Экономика образования и занятость


В литературе и дискуссиях о взаимосвязи образования, экономического развития и занятости сосредоточивается внимание на двух фундаментальных экономических проблемах. Во-первых, это характер экономически мотивированного спроса на количество школ, структуру обучения и его содержание и ответная реакция политиков и, во-вторых, объяснение существенных различий между выгодами и затратами на образование с позиций индивидуума и общества и влияния этих различий на инвестиционную стратегию в образовательной сфере.

Предложение и спрос: взаимосвязь между масштабами занятости и спросом на образование

Хотя объем полученного человеком образования зависит от многих нерыночных факторов, в целом можно считать, что он, подобно другим товарам и услугам, определяется спросом и предложением. Поскольку большая часть образовательных услуг предоставляется государством, то спросовые факторы доминируют. Спрос на объем образования сказывается под воздействием двух важнейших факторов: 1) стремление увеличить свой доход за счет более высокого уровня образования путем получения рабочего места в современном секторе экономики (индивидуальная выгода от полученного образования) и 2) величина прямых и косвенных затрат, которые несут сам обучающийся и семья.

Спрос на образование в действительности является производным от спроса на высокооплачиваемые рабочие места в современном секторе экономики, так как занять подобную вакансию можно лишь при наличии соответствующего документа об образовании. Большинство населения (особенно бедного) в развивающихся странах стремится к получению образования не в силу каких-либо внутренних причин, а прежде всего потому, что только его получение открывает путь к работе в современном секторе. Ожидаемые при этом выгоды люди соотносят с затратами на обучение.

Масштабы же школьного обучения, соотношение мест в начальной и средней школах и в сфере высшего образования определяются прежде всего политическими соображениями и часто не учитывают экономических реалий. В свете растущего давления во всем Третьем мире в пользу расширения школьного образования можно для удобства анализа считать, что объем его предложения определяется размером расходов государства на эти цели, которые в свою очередь складываются под влиянием совокупного индивидуального спроса на образование.

Поскольку спрос в основном определяет предложение образования (в рамках финансовых возможностей государства), следует уделить более пристальное внимание экономическим факторам (ориентации на занятость) этого производного спроса.

Спрос на образование, позволяющее человеку претендовать на получение работы в современном секторе, определяется комбинированным воздействием четырех переменных:

Различия в уровне оплаты труда или доходов. Это разница между оплатой труда в современном и традиционном секторах. Последний представлен семейной фермой, ремесленным трудом в городе и деревне и т.п. Получение работы и размер дохода в современном секторе зависят от уровня образования, тогда как в традиционном секторе подобной связи нет. Чем сильнее различия в уровнях дохода между этими двумя секторами, тем выше спрос на образование. Следовательно, можно говорить о прямой зависимости между динамикой различий в доходах и изменением спроса на образование. Конкретные исследования подтверждают, что в развивающихся странах дифференциация доходов между современным и традиционным секторами велика, поэтому, очевидно, достаточно высок и спрос на образование.

Вероятность успешного поиска работы в современном секторе. Человек, получивший необходимое образование, имеет больше шансов на получение работы по сравнению с другими претендентами. Конечно, если растет число безработных с образованием в городе или число выпускников средней школы устойчиво превышает предложение рабочих мест с соответствующей квалификацией, происходит модификация дифференциации реальных доходов, и тогда приходится говорить об ожидаемой дифференциации доходов. Шансы найти работу и уровень безработицы находятся в обратной связи, поэтому есть основания утверждать, что между спросом на среднее образование и уровнем безработицы среди выпускников средней школы существует такая же обратная связь.

Прямые индивидуальные затраты на обучение, т. е. текущие финансовые расходы семьи на обучение ребенка. Они включают плату за обучение, расходы на учебники, одежду и т.п. Можно предположить, что их величина и спрос на образование находятся в обратной зависимости. При прочих равных условиях рост расходов на обучение снижает спрос. Для бедных семей прямые расходы на обучение — тяжелое бремя и они не всегда могут его выдержать. Во многих странах Африки стоимость учебы ребенка в начальной школе (без учета альтернативных издержек) превышает 20% дохода на душу населения.

