Попытки смягчения макроэкономической нестабильности, политика стабилизации МВФ и ее кризис


Стабилизационная программа МВФ

Одной из попыток выхода из кризиса макроэкономической нестабильности стало неохотное, но все более частое обращение стран, подверженных высокому уровню инфляции, дефициту государственного бюджета и нехватке иностранной валюты наряду с крупными обязательствами перед иностранными кредиторами, к частным международным банкам для проведения переговоров о погашении внешней задолженности. В основе переговоров лежит идея продлить сроки выплаты основного долга и процентов по нему, а также получить доступ к новым источникам финансирования на более благоприятных условиях.

Однако обычной процедурой стало предварительное проведение страной-должником переговоров с МВФ, и лишь после этого консорциумы международных банков соглашались на новое финансирование или отсрочку. Должники были вынуждены соглашаться на долгосрочную процедуру ("кондишнэлити") и проведение жесткой "политики стабилизации" МВФ, чтобы получить доступ к средствам фонда сверх своей страновой квоты. Частные банки рассматривали успех переговоров с МВФ как свидетельство восстановления кредитоспособности и серьезного намерения задолжавших стран расплачиваться с долгами и зарабатывать валюту на погашение ранее накопленной задолженности. Стабилизационная программа МВФ представлена четырьмя основными компонентами:

1. Отмена или либеризация валютного и импортного контроля.

2. Снижение обменного курса местной валюты.

3. Жесткая внутренняя антиинфляционная программа, включающая:

а) контроль за кредитами банков с целью повысить их процентные ставки и увеличить величину резервов;

б) правительственный контроль за дефицитом государственного бюджета путем сокращения расходов, прежде всего в социальной сфере на беднейшую часть населения и на продовольственные субсидии, наряду с увеличением налогов и цены продукции государственных предприятий;

в) контроль за заработной платой, чтобы ее рост отставал от темпов инфляции (т. е. отказ от индексации заработной платы);

г) снятие различных форм контроля за ценами и поощрение свободы рынков.

4. Поощрение иностранных инвестиций и открытие экономики страны мировому хозяйству.

В начале 1980-х годов многие развивающиеся страны (Мексика, Бразилия, Аргентина и Филиппины), финансовые резервы которых оказались исчерпанными, вынуждены были обратиться к МВФ за дополнительным кредитованием. К 1992 г. десять стран достигли договоренности о займе у МВФ на общую сумму в 37,2 млрд. СПЗ (по курсу того времени — 27 млрд. долл.) Данные об этом приводятся в таблице.

Для получения кредитов и, что еще более важно, начала переговоров с частными банками о новых заимствованиях все должники должны были согласиться на проведение некоторых стабилизационных процедур. Хотя эти процедуры могут способствовать снижению темпов инфляции и улучшению платежных балансов участвующих в подобных граммах развивающихся стран, но политически они крайне непопулярны, поскольку подрывают усилия по развитию и ложатся непомерным бременем на слои населения с низкими и средними доходами.

К тому же отношение к ним неоднозначное: часто лидеры Третьего мира видят в них двойные стандарты, когда от них требуют жестких мер для наведения порядка в государственных бюджетах и при этом не реагируют на огромный торговый дефицит СЩА — крупнейшего должника мира. Наконец, политику МВФ экономисты школы зависимости рассматривают как проводника интересов индустриальных стран, заинтересованных прежде всего в сохранении нищеты и зависимости Третьего мира, чтобы обеспечить беспрепятственное функционирование глобальной рыночной структуры.

Например, сторонник теории зависимости Черил Пейер в своей критике МВФ и его стабилизационных программ утверждает, что МВФ функционирует в рамках Первого мира, его господствующей торговой системы "в качестве инструмента насаждения империалистической финансовой дисциплины по отношению к бедным странам", создавая таким образом систему "международной феодальной зависимости", или долгового рабства, в рамках которой проблемы платежных балансов развивающихся стран скорее увековечиваются, чем приближаются к разрешению.

