Реформы финансовых систем стран Третьего мира


Финансовая либерализация, реальные процентные ставки, сбережения и инвестиции

Доступность кредитов только для небольшого круга крупных заемщиков, наряду с высокой инфляцией, растущим бюджетным дефицитом и отрицательными реальными процентными ставками, привели к возникновению в слаборазвитых странах в 1980-х гг. ситуации, получившей название сжатие кредита". Мировые спады 1981—1982 гг. и 1987 г. показали ненадежность кредитов многих банков развития. Так, к концу десятилетия почти у половины из них было зарегистрировано по крайней мере 25% не погашенных в сроки кредитов, в то время как другая четверть имела задолженность, превышающую половину объема полученных кредитов. Неудивительно, что при реальных отрицательных процентных ставках на сберегательные депозиты, ожиданиях постоянного ускорения инфляции и ухудшения обменных курсов, которые вели к значительному оттоку капитала за границу, очень немногие люди стремились делать сбережения.

Кроме того, коммерческие банки столкнулись с многочисленными ограничениями на кредитование и законодательно установленным максимумом процентных ставок на ссудные средства, который был гораздо ниже рыночных реальных курсов. Поэтому, естественно, они прибегли к нормированию имеющихся кредитных средств.

Влияние фиксированного потолка процентной ставки на размещение кредитов

Рисунок показывает, к чему приводит фиксирование максимума номинальных процентных ставок на уровне ниже рыночных реальных курсов. При максимуме процентных ставок r, который ниже рыночного равновесного курса re, спрос на ссудные капиталы L2 значительно превышает имеющееся предложение L1. Этот превышающий спрос ведет к необходимости нормирования ограниченного предложения — явлению, получившему название "финансовое подавление", так как инвестиции лимитируются или подавляются из-за недостатка сбережений, который в свою очередь возникает вследствие установления реальных процентных ставок ниже уровня рыночных курсов.

При отсутствии открытой коррупции в распределении ссудных средств L1 большинство коммерческих банков предпочитают размещать имеющиеся кредитные средства среди ограниченного числа крупных заемщиков, чтобы таким образом минимизировать накладные административные расходы как часть общих издержек по кредитованию. Таким образом, чистый эффект от правительственного контроля за ссудными процентами состоит в том, что мелким инвесторам предоставляется еще меньшее количество кредитов. Лишь взимая более высокие процентные ставки, банки смогут покрыть дополнительные административные расходы и свести к минимуму риски при предоставлении небольших кредитов. Следовательно, мелкие фермеры и городские предприниматели могут обращаться

за финансовыми ресурсами только на неорганизованный денежный рынок, где они, как мы видим из рисунке, готовы платить ставки выше рыночных реальных курсов ru.

Одно из предлагаемых решений данной проблемы состоит в либерализации финансового сектора через свободный рост номинальных процентных ставок до уровня рыночных курсов. Это дало бы положительные процентные ставки и устранило бы явное субсидирование через систему процентных ставок предпочитаемого круга заемщиков, достаточно влиятельных, чтобы получить доступ к нормируемым кредитным средствам. Более высокие реальные ставки также привели бы к росту внутренних сбережений и инвестиций и позволили бы некоторым заемщикам перейти с неорганизованного денежного рынка на организованный. Всемирный банк ссылается на данные ряда стран, таких, как Таиланд, Турция и Кения, где либерализация процентных ставок вызвала рост сбережений и инвестиций.

Однако данные о результатах финансовой реформы 1970-х гг. в Чили свидетельствуют о многих недостатках этого процесса, в частности захват множества банков большими конгломератами, которые используют возросшие финансовые ресурсы на приобретение недавно приватизированных фирм или для расширения своих компаний. Когда многие из их фирм столкнулись с финансовыми потерями, эти конгломераты были вынуждены прибегнуть к дополнительным заимствованиям, чтобы избежать банкротства. Поэтому финансовая система Чили оказалась крайне уязвимой, когда в 1980-е гг. грянул кризис задолженности.

Следовательно, реформа и либерализация организованного денежного сектора не являются панацеей для финансовых систем развивающихся стран. Успех Южной Кореи и Тайваня (а еще ранее и Японии), для финансовых систем которых характерны многие виды финансового подавления, показывает, что разумное и выборочное вмешательство правительства может стимулировать индустриальное развитие.

Хотя устранение несоответствия процентных ставок может стимулировать рост сбережений и более эффективное размещение инвестиций, финансовая реформа всегда должна сопровождаться другими, более прямыми мерами, облегчающими доступ мелких фермеров и инвесторов к необходимым кредитным ресурсам, и тщательным контролем со стороны правительства за банковским и финансовым секторами для предотвращения чрезмерной концентрации финансовых ресурсов в руках местной элиты. И как мы отмечали в частях II и III (когда речь шла о земельной реформе, возможности получения высшего образования, создании рабочих мест и инвестициях транснациональных корпораций), достижение "правильных цен" — лишь один, хотя и важный шаг на пути ориентации развития на нужды забытого большинства.