Косвенные, или альтернативные, издержки образования. Обучение ребенка, особенно когда он достигает трудоспособного возраста, стоит семье больше, чем плата за посещение школы. С момента достижения этого возраста каждый лишний год обучения означает для семьи потерю дохода, который она могла бы иметь, используя рабочую силу ребенка в своем хозяйстве или послав его на заработки. Эти альтернативные издержки образования также являются переменной, оказывающей влияние на спрос. И здесь связь обратная: чем больше эти издержки, тем ниже спрос на образование.

Хотя на спрос влияют и другие переменные, многие из которых находятся за пределами экономики (культурные традиции, социальное положение, образование родителей, размер семьи и т.д.), выделение приведенных выше четырех факторов позволяет лучше разобраться во взаимосвязи между спросом на образование и предложением со стороны занятости.

В качестве примера рассмотрим ситуацию в какой-либо развивающейся стране, где сложились следующие условия:

  1. Оплата труда выпускников средней школы в современном городском хозяйстве в два раза выше, чем работников с начальным образованием.
  2. Предложение рабочих мест в современном секторе для лиц, имеющих начальное образование, отстает от роста выпускников начальной школы. Подобную ситуацию можно распространить на среднее и даже высшее образование в таких странах, как Индия, Мексика, Египет, Пакистан, Гана, Нигерия и Кения.
  3. Большое количество претендентов позволяет работодателям руководствоваться при приеме критерием уровня образования. На работу, с которой может справиться выпускник начальной школы, они предпочтут нанять человека со средним образованием.
  4. Под давлением получивших образование людей правительства проявляют тенденцию привязывать уровень оплаты труда не к реальной потребности в квалификации, а к уровню образования.
  5. В начале обучения плата за него невелика или вообще не взимается. Но уже к концу начальной и средней школы она резко возрастает, и вновь сокращается при переходе на университетский уровень, так как государство принимает на себя значительную часть расходов студента за обучение в колледже.

При соблюдении указанных выше условий (они достаточно точно отражают реальное положение дел во многих странах) можно ожидать, что спрос на образование будет весьма значительным. Ожидаемые индивидуальные выгоды в результате получения более высокого уровня образования весомы, а прямые и косвенные затраты на него сравнительно невелики. Поэтому происходит раскручивание спирали спроса.

Снижение спроса на рабочие места, не требующие образования, подталкивает людей к окончанию хотя бы начальной школы, чтобы повысить свои шансы на успех. Временно это решает проблему, но в силу внутренней динамики процесса постепенно возникает ситуация, когда перспективы получить работу для лиц с начальным образованием сокращаются, начинает расти спрос на среднее образование. Но параллельно продолжает увеличиваться спрос и на начальное образование, так как люди без какого-либо образования вытесняются с рынка труда.

Выглядит парадоксом такое явление, когда снижение отдачи от данного уровня обучения сопровождается повышением на спроса, ибо его получение рассматривается как необходимые условия перехода к более высокому уровню. На правительства оказывается сильное давление, чтобы увеличить число учебных мест на всех ступенях обучения. Если реакция запаздывает, люди начинают сами искать выход. Например, в Кении возникло движение "помоги себе сам", когда местные власти по всей стране приступили к строительству средних школ в уверенности, что позже правительство будет вынуждено финансировать их функционирование.

Результатом этих процессов стало развитие образования в Третьем мире темпами, которые вряд ли могут быть обоснованы с позиций оптимального использования ресурсов и финансовых возможностей общества. Общественный эффект образования (его плоды для общества в целом) намного меньше, чем выгода отдельных его членов. Любое осложнение в сфере занятости вызывает рост спроса (и соответственно предложения) на образование всех уровней. Начинается процесс с людей неграмотных, пополняющих ряды безработных. Но затем он распространяется на средний уровень грамотности в результате продолжающегося превышения численности оканчивающих школу по сравнению с количеством вакансий для рабочих средней и высокой квалификации. После безуспешных поисков работы в течение сравнительного продолжительного срока выпускники школы вынуждены снижать планку своих претензий и соглашаться места с более низкими квалификационными требованиями. Наличие диплома и степени становится главным критерием найма на работу, но не гарантирует должности с высокой оплатой. К тому же они не соответствуют предусмотренному качеству и объему знаний.

