В 1980-е гг. непомерные внешние долги, растущие бюджетные дефициты и хронические проблемы платежных балансов — все вместе взятое, заставили правительства многих стран Третьего мира пойти на болезненные меры, направленные на стабилизацию их экономик.
Макроэкономическая стабилизация преследует три цели:
Как мы узнали, двумя катализаторами политики стабилизации и структурной адаптации стали МВФ, который удерживает контроль над международными частными кредитными средствами с помощью "кондишнэлити", и Всемирный банк, выдвигающий требование структурной адаптации при решении вопросов оказания многосторонней помощи. Но очень часто дефицит налоговых поступлений, конкуренция реальных обменных курсов, необходимость поддерживать нормальное функционирование финансовых рынков, дерегулирование или приватизация производства, преследующие цель макроэкономической стабильности и структурной адаптации, вынуждают правительства снижать темпы экономического роста, вследствие чего растут масштабы нищеты и неравенства.
Ужесточение фискальной политики обычно влечет за собой значительное сокращение государственных расходов на образование, здравоохранение и социальные программы, массовые увольнения рабочих с предприятий государственного сектора, непропорциональное снижение реальной заработной платы и разрушение важных систем экономической защиты бедных и обездоленных слоев населения. Такие меры, возможно, помогли обремененным огромной внешней задолженностью странам погасить часть своих долгов и тем самым решить проблемы коммерческих банков развитых стран, но их неизбежным следствием стало снижение уровня жизни сельских и городских бедняков.
В этой главе мы прежде всего рассмотрим попытки правительств слаборазвитых стран стабилизировать экономическое положение, обращая внимание на уникальный характер и структуру их финансовых и фискальных систем. Мы покажем, почему для большинства правительств стран Третьего мира так трудно следовать традиционной кредитной и финансовой политике, и как существующие в настоящее время системы налогообложения мешают попыткам восстановить баланс государственных бюджетов путем увеличения доходов, особенно за счет налогообложения богатых граждан. В конце главы сделаем краткий обзор проблем государственного управления (одного из главных ограничителей развития во многих странах), затронем дискуссии о приватизации государственных предприятий и рассмотрим роль крупных военных расходов в ускорении или замедлении экономического развития.