Далее Пейер утверждает, что МВФ побуждает развивающиеся страны производить излишние заимствования, угрожая им отлучением от источников финансирования, что может неблагоприятно сказываться на процессе развития и приводить к подрыву программ развития. Чрезмерные заимствования становятся источником новых проблем в будущих платежных балансах, так что возникает порочный круг, в котором странам-должникам приходится ускорять бег для того, чтобы остаться на прежнем месте.

Менее радикально настроенные обозреватели относятся к МВФ нейтрально, не обвиняя его в каких-либо пристрастиях: они считают, что он выполняет порученный ему, но устаревший мандат удержания в рабочем состоянии глобального капиталистического рынка посредством применения ортодоксальных краткосрочных мер финансовой политики. Его главная цель — обеспечить поддержание "упорядоченной" международной системы обменных курсов национальных валют, способной обеспечить сотрудничество в денежной сфере, расширить международную торговлю, контролировать инфляцию, способствовать стабильности обменных курсов и, самое главное, оказывать странам помощь в преодолении краткосрочных сбоев в платежных балансах путем предоставления дефицитных валютных ресурсов. К сожалению, в торговом мире жесткого неравенства проблемы платежных балансов многих стран Третьего мира приобрели структурный и долговременный характер, в результате чего наложение на них краткосрочных стабилизационных программ может порождать затяжные кризисы в развитии.

С 1982 по 1988 гг. подобная стратегия МВФ испытывалась в 28 из 32 стран Латинской Америки и Карибского бассейна. Она явно не сработала. За этот период Латинская Америка выплатила 145 млрд. долл. внешних долгов, но цена этого решения была слишком высока: наступила экономическая стагнация, выросла безработица, доходы на душу населения сократились на 7%. Эти страны "адаптировались", но не развивались. К 1988 г. только две из них были в состоянии оплатить свою внешнюю задолженность. Подобная ситуация была типичной и для большинства стран.

Без кардинальной перестройки внутренней экономики развивающихся стран (возможно с помощью адаптационных структурных кредитов Всемирного банка, о чем мы скажем ниже) и установления нового мирового порядка принятие ортодоксального экономического курса для регулирования платежных балансов может подвергнуть опасности систему, которую МВФ пытается сохранить. Хотя МВФ, возможно, исходил отнюдь не из зловещих замыслов, критика Пейера и других сторонников теории зависимости жесткой ограничительной финансовой политики МВФ 1980-х годов имеет свой резон: подобный курс лег слишком тяжелым, не всегда оправданным, бременем на страны, с которым они не были в состоянии справиться. К счастью, к концу десятилетия МВФ стал проявлять большую гибкость в наборе "лекарств" для лечения своих пациентов.

Этот новый подход более логичен, гуманен и, в конечном счете, больше ориентирован на развитие по сравнению с предыдущими стабилизационными программами.

Глобальные масштабы долговой проблемы развивающихся стран

Проблема внешнего долга превратилась в подлинно глобальную, оказывающую влияние как на более развитые, так и на менее развитые страны. Долговой кризис 1980-х годов подверг сомнению стабильность всей мировой финансовой системы. Возникли опасения, что если один или два из крупнейших должников (Бразилия, Мексика и Аргентина) задержат выплаты, а другая группа стран, организовав картель должников, примет совместное решение отказаться от погашения долгов или последует инициативе Перу, увязав обслуживание долгов с экспортными доходами, то это окажет серьезное воздействие на экономику западных стран.

Была проведена серия конференций с участием международных банкиров и представителей правительств развитых и развивающихся стран в финансовых центрах мира. Слухи о неизбежной приостановке платежей вызвали спекулятивную лихорадку и массовую скупку долларов, курс которого в 1983—1984 гг. поднялся значительно выше его теневой цены. Это явление еще более осложнило положение должников, чья задолженность была деноминирована в долларах.

