политики и выбора стратегии развития на 90-е гг. В самих же городах все большее значение приобретают развитие неформального сектора экономики, рост возможностей (и пределы) поглощения рабочей силы и технических нововведений. Ниже приводится сжатое изложение этих специфических проблем городов в Третьем мире.

  • Городской неформальный сектор