Революционная теория внешней зависимости


В 1970-е годы идеи внешней зависимости получили большую популярность в странах Третьего мира. Это было результатом растущего разочарования в моделях стадий роста и структурных преобразований. Теория внешней зависимости рассматривает страны Третьего мира как общества, скованные институциональными, политическими и экономическими ограничениями (как внешними, так и внутренними) и связанные с богатыми странами отношениями зависимости и господства. В этой теории существуют три основных направления: неоколониальная модель зависимости, ложная парадигма развития и теория дуального развития.

Неоколониальная модель зависимости

Первое основное направление — неоколониальная модель зависимости — является побочным продуктом теории марксизма. Она связывает слаборазвитость стран Третьего мира с исторически сложившимся неравноправием богатых и бедных стран в мировой капиталистической системе. Центр системы (богатые страны) вольно или невольно эксплуатирует периферию (Третий мир), пренебрегает ее интересами, что усложняет, либо делает невозможным самостоятельное развитие бедных стран.

Внутри страны немногочисленные, но имущие и влиятельные слои (землевладельцы, предприниматели, военное руководство, чиновники, лидеры профсоюзов), которые заинтересованы в сохранении выгодной им неравноправной капиталистической системы. Прямо или косвенно они служат (и получают за это вознаграждение) интересам сил на международной арене, включающих транснациональные корпорации и учреждения иностранной помощи (типа Всемирного банка и МВФ), которые связаны с богатыми странами финансовыми и другими узами.

Идеология и деятельность местных элит в Третьем мире часто тормозит реформы, способные улучшить условия жизни широких слоев населения, иногда даже ведет к ухудшению этих условий и увековечиванию слаборазвитости. Неомарксистская теория неоколониализма объясняет растущую нищету в Третьем мире в значительной степени политикой и самим существованием промышленно развитых стран Северного полушария и связанных с ними небольших, но влиятельных компрадорских групп внутри развивающихся стран.

Экономическая отсталость предстает здесь как навязанное извне явление в отличие от моделей стадий роста и структурных сдвигов, где главными были внутренние ограничения развития типа дефицита накоплений или квалифицированных кадров. Революционная борьба или, как минимум, коренная перестройка мировой капиталистической системы является единственным средством освобождения стран Третьего мира от прямого и косвенного контроля Первого мира и местных угнетателей.

Одно из самых сильных заявлений о сущности теории внешней зависимости было сделано в свое время Теотонио Дош Сантосом:

Слаборазвитость не является докапиталистическим этапом в развитии общества, это скорее особая форма капиталистического развития, которую можно назвать зависимым капитализмом... Зависимостью является состояние, когда экономическое положение одной группы стран предопределено развитием другой группы стран. Отношения взаимозависимости между двумя или несколькими странами становятся отношениями зависимости, когда одни из них могут развиваться самостоятельно, а другие — только в результате воздействия извне. Эта зависимость может иметь как позитивное, так и негативное влияние на ход развития страны. Но типичная ситуация — это когда вторая группа стран страдает от отсталости и от эксплуатации.

Господствующие страны, обладая превосходством в технологиях, в сферах внешней торговли, инвестиций и в социально-политической организации, имеют возможность оказывать давление на зависящие от них страны (конкретные формы подавления зависят от исторической эпохи). В рамках таких отношений господствующие страны эксплуатируют зависимые и присваивают часть прибавочного продукта последних. Зависимость в итоге проистекает из самого международного разделения труда, которое стимулирует промышленное развитие в одних странах и ограничивает в других, рост которых предопределен тенденциями в ведущих центрах мирового хозяйства

Любопытно, что схожую, хотя и не имеющую ничего общего с марксизмом, точку зрения высказал Папа Римский Иоанн Павел II в 1988 г. в энциклике (официальное послание Папы к верующим) под названием "Общественная роль церкви":

Необходимо осудить экономические, финансовые и социальные механизмы, которые, хотя и управляются людьми, функционируют почти автоматически, увеличивая богатство одних и усугубляя бедность других. Эти механизмы прямо или косвенно управляются развитыми странами и по сути обогащают лишь тех, кто ими манипулирует. Тем самым ставится в зависимость и удушается экономика менее развитых стран.

Многие аргументы неоколониальной модели зависимости мы более детально рассмотрим во второй и третьей частях книги вместе с проблемами бедности, распределения доходов, безработицы, внешней торговли и иностранной помощи.