Выводы и предложения: возможные варианты политики в области образования


Развивающиеся страны стоят перед необходимостью выбора подхода к проблемам образования из двух возможных вариантов. Они могут продолжить политику расширения системы формального образования допустимо высокими темпами, внося лишь непринципиальные изменения в программы, методы обучения и приема экзаменов при сохранении сложившейся структуры занятости и затрат на образование.

С другой стороны, возможно радикальное реформирование всей системы путем изменения спроса и предложения на обучение и приведения образовательных программ в соответствие с реальными возможностями и потребностями общества. По нашему мнению, предпочтительнее второй путь. Следование же первым путем усугубит безработицу, нищету, неравенство, отставание деревни в развитии, а также сохранит интеллектуальное доминирование внешнего мира, вносящего вклад в консервацию слаборазвитости большинства стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Поскольку системы образования скорее отражают и воспроизводят экономические и социальные структуры общества, в котором они функционируют, чем формируют их, то любые программы и политика приведения сферы образования в большее соответствие с задачами развития должны реализоваться одновременно на двух уровнях:

Модификация внешних по отношению к образованию экономических и социальных стимулов, которые в значительной мере определяют размеры, структуру и ориентацию совокупного индивидуального спроса на обучение и соответственно реакцию общества в виде политики роста числа школ.

Модификация внутренних стимулов к совершенствованию системы образования и усиления в ней принципов равенства путем изменений в: содержании учебных программ (особенно в сельской местности), соотношении расходов индивидуума и общества на обучение, способах отбора и поощрения учащихся, практике выдачи свидетельств о пригодности к занятию определенной должности в зависимости от уровня образования.

Только одновременное движение по этим двум направлениям может привести к сближению образования с задачами развития. Поэтому рассмотрим подробнее, что необходимо сделать в самой системе образования и за ее пределами для достижения поставленных целей.

Внешние меры к системе образования

Смягчение диспропорций, сигналы и стимулы

Меры по ослаблению важнейших экономических диспропорций и ложных стимулов (например, распределение доходов и дифференциация оплаты труда), устранению экономических и социальных препятствий прогрессу личности способствуют росту предложения рабочих мест, снижению темпов миграции из сельской местности в города, переориентации образовательных систем на решение задач развития.

Изменение требований к образованию при найме на работу

Это необходимо для разрыва порочного круга, когда завышенные требования к претендентам на рабочие места вынуждают их продолжать обучение за пределы реально необходимого срока для данной специальности. Предприниматели в частном и государственном секторах должны довольствоваться квалификацией, отвечающей стандартным условиям, хотя подобный подход может осложнить процесс найма. Главное в данной процедуре — отменить требование обязательного представления документа об образовании при занятии ряда вакансий, особенно в государственном секторе (дворники, посыльные, делопроизводители и т.п.), его примеру должен последовать и частный сектор.

Борьба с "утечкой умов"

Вопрос о контроле международной миграции и введении налога на выезд высококвалифицированных специалистов, получивших образование в развивающейся стране, весьма сложен и деликатен. Эти меры могут в принципе рассматриваться как посягательство на основные права человека и его свободу выбирать место своей работы. Подобная политика репрессивных режимов безнравственна. Но если государство расходует дефицитные ресурсы на обучение и овладение специальностью своих граждан, которые затем мигрируют за рубеж, лишая его всех выгод от осуществленных инвестиций в образование, то с позиций экономики и морали оправдана одна из двух возможных реакций: временно ограничить миграцию или обложить зарубежные заработки мигрантов налогом, чтобы полученные ресурсы использовать в интересах развития. Такой налог станет ограничителем ми грации в другие страны. Однако реализация данной схемы связана с необходимостью сотрудничества с правительством страны миграции и его содействия в сборе налога.

Меры в системе образования

Бюджет системы образования

Там, где это допускает политическая ситуация, целесообразно замедлить по сравнению с прошлым периодом темпы роста расходов на образование, чтобы использовать высвобожденные ресурсы на увеличение числа рабочих мест в деревне и городе. Большую часть ассигнований следует направлять на развитие начальной, а не средней и высшей школы, предоставив возможность ученикам продолжить образование самостоятельно для овладения знаниями, необходимыми работникам в сельском хозяйстве.

Субсидии

Субсидии на более высоких ступенях обучения следует сокращать для преодоления перекосов в индивидуальном спросе на образование. Нужна политика, в рамках которой обучающийся, а не его семья и общество, должен нести большую часть расходов по мере продолжения учебы. Это можно сделать предоставлением займа с последующим его возвратом или обязательством работать после окончания учебы в сельской местности. В то же время для учеников из необеспеченных семей необходимы субсидии для возмещения их существенных индивидуальных затрат на обучение с учетом альтернативных издержек.

Программы начальной школы и потребности деревни

Учебные программы начальной школы и система неформального обучения должны в большей мере учитывать потребности сельских жителей в овладении специальностью (работа на небольшой ферме, ремесленничество и другая производственная деятельность за пределами фермы, служба в местной администрации, коммерция), чтобы в максимально возможной степени использовать трудовой потенциал и способности человека. Однако подобная перестройка систем формального и неформального образования не получит общественной поддержки и будет встречена со скептицизмом, если не будет сопровождаться расширением занятости и предоставлением рабочих мест, где мелкие фермеры, ремесленники и предприниматели смогут применять полученные в процессе обучения знания. Без реализации этого условия ученики предпочтут продолжить обучение до получения диплома и будут искать работу в городе.

Квоты

Для смягчения неравноправного характера образовательных систем возможно применение квот, что позволит поддерживать в средней школе и высших учебных заведениях соотношение между различными имущественными группами учащихся, примерно отражающее их численность в населении. Сейчас фактически осуществляется скрытое квотирование по имущественному признаку: лишь обеспеченные люди могут продолжить учебу за пределами начальной школы.

Замена этой реально существующей системы новой откроет для учеников из бедных семей возможность продолжить учебу в результате получения доступа к займам и субсидиям, что сделает образование подлинным институтом экономического и социального равенства. Система квот будет различной в различных странах. Но нет никаких оснований априори считать, что ее введение для продолжения обучения способных учеников из необеспеченных семей не будет более эффективным инструментом с позиций роста и справедливости, чем существующая система, воспроизводящая нищету, неравенство и препятствующая росту дуалистических и экономических социальных структур.