Развивающимся странам, желающим сократить масштабы бедности и чрезмерное неравенство в распределении доходов, необходимо знать, как наилучшим образом достигнуть этой цели. Какой должна быть экономическая политика правительства, чтобы, сокращая масштабы бедности и неравенства, одновременно поддерживать или даже ускорять темпы экономического роста? Мы увидим, что для смягчения неравенства в доходах в пользу, скажем, 40% беднейшего населения важно определить влияющие на их распределение факторы, понять, каким образом вмешательство правительства может изменить или модифицировать их воздействие для достижения желаемого результата.
Сферы вмешательства
Возможно выделить четыре потенциальные области вмешательства государства, которые соответствуют следующим четырем элементам, определяющим систему распределения дохода в развивающихся странах.
Рассмотрим теперь выбор вариантов государственной политики в отношении распределения доходов в странах Третьего мира.
Изменения функционального распределения дохода за счет воздействия на относительные цены факторов производства
Изменение функционального распределения дохода представляет собой традиционное направление политики. Многие экономисты считают, что из-за институциональных факторов реальная относительная цена труда (по существу ставка заработной платы) обычно выше, чем если бы она определялась исключительно рыночными силами. В качестве примера такой искаженной цены труда часто упоминается давление профсоюзов на минимальную заработную плату с целью ее повышения (выше реального уровня, определяемого соотношением спроса и предложения, даже при наличии массовой безработицы).
Следовательно, меры, направленные на снижение цены труда относительно капитала (например, за счет более низкой заработной платы в государственном секторе или государственных субсидий предпринимателям) побуждали бы предпринимателей заменять капитал трудом. Такая замена факторов повышает общий уровень занятости и в конечном счете увеличивает доходы бедных, единственный капитал которых — рабочая сила.
Однако очень часто цена капитального оборудования "институционально" устанавливается на искусственно низком уровне (т.е. ниже, чем при ее определении на основе спроса и предложения) путем различных государственных льгот и стимулов (поощрение инвестиций, налоговые льготы, льготные кредиты, завышенный обменный курс, низкие тарифы на импортируемые средства производства, например, тракторы или автоматизированное оборудование). Их отмена способствовала бы повышению цены на капитал, что увеличит заинтересованность в использовании избыточного предложения труда по сравнению с дорогостоящим капиталом. Более того, владельцы капитала (как физического, так и финансового) не будут больше получать неоправданно высоких доходов, сократится и их личный доход.
Поскольку цены на факторы производства являются основными стимулами в любой экономике, то корректировка их (т.е. снижение относительной цены труда и повышение относительной цены капитала) не только увеличит производительность и эффективность, но и сократит неравенство путем предоставления работы неквалифицированным и малоквалифицированным рабочим, что также снижает чрезмерные доходы владельцев капиталов. Поэтому устранение деформации цен на факторы производства окупит себя как возрастанием темпов роста и эффективности экономики, так и повышением занятости и смягчением неравенства.
Здесь же на основе традиционного аргумента о деформации факторных цен можно заключить, что их корректировка будет способствовать сокращению уровня бедности и более равномерному распределению дохода. Удастся ли добиться этого, зависит, прежде всего, от способности предприятий переориентироваться на трудоемкие методы производства вследствие относительного падения цен на труд и их повышения на капитал. Это важная экономическая проблема, решение которой зависит от конкретной ситуации в стране, но движение в этом направлении желательно.
Изменение распределения дохода по размеру за счет прогрессивного перераспределения собственности
Знание цен и степени использования производственных факторов (труд, капитал, земля) позволяет определить общий доход каждого из них. Но для определения личных доходов и их размера необходимо знать распределение и степень концентрации факторов среди различных групп населения. Здесь мы подходим, пожалуй, к наиболее важной проблеме: неравенство доходов в большинстве стран Третьего мира обусловлено существующей концентрацией имущественных активов. То есть получение 20% населения более 50% национального дохода объясняется тем, что эта часть населения владеет и контролирует, например, 70% всех производственных ресурсов, прежде всего физического капитала и земли, а также человеческого капитала в форме полученного образования. В условиях столь высокой концентрации собственности и возможностей получения качественного образования изменения цен на факторы производства, конечно же, недостаточно для существенного сокращения неравенства и искоренения бедности.
Следовательно, второй и наиболее важный аспект политики сокращения масштабов бедности и неравенства состоит в непосредственном уменьшении чрезмерного контроля за собственностью со стороны отдельных групп населения, в сокращении неравномерного распределения власти, неравного доступа к образованию и возможностей получения высокооплачиваемой работы. Земельная реформа — классический случай применения политики перераспределения в отношении сельскохозяйственного населения, на долю которого приходится от 70 до 80% общего числа бедных. Основная цель земельной реформы заключается в превращении фермеров-арендаторов в мелких собственников для стимулирования развития производства и увеличения их доходов.
Но как мы увидим, земельная реформа может быть неэффективным инструментом перераспределения доходов, если существующие институциональные ограничения и ценовые деформации факторов производства будут ограничивать доступ мелких фермеров к другим необходимым ресурсам, таким, как кредиты, удобрения, семена, специальное образование и т.п. Подобные меры в городах могут включать предоставление мелким предпринимателям для роста производства и занятости коммерческих кредитов на рыночных, а не на кабальных условиях, предлагаемых ростовщиками.