Правительства и частный бизнес способствуют усилению данной тенденции, так как постоянно повышают требования к претендентам на должности, которые могли бы быть заняты людьми с более низким уровнем образования. Чрезмерные требования к образованию закрепляются формальными актами, превращаясь тем самым в препятствие на пути поиска оптимальных решений. Успешная борьба профсоюзов за определение оплаты труда по уровню образования работников ведет к общему росту заработной платы, хотя производительность труда на ряде рабочих мест может не повышаться сколь либо заметно. Существующие диспропорции в оплате труда еще более увеличиваются, вызывая в свою очередь новый спрос на образование.

Требование свидетельства об образовании при приеме на работу лишает шансов учеников, не имеющих возможности продолжить учебу (в основном из-за бедности), занять открывающиеся вакансии и "переводит" их в категорию безработных со школьным образованием. В то же время более обеспеченные люди продолжают обучение сверх потребности. В результате возникают ситуации, как в Бангладеш, Индии и Пакистане, где высшее образование стало последним прибежищем для многих образованных безработных. Но это недопустимо дорогая форма пособия по безработице. Невозможность оставаться "вечными" студентами до момента выхода на пенсию вынуждает все большее количество выпускников университетов пополнять сегменты рынков рабочей силы с низким спросом. Результатом становится особенно сильная видимая безработица среди высокообразованных людей, способных громко заявлять о своих проблемах. Одно из исследований показало, что в 1980 г. в Бангладеш 47% выпускников университетов не могли найти работу.

Естественно, что люди сопротивляются ситуации, когда остается невостребованной их квалификация. Поэтому, хотя предприниматели стремятся завышать требования к уровню образования, многие претенденты добиваются соответствующих их знаниям и специальности вакансий, но на которые нет спроса на рынке труда. Результатом этих противоречивых процессов и запаздывания адаптации к конъюнктуре рынка со стороны предложения является сохранение безработицы на всех уровнях образования, хотя в основном она концентрируется на более низких ступенях и в принципе находится в обратной связи с объемом образования.

Общественные выгоды и издержки в сравнении с индивидуальным

Упорное стремление к повышению образовательного уровня связано с намного большими издержками, чем об этом можно судить по предыдущему изложению. В Третьем мире общественные издержки образования (альтернативные издержки общества из-за необходимости финансировать высшие ступени образования в условиях, когда эти дефицитные ресурсы могли бы с большим эффектом использоваться в других отраслях экономики) быстро растут по мере увеличения длительности обучения. При этом индивидуальные издержки образования увеличиваются более медленными темпами или даже остаются неизменными.

Все большее расхождение между общественными и индивидуальными издержками усиливает у людей стимулы к повышению уровня образования, особенно рельефно проявляющиеся за пределами средней школы. Эта диспропорция может снижаться только за счет общественных причем по мере роста спроса расходы растут быстрее, чем увеличивается число обучающихся. С позиций общества все больший объем ресурсов используется нерационально, что ведет к сокращению предложения новых рабочих мест из-за отсутствия у государства финансовых средств.

На рис. ИЛ показаны различия между индивидуальными и общественными выгодами и издержками образования, а также нерациональное использование ресурсов, когда индивидуальные интересы превалируют над общественными критериями эффективности. На рисунке ожидаемые индивидуумом выгоды и его затраты сопоставляются по завершению каждой ступени обучения. По мере удлинения сроков обучения его выгоды растут намного быстрее затрат. В стремлении добиться максимизации эффекта (увеличения разницы между расходами на обучение и размером полученных индивидуальных благ от инвестиций в него) обучающийся принимает оптимальное с его позиций решение — продолжать учебу как можно дольше.