Со стороны стран с высоким уровнем задолженности поступили многочисленные предложения об урегулировании ситуации. Они включали такие меры, как новую эмиссию специальных прав заимствования (СПЗ) для обремененных долгами стран и реструктуризацию основной суммы долга с перенесением выплат на более поздние сроки. Среди них следует выделить соглашение с Парижским клубом, создавшее весьма льготные условия для должников — так называемые "условия Торонто". Эти двусторонние соглашения между участвующими сторонами предлагали должникам один из трех возможных вариантов урегулирования задолженности — сокращение до 1/3 общей суммы нельготных кредитов, снижение процентных ставок или увеличение сроков погашения до 25 лет.

Основная цель предложенного "меню" — восстановить потоки капитала в страны-должники. Коммерческие банки приняли План Брейди, который включал частичное списание долгов некоторых стран одновременно с финансовой поддержкой МВФ и Всемирного банка, гарантирующих выплату оставшейся задолженности, а также обязательство самих должников принять жесткие адаптационные программы, способствовать свободе торговли и привлечению иностранного капитала и не ограничивать его вывоз. Дополнительно возникло много споров об обмене долгов на акции (свопы).

Ненадежные долги развивающихся стран коммерческим банкам продавались со скидкой (иногда более чем 50%-ной) частным инвесторам на вторичных рынках ценных бумаг Коммерческие банки сейчас более охотно идут на такие сделки, так как новые правила и инструкции банков США разрешают им покрывать разницу между номиналом и курсом покупки долга при условии сохранения номинала других долгов этого должника Свопы дают странам-должникам возможность поощрять привлечение частных инвестиций в местной валюте как от иностранных, так и отечественных инвесторов, а также снизить сумму своей задолженности. Обратная сторона подобных сделок проявляется в том, что иностранные инвесторы могут приобретать реальную собственность развивающихся стран с огромной скидкой. Поэтому специалисты озабочены процедурой обмена долгов на акции отечественных предприятий и фирм.

Проблемы смягчения задолженности, включая обмен долгов на акции (свопы), состоят в том, что их инициаторами должны выступать частные международные банки со своими предложениями урегулирования. Большинство банков не склонно к подобным действиям, поскольку это приносит ущерб их счетам по краткосрочным операциям. Еще более существенно, что отсутствие единой политической линии развивающихся стран на отказ от оплаты своих долгов (мера, которая, несомненно, принесла бы урон и должникам и кредиторам в кратко- и долгосрочном плане) делает предложения об урегулировании непоследовательными: они не столько решают проблему, сколько переносят ее на более поздние сроки, создавая предпосылки для возникновения нового кризиса.

В целом долговой кризис свидетельствует об огромной силе взаимозависимости и политической хрупкости международных экономической и финансовой систем. Он также показывает, что рост учетных ставок в США не только отрицательно сказался на экономике стран Третьего мира, но, что еще более важно, выяснилось, что благополучию развитых стран может быть нанесен ущерб экономическими провалами и политикой крупных развивающихся стран

Хотя развивающиеся страны и несут определенную долю ответственности за накопление крупных внешних долгов, она бывает вынужденной, так как экономическая ситуация часто не поддается их контролю. Фактически подобное положение усугублялось политикой экономической стабилизации, проводимой у себя дома развитыми странами, которая вызывала рост процентных ставок, глобальный спад в экономике и сокращение спроса на экспортную продукцию развивающихся стран.

Согласно расчетам Уильяма Р. Клайна почти 85% (401 млрд. долл.) прироста объема внешнего долга не экспортирующих нефть развивающихся стран из общей суммы его увеличения в 480 млрд. долл. с 1973 по 1982 гг. были вызваны четырьмя факторами вне их контроля: повышением ОПЕК цен на нефть, ростом процентных ставок по долларовым сделкам в 1981-1982 гг., сокращениями экспорта Третьего мира, а также глобальным экономическим спадом, сопровождающимся драматическим падением цен на экспортную продукцию развивающихся стран и приведшим к ухудшению их условий торговли.