Возможно постепенное изменение политики перераспределения ресурсов. Например, правительства стран Третьего мира могли бы передавать часть своих централизованных инвестиций низкодоходным группам населения с тем, чтобы постепенно обеспечить политически более приемлемое перераспределение накопленных средств. Такая политика часто называется перераспределением через рост. Является ли такое перераспределение более эффективным, вопрос спорный, особенно в условиях неравномерного распределения власти. Но применение какой-либо формы перераспределения ресурсов — динамичной или статичной — необходимое условие для существенного сокращения бедности в развивающихся странах.
Другим примером неравного распределения ресурсов является человеческий капитал в форме накопленных знаний, опыта и навыков. Поэтому государственная политика должна обеспечивать большинству людей доступ к образованию как средству получения высокооплачиваемой работы в будущем Но как и в случае с земельной реформой, просто более широкие возможности образования не гарантируют исчезновения бедности, если их не сопровождать политикой содействия превращению полученных знаний в капитал.
Сокращение доли доходов наиболее обеспеченной части населения посредством прогрессивных налогов на доходы и имущество
Любая политика, направленная на повышение жизненного уровня беднейших граждан, должна быть обеспечена достаточными финансовыми ресурсами для реализации намеченных целей. Источником финансирования программ такого рода является прогрессивная система налогообложения дохода и имущества. Объект прямого прогрессивного налогообложения — личные и корпоративные доходы. По мере роста дохода увеличивается и ставка налога. Налогообложение богатства (накопленные активы и доход) обычно включает личные и корпоративные налоги на собственность, а также прогрессивные налоги на наследство. В любом случае основное бремя этих налогов ложится на высокодоходные группы населения.
К сожалению, во многих развивающихся, как впрочем и в развитых странах, принятая структура налогообложения и реальные ставки существенно отличаются Прогрессивный налог часто остается на бумаге, превращаясь на практике в регрессивный.
В итоге низко - и среднедоходные группы населения отдают большую часть своих доходов в форме налогов, чем высокодоходные. Причины такого "превращения" просты. С бедных слоев населения налоги взимаются у источника их доходов либо расходов (удержание налога с заработной платы или косвенные налоги, начисляемые на такие товары, как сигареты, пиво) Наоборот, богатые получают большую часть дохода в виде процентов на имущественные и финансовые активы, что позволяет укрывать его от налогообложения. Обладание властью дает возможность избежать уплаты налогов без опасения правительственных санкций. Поэтому введение жесткой системы прогрессивного налогообложения доходов и богатства является важной частью политики перераспределения.
Увеличение доли доходов наименее обеспеченной части населения посредством прямых трансфертных платежей и безвозмездного предоставления государством товаров и услуг населению
Другой важный инструмент современной политики, направленной на сокращение масштабов бедности, — обеспечение государством неимущей части населения некоторыми товарами и услугами. Примером могут служить программы охраны здоровья для бедных, бесплатные завтраки в школах и дошкольных учреждениях, обеспечение жителей отдаленных районов чистой водой и электричеством. Прямые денежные трансферты, дотации на питание и поддержание низкого уровня цен на продовольствие представляют собой государственную политику субсидирования потребления. Все эти мероприятия способствуют повышению реальных доходов бедных слоев населения выше уровня денежного дохода, определяемого рынком. К сожалению, в 80-х годах с обострением проблемы задолженности первыми жертвами сокращения государственных затрат стали бедные слои города и деревни.
Заключение и выводы: необходимость интегрированного подхода
Рассмотрение альтернативных подходов к проблемам роста, бедности и неравенства в Третьем мире убеждает, что отдельные меры не могут обеспечить желаемого результата: ощущается потребность в интегрированной политике, тремя важнейшими элементами которой являются: политика (пакет политических мер), обеспечивающая через систему ценообразования (на основе рыночных критериев или институциональных инструментов) подачу правильных с позиций общества сигналов, стимулирующих активность как производителей, так и поставщиков ресурсов. Устранение ценовых деформаций будет способствовать росту эффективности производства и занятости, снижению масштабов нищеты. Не менее важным является проведение собственных исследований с целью разработки эффективных трудоемких технологий в производстве.
Политика (пакет политических мер), направленная на радикальные структурные изменения с целью перераспределения имущества и власти, расширения доступа к образованию и росту на этой основе занятости и доходов. Эти меры выходят за рамки экономики и затрагивают все сферы социального, институционального, культурного и политического устройства развивающегося мира. Однако без этих радикальных структурных изменений и перераспределения богатства как одномоментного (например, через экспроприацию государственного сектора) или осуществляемого постепенно (перераспределение через рост) сколь либо существенное улучшение условий жизни городской и сельской бедноты маловероятно или даже вообще невозможно.
Политика (пакет политических мер), направленная на изменение сложившейся системы распределения дохода по размеру путем его ограничения у наиболее обеспеченных слоев населения введением прогрессивного налогообложения их доходов и имущества. Одновременно необходимы прямые финансовые выплаты, расширение практики бесплатного и льготного предоставления государством потребительских товаров и услуг наиболее бедным группам населения.