Частные и общественные издержки и выгоды в зависимости от продолжительности обучения

На рисунке сопоставлен эффект для общества в зависимости от продолжительности обучения с произведенными на эти цели расходами. Вначале кривая эффекта идет вверх, отражая повышение производительности труда фермеров, ремесленников и других тружеников в результате получения начального образования (грамотность, навыки счета и основы квалификации). Затем кривая эффекта для общества выравнивается и начинает снижаться. Кривая же издержек общества медленно растет первые годы (начальная школа) и затем резко устремляется вверх. Быстрый рост предельных издержек после начального образования вызван как большими капитальными, так и текущими затратами на более высоких ступенях образования (здания и оборудование). Еще более существенно то, что значительная часть затрат на обучение в средней школе и в высших учебных заведениях субсидируется государством.

На рисунке видно, что с позиций общества максимизация эффекта от инвестиций в образование достигается на уровне B лет обучения. Далее предельные издержки общества на продолжение обучения превышают предельный эффект от их применения. Иначе говоря, инвестиции в строительство новых учебных заведений более высокого уровня с позиций общества становятся неэффективными. Берман и Бэрдсалл в своем недавнем исследовании пришли к выводу, что оптимальной стратегией для менее развитых стран является скорее совершенствование существующих начальных школ, чем новое строительство. Характер соотношения между качеством и количеством образования показан на рисунке траекторией кривой общественного эффекта.

Таким образом, внутренний конфликт между индивидуальными и общественными интересами в вопросе об уровне образования сохранится до тех пор, пока оценка эффективности каждой из сторон будет расходиться по мере увеличения длительности обучения.

Острота проблемы расхождения оценок выгод и издержек между индивидуумом и обществом во многом носит искусственный характер: она порождена нерациональной реакцией участников процесса на различия в оплате труда, неправильным выбором уровня образования и неверной оценкой его стоимости. Переоценка индивидуумом социальной ценности образования ведет к росту безработицы. До тех пор пока нерыночные стимулы (преувеличенные ожидания выгод и рост субсидий) будут побуждать обучающихся продолжать образование, индивидуальные интересы сосредоточатся на стремлении продлить пребывание в системе формального обучения возможно дольше, несмотря на все большие трудности в получении работы в современном секторе и угрозу безработицы. Нерациональное распределение ресурсов страны (в данном случае чрезмерно большие ассигнования на формальное образование) продолжится, и ситуация может даже ухудшиться.

Необходимо создать такую структуру соотношения выгод и затрат, которая способствовала бы развитию и распределению трудовых ресурсов с учетом потребностей и возможностей различных отраслей экономики. Там, где такая система отсутствует (завышена оплата труда в современном городском секторе экономики, а предложение рабочих мест отстает от темпов роста образования), нерациональное распределение трудовых ресурсов проявляется по двум направлениям. Во-первых, большое превышение числа выпускников учебных заведений над абсорбционными возможностями экономики создает ситуацию, когда многие люди ищут работу в соответствии со своей квалификацией, но все вакансии заняты претендентами с более высоким уровнем образования.

Они остаются безработными до тех пор, пока не оказываются в состоянии привести свои запросы и ожидания (частично завышенные характером самого образования) в соответствие с жесткими реалиями рынка труда. Во-вторых, умерившие свои амбиции и получившие работу в современном секторе вскоре обнаруживают, что их образование остается невостребованным. Не нашедшие работы пополняют ряды постоянно безработных или работают на свой страх и риск в неформальном секторе, не имея возможности возместить обществу затраты за обучение. Сосуществование групп людей с чрезмерно высокой оплатой труда (часто наряду с невостребованностью их образования) с обнищавшими безработными выпускниками учебных заведений свидетельствует о наличии серьезных диспропорций в использовании скудных ресурсов страны. Излишние ассигнования на образование могли бы с большей продуктивностью использоваться на общественных работах в сельском секторе, обеспечив временную занятость не только выпускникам учебных заведений, но и людям с более низким образованием.

После анализа проблем экономики образования и занятости можно приступить к рассмотрению более широких взаимосвязей между образованием, обществом и развитием.