Исчезла ли проблема внешнего долга? Выигравшие и проигравшие

В 1980-х годах внешняя задолженность Третьего мира часто рассматривалась как самая сложная международная финансовая проблема, но в следующее десятилетие она уступила фронтальные полосы газет и журналов в развитых странах другим проблемам. Коммерческие банки и финансисты индустриальных стран заявили, что с кризисом покончено после переговоров в рамках Плана Брейди, когда было достигнуто в апреле 1992 г. соглашение с Аргентиной и в июне 1992 г. с Бразилией, после чего банки смогли закрыть свои счета по долгам Третьего мира.

Однако данные, приведенные в таблице, а также на рисунке, убеждают, что с позиций Третьего мира острота проблемы отнюдь не ослабла, возможно, положение даже осложнилось. Необходимостью выплачивать крупные суммы в погашение внешней задолженности и требованиями к обремененным тяжелыми долгами развивающимся странам проглотить крупную дозу горького лекарства МВФ во многом объясняются отрицательные показатели роста. В большинстве стран происходило сокращение потребления на душу населения, а предназначенные на рост и потребление инвестиции вынужденно переориентировались на погашение долговых обязательств.

Кризис, вероятно, миновал коммерческие банки развитых стран, сумма объявленных кредитов которых Третьему миру сократилась с 67 млрд. долл. в 1987 г. до 19 млрд. долл. в 1992 г. По отношению к ним МВФ проделал прекрасную работу. Но для бедняков и людей среднего достатка в развивающемся мире, чье экономическое благополучие было принесено и до сих пор приносится в жертву с целью выправить пошатнувшееся положение своих задолжавших правителей и спасти их от банкротства, лечение оказалось настолько горьким, что не дает пациентам шансов на выздоровление.

Специалист по развивающимся странам Джон Каванаг следующим образом оценил подобную ситуацию:

МВФ во многих отношениях напоминает средневекового доктора, который лечит все болезни с помощью пиявок, обескровливающих пациента. У меня создается впечатление, что фовд весьма успешно мобилизует ресурсы стран на оплату долгов коммерческим банкам, но подобные действия разрушительны с позиций долговременного здоровья этих стран

Многие обремененные тяжелой задолженностью развивающиеся страны, особенно африканские, оказались в порочном круге: выплата задолженности отвлекает ресурсы от экономического развития, в то время как его ускорение — единственное надежное средство избежать долговой западни. Велика опасность, что затянувшийся экономический спад не позволит им восстановить, по меньшей мере, в течение жизни одного поколения, даже тот низкий жизненный уровень, которого они достигли в конце 1970-х годов.

Заключение

За последствия глобального кризиса должны нести ответственность все его участники. Многим развивающимся странам придется пройти тяжелый период адаптации. Развитым же странам необходимо ослабить жесткую монетарную политику и поощрять импорт из стран развивающегося мира. Понадобятся и некоторые дополнительные меры (например, выплата процентов в местных валютах или установление верхней границы процентных ставок).

Нельзя допустить продолжения практики, когда коммерческие банки возмещают свои потери за счет налогоплательщиков развитых стран. МВФ, Всемирный банк и другие международные финансовые организации должны обеспечить развивающиеся страны достаточным объемом ликвидных средств и проводить гибкую политику, способствующую осуществлению необходимой адаптации без дальнейшего ущерба для роста и равенства. Но с долговременных позиций, пожалуй, самое важное — постепенная перестройка всей международной торговой и финансовой системы.






Смартфон Apple iPhone 8 256Gb Space Gray

Смартфон Apple iPhone 8 256Gb Space Gray.

zavadnoy.ru